Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:28, реферат
Обучение письму и письменной речи является важным этапом в обучении иностранному языку в средней школе. Практическая ценность обучения письму и письменной речи заключается в том, что оно охватывает всю систему, начиная с графем, слов, фраз, и заканчивая предложением, оказывая мощное влияние на восприятие и умственную деятельность учащихся. Программа по иностранному языку в СШ говорит: «Обучение письму и письменной речи является мощным средством обучения иностранному языку».
Введение.
Обучение письму и письменной речи является важным этапом в обучении иностранному языку в средней школе. Практическая ценность обучения письму и письменной речи заключается в том, что оно охватывает всю систему, начиная с графем, слов, фраз, и заканчивая предложением, оказывая мощное влияние на восприятие и умственную деятельность учащихся. Программа по иностранному языку в СШ говорит: «Обучение письму и письменной речи является мощным средством обучения иностранному языку».
В школьной программе на обучение письму и письменной речи отводится гораздо меньше времени, чем на обучение устной речи, что связано с коммуникативным подходом в обучении иностранному языку.
Профессор Г.К.Гружинская обоснованно называет письмо «универсальным помощником в обучении иностранному языку», на основании того, что в процессе письма осуществляется опора на все виды ощущений, с использованием акустического, речедвигательного, зрительного и рукодвигательного анализаторов, а, как известно, опора на большее количество анализаторов способствует лучшему и скорейшему запоминанию. И именно поэтому письменные упражнения являются эффективным средством усвоения языкового материала, а также развития навыков чтения, т.к. чтение и письмо базируются на одном и том же языковом коде. Данной проблемой занимались также такие известные педагоги и методисты как Е.И.Пассов, Г.В. Рогова, И.Л. Бим и многие др.
В современной методике различают такие понятия как письмо и письменная речь. Подобное разграничение связано с особенностями механизма письма, который складывается из двух звеньев: составления слов из букв и составление письменных сообщений из слов и словосочетаний. В основе осуществления первого звена лежит владение графикой и орфографией, причем, оно должно быть доведено до уровня навыка, а для реализации второго звена характерно выражение мыслей с помощью определенного графического кода, т.е. необходимо речевое умение. Обучение письму и письменной речи на уроке иностранного языка является и целью, и средством, при помощи которого учитель обучает школьников всем видам речевой деятельности.
Письмо и письменная речь, выступая как цель, и в качестве средства обучения играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму, т.к. в этот период происходит формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями. Указанные умения представляют собой необходимое условие формирования навыков чтения и письменной речи. На среднем этапе центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию в связи с накоплением нового языкового материала.
Одновременно с этим
Для того чтобы выявить роль письма и письменной речи как средства обучения, необходимо рассмотреть психофизиологическую характеристику письма. Прежде всего, следует отметить то, что, по мнению психологов, письменное кодирование информации на любом языке представляет собой достаточно сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит, во-первых, из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения, и, во-вторых, из перевода звукового кода в графический.
Первый момент представляет собой
разнообразную и сложную
«программирование» грамматико-
Письмо – сложный процесс, который включает в себя ряд определенных навыков, таких как:
На развитие вышеперечисленных навыков влияют следующие факторы:
Глава1. Письмо как цель и средство обучения иностранному языку.
Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. Письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны.
Термин «письмо» понимается здесь в широком смысле слова. Это и одна из форм письменного общения, и техника письма, включающая графику, каллиграфию, орфографию и пунктуацию.
Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний.
Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внутренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и организация их в грамматически оформленные предложения, абзацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, комбинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых действий развертывается в соответствии с коммуникативным намерением автора.
Механизм внутренней речи, т.е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль. При построении письменного текста автор следует определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат.
При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. В процессе говорения действует переход от слова, произносимого про себя, к слову, произносимому вслух.. Пишущий сначала представляет себе или воспринимает (при записи со слуха) те звуковые комплексы, которые подлежат фиксации. Затем он соотносит их с соответствующими графемами. При порождении письменного высказывания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующими фонемами.
Внутренняя речь имеет разную степень интенсивности, что зависит от уровня владения языком и сложности порождаемого высказывания.
Из всех форм устного и письменного общения письмо и говорение наиболее взаимозависимы. Тесная связь между ними проявляется не только в близости моделей порождения, но и в корреляции психологических механизмов - речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а также в использовании таких анализаторов, как зрительный, речедвигательный, слуховой, т. к. сначала « мы пишем под диктовку собственного голоса, затем просматриваем и мысленно произносим написанное, вслушиваясь в ритм и интонацию». (Хегболд)
Письмо как дистантная форма
общения рассчитано на реципиентов,
не связанных с автором
Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:
В отличие от говорения или слушания письмо - процесс более медленный, т.к. при порождении высказывания пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его. Из-за возможности возврата к тексту с целью контроля и исправления написанного многие авторы считают письмо более лёгкой речевой деятельностью и рекомендуют переходить от слушания и говорения не к чтению, а к письму как надёжному средству для совершенствования форм устного обучения (аудиовизуальный метод).
Связь письма с чтением объясняется тем, что обе формы общения базируются на графическом коммуникативном коде, хотя преследуют при этом разные цели. Письмо является не только способом контроля прочитанного, но и средством обучения чтению. Автоматизация звукобуквенных соответствий, закрепление с помощью письменных упражнений материала разных уровней языка совершенствует технику чтения и способствует успешному развитию умений извлекать и фиксировать информацию из печатного текста.
Письмо как цель обучения предусмотрено в Программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.
По окончании начального этапа обучения должны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в письменной речи. На материале предложений и несложных текстов учащиеся должны научиться:
Средний этап должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяются тематика и объём письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения на данном этап должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на материале аутентичных текстов: образцах эпистолярного типа - текстов писем, открыток, а также статей из газет и журналов для подростков с целью использования их в качестве образцов для развития следующих умений:
Обучение на старшем этапе предполагает достижение высокого уровня в области письма, что выражается в улучшении качественных характеристик письменного текста, в расширении тем и проблем общения, в увеличении степени самостоятельности учащихся. На всех этапах обучения развиваются стратегические умения, к основным из которых относятся следующие: