Обучение письму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Обучение письму и письменной речи является важным этапом в обучении иностранному языку в средней школе. Практическая ценность обучения письму и письменной речи заключается в том, что оно охватывает всю систему, начиная с графем, слов, фраз, и заканчивая предложением, оказывая мощное влияние на восприятие и умственную деятельность учащихся. Программа по иностранному языку в СШ говорит: «Обучение письму и письменной речи является мощным средством обучения иностранному языку».

Файлы: 1 файл

Обучение письму.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Сочинение относится к наиболее трудному виду письменных работ, поскольку оно предполагает самостоятельный отбор фактов или событий, связанных с выражением чужих и своих собственных мыслей в письменной форме. В отличие от изложения, в котором событие или описание раскрывается согласно плану, которому следовал автор, сочинение требует самостоятельного составления плана, соответствующего заданной теме, и умения дать элементарную оценку событиям и поступкам персонажей. По способу изложения сочинения могут быть описательные, повествовательные, сочинения-рассуждения.      Сочинение описательного характера представляет собой текст, в котором словесно характеризуются предмет, пейзаж, обстановка и т.д. для описательного сочинения требуется большее количество слов, чем для оформления устного рассказа, поскольку в описании большое внимание уделяется признакам и свойствам описываемого предмета или явления.

Сочинение-повествование представляет собой развитие действия или события во времени и считается более простым способом изложения мыслей, чем описание и рассуждение, т.к. последовательность изложения в повествовательно тексте обычно соответствует фактическому ходу событий; здесь не выделяется точка зрения автора, нет анализа событий.

 раскрытие частей целого в их логической последовательности, причём развёртывание мысли происходит по определённой схеме. Сочинение-рассуждение связано с большой предварительной подготовкой учащихся:

  1. составлением плана сочинения;
  2. формулировкой тезисов;
  3. отбором речевых формул для аргументации/обоснования собственной точки зрения или оценки описываемых событий;
  4. составлением заключительной части в форме краткого вывода.

Сочинения-рассуждения могут быть написаны в жанре письма, статьи в школьную газету, отзыва или рецензии.

Написание писем неофициального и официального характера проводится с целью передачи адресату определённой информации. Для письма нужно владеть: а) этикетными формулами неофициального и делового письма; б) правилами организации иноязычного письменного текста, включая умение оформлять адрес на конверте; в) соблюдение правил орфографии и пунктуации. В письмах сочетаются все формы выражения мысли: изложение, описание, повествование, рассуждение и др.

Разновидностями эпистолярной письменной речи являются6 тексты поздравлений, телеграмм, приглашений, объявлений, заявлений и др.

Контроль письменных текстов

Показателями сформированности умений письма являются:

1) успешность осуществления письменного общения, которая подразумевает наличие речевого намерения, способность выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации, разнообразие ситуаций, в рамках которых создаётся письменный текст;

2) качество содержания продуцируемого письменного текста,  что предполагает разнообразие тематики, предложений и этикетных формул, высокий уровень языковой трудности, большое количество передаваемых фактов;

3) качество языковой стороны письменного текста что определяется правильностью языковых средств и точностью информации, передаваемой в письменном виде, степенью соответствия языковых средств письма стилистическим нормам;

4) степень самостоятельности  в выполнении письменных заданий, которая определяется уверенностью в отношении использования языковых средств при составлении письменного текста; отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи, отсутствием необходимой помощи.

Ошибки в письменных текстах  принято делить на:

    • лексико-грамматические;
    • орфографические;
    • фактические (относящиеся к логике изложения);
    • ошибки в оформлении письменного текста
    • соответствие содержания вторичного текста оригиналу.

 

2.3. Методические рекомендации по  обучению технике письма.

Методика исправления ошибок в письменных работах.

 Современные методисты считают,  что суть исправления ошибок  должна основываться на понимании учащимися того, какую ошибку он сделал, и каким образом он должен ее исправить. Именно поэтому современные отечественные и зарубежные  педагоги – лингвисты  считают, что учитель всего лишь должен выделить или подчеркнуть то место, в котором была допущена ошибка, ведь это заставит учащихся задуматься, еще раз вспомнить правило или исключение и самостоятельно обнаружить, в чем же именно она была допущена. В данном случае учащиеся находят ошибки и самостоятельно их исправляют. Школьники должны научиться находить, исправлять и комментировать исправление своих  ошибок, причем, первоначально этому их должен научить учитель. Самостоятельное исправление ошибок корректирует навыки правописания, знание алфавита и грамматики. Чем   лучше учитель будет тренировать  в этом своих  учащихся, тем на меньшее количество ошибок ему придется указывать при проверке письменных работ.

Существует ряд рекомендаций по технологии исправления ошибок  в письменных работах:

  1. Прежде чем собрать письменные работы следует дать время на  самостоятельную проверку  выполненных заданий.
  2. Учащиеся могут сами исправить ошибки, опираясь на доску, где написаны правильные варианты, выполненной ими работы, что позволяет сравнить правильное с неправильным, и разглядеть  это неправильное  в своих тетрадях.
  3. В то время как учащиеся выполняют свою письменную работу, учитель проходит и просматривает их тетради, отмечая предложения, в которых допущена ошибка, но не указывает на саму ошибку. Затем через определенное время учитель опять подходит к учащемуся, и, если ошибка была исправлена,  он убирает поставленный ранее знак,  указывающий на неправильное написание. Этот способ является очень эффективным, т.к. учителю не составляет особого труда и не требуется много времени для того, чтобы обнаружить ошибку.

4. Возможен и такой вариант самопроверки: когда письменная работа подходит к концу,  и учитель должен собрать  рабочие тетради, учащиеся могут поменяться своими работами и проверить письменные задания с указанием на ошибки (вынесением ошибок за поля) своих одноклассников. Однако не следует забывать о том, что данная работа должна проводиться под руководством учителя, т.е. один из учащихся читает вслух, объясняя орфограммы, а другие, слушая и анализируя,  корректируют выполненные задания.

 Данный способ требует честности  и самоконтроля со стороны  учащихся, т.к. учитель может предложить  проверить свою собственную работу, с целью нахождения там недочетов или ошибок. Учащиеся выносят количество допущенных ошибок  на поля, а учитель подсчитывает вынесенные ошибки и выставляет полученную оценку.

Таким образом, учитель может разнообразить  процедуру исправления ошибок, причем варьирование форм  исправления ошибок  и выставления оценок  заставляет учащихся быть более бдительными и ответственными, развить их способности в обнаружении недочетов  своей собственной работы. Однако данные рекомендации касаются лишь тех случаев, кода мы имеем дело с упражнениями, касающимися графики или орфографии, т.к. в таких письменных работах как сочинение, составление письма, аннотирование, (т.е. когда мы имеем дело с творчеством),  проверка письменных работ должна осуществляться учителем. 


Информация о работе Обучение письму