Обучение письму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Обучение письму и письменной речи является важным этапом в обучении иностранному языку в средней школе. Практическая ценность обучения письму и письменной речи заключается в том, что оно охватывает всю систему, начиная с графем, слов, фраз, и заканчивая предложением, оказывая мощное влияние на восприятие и умственную деятельность учащихся. Программа по иностранному языку в СШ говорит: «Обучение письму и письменной речи является мощным средством обучения иностранному языку».

Файлы: 1 файл

Обучение письму.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 Так для обучения лексике целесообразно использовать такие виды письменных упражнений как:

  1. Найдите из ряда написанных слов лишнее, не относящееся к данной теме;
  2. Найдите синонимы и запишите их;
  3. Найдите антонимы и запишите их;
  4. Дополните предложения нужными словами;
  5. Решите кроссворд.

При обучении грамматике учитель также делает опору на письменные упражнения и чаще всего это такие упражнения как:

  1. Вставьте нужную форму глагола и запишите готовое предложение себе в тетради;
  2. Вставьте нужный по смыслу предлог;
  3. С использованием нужной грамматической конструкции ответьте письменно на вопросы;
  4. Переведите письменно следующие предложения на иностранный язык;
  5. Переведите следующие предложения на родной язык.

При обучении фонетике  в общеобразовательных школах целесообразно использовать следующие  упражнения:

  1. Из ряда следующих букв и звуков найдите соответствующие  пары  и запишите их;
  2. Запишите слова в транскрипции;
  3. Выпишите из ряда предложенных слов те, в которых встречаются следующие звуки…
  4. Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя.

Письменные упражнения используются при обучении другим видам речевой деятельности: говорению, аудированию и чтению. Вот примеры таких упражнений:

*составьте список вопросов для  обсуждения с воображаемым и  реальным собеседником;

    • составьте тезисы для беседы  или устного сообщения в заданной ситуации общения;
    • подготовьте устное сообщение, используйте печатные и письменные материалы, соответствующие теме или проблеме.
    • в процессе прослушивания текста, запишите  материал для последующего расширенного пересказа;
    • в процессе восприятия на слух текста, запишите ответы на предтекстовые вопросы;
    • ответьте на вопросы письменно  на основе прослушанного текста или просмотренного фильма;
    • выпишите из предложенного текста наиболее важную информацию;
    • сформулируйте правильные ответы на вопросы, поставленные субъектом чтения;
    • по аналогии со статьей, текстом сделайте письменное высказывание  по обсуждаемой проблеме.

 

 

Обучение письменному  выражению мыслей осуществляется с  помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений.

Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросоответным умениям, выборочному переводу, заполнению пропусков недостающими словами, которое имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует; конструированию предложений.

Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания. В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:

  • передача в письменном высказывании главной мысли;
  • выбор способа передачи главной мысли - индуктивный или дедуктивный;
  • передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;
  • правильное (нормативное и узуальное) оформление текста;
  • использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;
  • выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;
  • соблюдение логики изложения;
  • учёт социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи;
  • умение показать культуроведческую осведомлённость в письменных текстах страноведческой направленности.

Речевые письменные упражнения можно  условно разделить на ряд групп  с учётом сложности содержания, объёма текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:

1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):

  • воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам);
  • письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки, план;
  • составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений;

       2) репродукция содержания с опорой на текст:

  • письменные вопросы к тексту;
  • составление плана;
  • дополнение или сокращение текста;
  • озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;
  • трансформация диалога в монолог;
  • видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);
  • характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте;

3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:

  • описание картины, открытки, фрагмент кино-, диафильма;
  • написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма;
  • написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трёх проблемных вопросов;
  • составление и запись диалога по содержанию картины (работа в парах);
  • составление письменной рецензии на текст, посвящённый описанию картины.

4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт:

  • составление развёрнутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (но не с текстом);
  • изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации;
  • объяснение значений пословиц, поговорок, изречений, заимствованных из литературы и фольклора стран изучаемого языка;
  • составление письменной оценки доклада, сделанного одним из одноклассников на уроке;
  • написание курсовой/проектной работы (старшие этапы обучения в школах с расширенной сеткой часов);
  • написание рецензии на курсовую/проектную работу;
  • сочинение на тему, указанную учителем;
  • составление текста официального и неофициального письма/объявления.

По степени трудности упражнения разнятся. Более сложные связаны  с собственным определением содержания высказывания, с отсутствием формальных или содержательных опор. Кроме того, один и тот же тип упражнения может видоизменяться в зависимости от уровня языковой подготовки и сложности темы. Поговорим более подробно о каждом из упомянутых выше типе упражнений.

Составление плана  к прочитанному или прослушанному тексту связано с умением учащихся делить текст на смысловые отрезки, сокращать и перефразировать его. Более лёгким является составление плана в виде номинативных предложений. Составить план в форме ключевых словосочетаний труднее, т. к. учащиеся должны очень точно определить предикаты суждения и уметь выделить их из текста.

Изложения делятся на три вида: развёрнутые, сжатые, свободные

. Развёрнутое, или близкое к тексту, изложение носит менее творческий характер по сравнению с другими видами изложений. Оно является эффективным средством развития навыков письменной речи, т.к. используя в изложении слова и обороты, данные в тексте, учащиеся закрепляют уже знакомые слова и усваивают новые лексические и фразеологические единицы, что создаёт базу для дальнейшего развития речевых умений. Для данного типа изложения предпочтительны образцы повествовательного или описательного характера, задача которых сводится к объективной и точной передаче фактов. Перед развёрнутым изложением проводится: 1) вступительная беседа учителя, создающая направленность мысли и расширяющая возможности прогнозирования; 2) чтение или слушание текста; 3) задаются вопросы, контролирующие понимание, 4) составление плана; 5) письменное изложение.

Сжатое изложение связано с умением выделять в тексте главное и исключать второстепенное. Сокращая текст, учащийся работает творчески. Этот вид изложения включает в себя элементы критического анализа или собственной оценки, сравнения или сопоставления отдельных фактов, расширение или дополнение содержания. Для данного типа изложения могут быть использованы фабульные тексты, характеризующиеся в отличие от повествований и описаний, определённой субъективностью, эмоциональностью и наглядностью изображения, если они обладают возможностями сокращения (т.е. имеют второстепенные эпизоды и детали, сходные явления, синонимические языковые средства). Сжатому изложению предпосылаются: 1) восприятие текста-образца; 2) определение основной мысли; 3) озаглавливание текста; 4) определение композиции текста; 5) составление плана и выделение в каждой микротеме  основной мысли; 6) сокращение текста за счёт исключения, объединения, обобщения; 7) написание изложения. Сжатому изложению близок по характеру мыслительных операций конспект, т.е. выбор из текста опорных предложений, запись мыслей автора в сжатой форме.

Каждый из этих видов изложений  требует собственных приёмов  обучения, выбор которых определяется языковой подготовкой класса, этапом обучения и характером исходного текста, который должен быть последовательным и логичным, без ненужной повторяемости, интересным и доступным по содержанию.

 Свободное изложение связано не только с трансформацией языковой стороны текста, но и с определённой модификацией содержания. Работая над изложением данного типа, учащийся может прибегнуть к рассуждениям, к краткой оценке, к видоизменению конца рассказа или к описанию того, что могло предшествовать событию, к избирательному пересказу отдельных частей текста.

Реферирование и аннотирование

Основными функциями реферата являются: поисковая, коммуникативная и частично оценочная.  Обязательным для реферата является требование ясного и точного воспроизведения содержания первичного текста. В структуре реферата выделяют три части: заголовочную, собственно реферативную и справочную. Заголовочная часть состоит из заглавия, фамилии автора, места, времени и условий проведения работы/исследования. Реферативная часть является основной и выражает основное содержание первичного текста. Справочная часть содержит дополнительные сведения: описание иллюстраций, схем, таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу.

Для успешного выполнения письменного реферата необходимо:

    1. уметь преобразовывать текст;
    2. знать терминологию соответствующей науки;
    3. корректно оформлять ссылки на литературу;
    4. обобщать факты, излагаемые в первичном тексте;
    5. пользоваться сокращениями.

 

К отличительным чертам аннотации относятся: обобщённость, лаконичность изложения, небольшой объём, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотация выполняет три функции: информативно-познавательную, оценочную и побудительно-рекомендательную.

Реферированию и аннотированию  предшествуют следующие упражнения:

    • выписывание из текста указанных фактов (терминов, клише, ключевых слов, синонимических оборотов);
    • нахождение в тексте фактографической или оценочной информации;
    • составление списка проблем, затронутых в тексте;
    • комментирование цифровых данных, реалий или имён собственных, встречающихся в тексте;
    • письменный пересказ текста;
    • группировка материала;
    • сокращение текста;
    • формирование оценки текстов.

Обучение письменному  реферированию и аннотированию  текста проводится в школах с расширенной сеткой часов и в гимназиях.

Информация о работе Обучение письму