Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:28, реферат
Обучение письму и письменной речи является важным этапом в обучении иностранному языку в средней школе. Практическая ценность обучения письму и письменной речи заключается в том, что оно охватывает всю систему, начиная с графем, слов, фраз, и заканчивая предложением, оказывая мощное влияние на восприятие и умственную деятельность учащихся. Программа по иностранному языку в СШ говорит: «Обучение письму и письменной речи является мощным средством обучения иностранному языку».
Так для обучения лексике целесообразно использовать такие виды письменных упражнений как:
При обучении грамматике учитель также делает опору на письменные упражнения и чаще всего это такие упражнения как:
При обучении фонетике в общеобразовательных школах целесообразно использовать следующие упражнения:
Письменные упражнения используются при обучении другим видам речевой деятельности: говорению, аудированию и чтению. Вот примеры таких упражнений:
*составьте список вопросов
Обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений.
Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросоответным умениям, выборочному переводу, заполнению пропусков недостающими словами, которое имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует; конструированию предложений.
Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания. В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:
Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учётом сложности содержания, объёма текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:
1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):
2) репродукция содержания с опорой на текст:
3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:
4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт:
По степени трудности
Составление плана к прочитанному или прослушанному тексту связано с умением учащихся делить текст на смысловые отрезки, сокращать и перефразировать его. Более лёгким является составление плана в виде номинативных предложений. Составить план в форме ключевых словосочетаний труднее, т. к. учащиеся должны очень точно определить предикаты суждения и уметь выделить их из текста.
Изложения делятся на три вида: развёрнутые, сжатые, свободные
. Развёрнутое, или близкое к тексту, изложение носит менее творческий характер по сравнению с другими видами изложений. Оно является эффективным средством развития навыков письменной речи, т.к. используя в изложении слова и обороты, данные в тексте, учащиеся закрепляют уже знакомые слова и усваивают новые лексические и фразеологические единицы, что создаёт базу для дальнейшего развития речевых умений. Для данного типа изложения предпочтительны образцы повествовательного или описательного характера, задача которых сводится к объективной и точной передаче фактов. Перед развёрнутым изложением проводится: 1) вступительная беседа учителя, создающая направленность мысли и расширяющая возможности прогнозирования; 2) чтение или слушание текста; 3) задаются вопросы, контролирующие понимание, 4) составление плана; 5) письменное изложение.
Сжатое изложение связано с умением выделять в тексте главное и исключать второстепенное. Сокращая текст, учащийся работает творчески. Этот вид изложения включает в себя элементы критического анализа или собственной оценки, сравнения или сопоставления отдельных фактов, расширение или дополнение содержания. Для данного типа изложения могут быть использованы фабульные тексты, характеризующиеся в отличие от повествований и описаний, определённой субъективностью, эмоциональностью и наглядностью изображения, если они обладают возможностями сокращения (т.е. имеют второстепенные эпизоды и детали, сходные явления, синонимические языковые средства). Сжатому изложению предпосылаются: 1) восприятие текста-образца; 2) определение основной мысли; 3) озаглавливание текста; 4) определение композиции текста; 5) составление плана и выделение в каждой микротеме основной мысли; 6) сокращение текста за счёт исключения, объединения, обобщения; 7) написание изложения. Сжатому изложению близок по характеру мыслительных операций конспект, т.е. выбор из текста опорных предложений, запись мыслей автора в сжатой форме.
Каждый из этих видов изложений требует собственных приёмов обучения, выбор которых определяется языковой подготовкой класса, этапом обучения и характером исходного текста, который должен быть последовательным и логичным, без ненужной повторяемости, интересным и доступным по содержанию.
Свободное изложение связано не только с трансформацией языковой стороны текста, но и с определённой модификацией содержания. Работая над изложением данного типа, учащийся может прибегнуть к рассуждениям, к краткой оценке, к видоизменению конца рассказа или к описанию того, что могло предшествовать событию, к избирательному пересказу отдельных частей текста.
Реферирование и аннотирование
Основными функциями реферата являются: поисковая, коммуникативная и частично оценочная. Обязательным для реферата является требование ясного и точного воспроизведения содержания первичного текста. В структуре реферата выделяют три части: заголовочную, собственно реферативную и справочную. Заголовочная часть состоит из заглавия, фамилии автора, места, времени и условий проведения работы/исследования. Реферативная часть является основной и выражает основное содержание первичного текста. Справочная часть содержит дополнительные сведения: описание иллюстраций, схем, таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу.
Для успешного выполнения письменного реферата необходимо:
К отличительным чертам аннотации относятся: обобщённость, лаконичность изложения, небольшой объём, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотация выполняет три функции: информативно-познавательную, оценочную и побудительно-рекомендательную.
Реферированию и аннотированию предшествуют следующие упражнения:
Обучение письменному реферированию и аннотированию текста проводится в школах с расширенной сеткой часов и в гимназиях.