Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:11, отчет по практике
Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности приобретают актуальный характер. Переход к информационному обществу, возникновение и рост глобальных проблем для разрешения которых требуется современное мышление не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет менеджмента, повышения квалификации и
переподготовки кадров
Кафедра высшего педагогического образования
Осанова Татьяна Михайловна
Научно-практическая практика.
Руководитель практики: Головвырских Л.С.
Завуч МКОУ «Яровская СОШ»
Камышлов. 2013
1.Организация практики.
Место проведения практики МКОУ «Яровская СОШ».
Сроки проведения 12.11.12.-20.01.13.г.
Руководитель практики: Головырских Л.С. завуч по учебной части.
Формы проведения:
2. Проведённая работа.
2.1. Формирование коммуникативной
компетенции школьников
Актуальность.
Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности приобретают актуальный характер. Переход к информационному обществу, возникновение и рост глобальных проблем для разрешения которых требуется современное мышление не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании.
Важными целями должно стать развитие у учащихся: самостоятельности и способности к самоорганизации; умения отстаивать свои права; высокого уровня культуры; готовности к сотрудничеству, способностей к созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Исходя из современных
требований к преподаванию, в основу
работы «Стратегии критического мышления как
средство для формирования коммуникативной
компетенции на уроках немецкого языка»
положен компетентностный подход, то есть
формирование у учеников такой междисиплинарной
компетентности, как коммуникативная,
благодаря которой будущий выпускник
будет социально мобилен, адаптирован
к требованиям современного общества.
Формирование
коммуникативной компетентности должно
осуществляться в деятельностной форме,
при которой усиливается практическая
направленность обучения. Поэтому необходимо
предусмотреть такую организацию учебного
материала и учебного процесса, которая
позволяет гибко вводить новые элементы
содержания образования в учебный процесс
и интегрировать элементы содержания
образования и учебные курсы. Отсюда налицо
необходимость использования инновационных
технологий в преподавании. Немаловажно,
что уроки немецкого языка должны проходить
в коммуникативно – деятельностной форме
с использованием активных методов обучения,
причем весь процесс отработки необходимо
осуществлять на базе конкретного, жизненного,
практического материала. Осуществить
это поможет в первую очередь технология
«Развития критического мышления»
Основной целью обучения немецкому языку в начальной школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке.
В 2012/2013 уч.г. учащиеся вторых классов приступают к изучению иностранных языков в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. На начальном этапе закладывается основа для освоения предмета на последующих ступенях обучения, которая обеспечивает достижение выпускниками средней общеобразовательной школы порогового уровня владения языком. Поэтому так важно внести изменения в организацию обучающей деятельности учителя и учебной деятельности обучающихся уже в начальной школе, чтобы достичь результатов, требуемых ФГОС.
Особое внимание в ФГОС уделяется реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению, что означает, что в центре образовательного процесса находится ученик. Следовательно, первой задачей учителя является создание благоприятной для школьника образовательной среды, мотивирующей к изучению иностранного языка. В преподавании иностранных языков это предполагает создание условий для развития индивидуальных способностей школьников в процессе их коллективного взаимодействия, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, что обеспечивается такими современными педагогическими технологиями, как технология критического мышления, метод учебных проектов, работа в малых группах и др.
Компетенция – (от лат. Competentis – способный) как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Следовательно «язык» - является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и видение мира. Язык также является хранителем культурных ценностей – в лексике, грамматике, фольклоре, в формах письменной и устной речи .
Исследователи речеведческих проблем отмечают, что разными авторами понятие «коммуникативная компетенция» толкуется не совсем однозначно. Количество и состав компонентов коммуникативной компетентности, - пишет Т.А.Лебедева, - у разных авторов не совпадает, расположенность их относительна, что выдвигается на первый план разные компоненты содержания». Для того чтобы в этом убедиться, сравним несколько дефиниций коммуникативной компетенции.
1. «для теории речи наиболее важна коммуникативная компетенция, которая охватывает и речь – говорение, и аудирование, и письмо, и чтение на изучаемом языке <…>. Коммуникативная компетенция имеет в виду не только теоретические знания, но и навык, свободное владение речью» .
2. Авторы учебника «Русский язык и культура речи» под ред. В.Д. Черняк пишут, что их учебник» должен помочь <…> формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуации общения».
3. «Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания) – стили, типы, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста, и, наконец, собственно коммуникативные умения – умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели» .
4. И.Л. Бим рассматривает коммуникативную компетенцию, - как готовность и способность осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами немецкого языка .
«Под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегрированной цели обучения иностранному языку, понимается иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом пределах». (И.Л. Бим)
Рассмотрев различные подходы к понятию «коммуникативная компетенция» мы придерживаемся, концепции И.Л.Бим, так как она является автором УМК.
Коммуникативная компетенция - это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.
Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:
а) языковых умений и навыков;
б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
> читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);
> устно общаться в стандартных ситуациях учебно–трудовой, культурной, бытовой сфер;
> в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
> умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).
Так определяется минимальный уровень коммуникативной компетенции в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам .
Иноязычная коммуникативная компетенция — это определенный уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, позволяющий школьнику коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от ситуации общения [5].
Из выше сказанного следует, что актуальность проблемы формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка неоспорима.
Формирование коммуникативной компетенции я осуществляю при помощи стратегий критического мышления.
Рассмотрение философско-педагогического аспекта критического мышления необходимо начать с определения и соотнесения ключевых понятий «мышление», «критика», «критический». Философский энциклопедический словарь дает определение мышления «как высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий».
Обратимся к толковым словарям русского языка. Мы встречаем общее определение слова «критика»:
1) обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку;
2) отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков [Ожегов, с.307]. В словаре В. И. Даля «критика» - это розыск, суждение о достоинствах и недостатках какого-либо труда, разбор, оценка . Причём, если все авторы указывают, что «критиковать» — это указывать на недостатки, то
В. И. Даль отмечает позитивную возможность критики: критиковать – «делать разбор, розыск и заключение о нём, о достоинствах чего-либо». Категория «критический» понимается у В. И. Даля как «на критике основанный, способный к здравому суждению, к оценке, склонный к порицаниям и отысканию недостатков». Отсюда, широкий диапазон использования характеристики «критический»: «критический реализм», «критический ум», «критическое исследование», «критический взгляд», «критическое направление» .
«Словарь русского
языка» даёт такое определение:
Критика - 1) обсуждение, разбор чего-либо с целью обнаружить достоинства и выправить недостатки; 2) исследование, научная проверка правильности, подлинности чего-либо; 3) особый литературный жанр, посвященный разбору какого-либо произведения искусства, науки и др. (литературоведческий подход) .
Суммируя эти определения, мы заключаем, что «критика» - это
1) исследование, обсуждение, разбор, суждение, проверка; 2) оценка; 3) отрицание определённого содержания, выделение недостатков; 4) признание определённых достоинств содержания, подвергнутого критике.
Нам представляется значимым определение, которое даёт Король С. Л. критичности мышления как «способности, которая позволяет проверять и перепроверять выдвижение гипотез, осуществлять строгую оценку результатов умственной деятельности, обнаруживать в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых предположений, контролировать соответствие мыслительной деятельности объективной реальности, а также стимулировать поиск новой информации.
Рассмотрим технологию «Развитие критического мышления» она разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры школьника и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)
Однако на уроках немецкого языка нередко приходилось видеть скучающие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Поскольку это еще и немецкий язык, то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть вследствие недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.
В качестве целей при изучении, в частности, иностранного языка выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих: