Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:11, отчет по практике
Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности приобретают актуальный характер. Переход к информационному обществу, возникновение и рост глобальных проблем для разрешения которых требуется современное мышление не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании.
Ситуация 2. Вам сказали, что Ваш одноклассник несправедливо обижен. Вы…
А немедленно вступитесь за товарища;
Б сочтете свое участие в конфликте ненужным ( сами разберутся»);
В попробуете поговорить с обеими сторонами и понять причину обиды.
Ситуация 3 я стараюсь…
А всегда говорить то, что думаю;
Б держать свое мнение при себе;
В понять, почему я думаю так, а не иначе.
Упражнения тренинга толерантности: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Цель тренинга: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.
Приведенная ниже система тренинговых процедур может быть использована не только при работе с детьми но и при работе со взрослыми.
1 упражнение «Комплименты».
Форма работы: коллективная, в кругу.
Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент.
Задание. По очереди мы говорим друг другу что-нибудь приятное – комплимент.
2 упражнение « Мои лучшие качества»»
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Нарисовать на доске таблицу.
У каждого из людей бывает плохое настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности.
Задание. Перенесите к себе на листки, приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.
Мои лучшие качества |
Мои способности и таланты |
Мои достижения |
Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
3 упражнение: «Учимся ценить индивидуальность»
Оборудование: листы бумаги
и ручки
Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Индивидуальная работа
Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.
Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.
Анкета «Толерантность».
1.Как вы понимаете понятие толерантность?
А) Негативное отношение к окружающему миру.
Б) Умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других.
В) Не знаю
Г) Свой вариант
2. Укажите, какое понятие, на ваш взгляд, является синонимом слова толерантность
А) Терпимость Б) Эгоизм
3. Встречались ли вы ранее с понятием толерантность?
А) Да
4. Как вы понимаете слово терпимость?
Свой вариант ответа
5. Что, по вашему мнению, воспитывает в человеке терпимость, уважительное отношение к людям?
А) Семья Б) Общество В) Школа Г) Свой вариант
В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение ее членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Конфликтные учащиеся наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями.
Необходимо научиться оценивать конфликты и свое участие в них. Для этого был проведен тест.
Тест « Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Возможные ответы:
- мне такое поведение свойственно -3балла;
- мне такое поведение свойственно в малой степени- 2 балла;
- мне такое поведение не свойственно -1 балл.
Утверждения теста.
1. Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения оппонента.
2.Ищу компромиссы.
3 .Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
4. Избегаю противника.
5.Желаю, во что бы то не стало, добиться целей.
6 .Пытаюсь выяснить, с чем я не согласен, а с чем категорически нет.
7.Иду на компромисс.
8 .Сдаюсь.
9 .Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
10 .Меняю тему.
11.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
12.Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
13.Предлагаю мир.
14.Пытаюсь обратить все в шутку.
Лист ответов
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Баллы указали тип поведения учащегося в конфликтной ситуации.
А- « жесткий тип разрешения конфликтов и споров».Это тип человека, который считает себя всегда правым.
Б- « демократический стиль поведения». Всегда стремится договориться.
Г – « мягкий стиль». С готовностью встает на сторону противника, отказываясь от своей..
Д- «уходящий стиль». Ваше кредо – вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Анкета « Толерантность – часть нравственной культуры человека».
Родина для меня - это _______________________
Быть патриотом – это значит _________________
Толерантность – это _____________________
Толерантность я проявляю в том, что ___________
Я считаю, что все народы мира имеют право _______
Я не считаю, что один народ ______________________
Мне никогда не запретят ______________________
Мне могут запретить _____________________________
Выводы сначала делают учащиеся. Что включает понятие «толерантность» – это равноправие независимо от расы, пола, религии, взаимоуважение, доброжелательность; сохранение и развитие культурной самобытности; свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; сотрудничество, солидарность; позитивная лексика, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т.д. Люди не могут быть одинаковыми, и надо считаться с чужим мнением и интересами. Очень часто друзьями становятся совершенно разные люди.
Вывод учителя: « Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Римский философ Сенека.
Итогом совместной работы учителя и учащихся является подготовка проекта « Какие мы – подростки XXI века» ( презентация работы прилагается ).
Для изучения толерантности личности у обучающихся 5-10 классов МКОУ Яровская СОШ» были использованы следующие методы:
1.Анкетирование с целью
выявления понимания
2 Опрос учащихся.
Краткая аннотация проекта. Исследование проводилось в апреле 2011 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 5-10 классов МКОУ « Яровская СОШ». В наше время мы часто сталкиваемся с непониманием, недоброжелательностью, озлобленностью. К сожалению, мы часто наблюдаем такие отношения среди подростков и детей. Но это не их вина, главная причина такой ситуации, на мой взгляд, это, конечно же, семья. Родители должны вовремя объяснить ребенку, что человек не похожий на него - другой расы, религии, убеждений ни чем не хуже его. Не сделав этого, родители рискуют воспитать эгоистичного человека. Учащиеся подготовили сообщение для родительского собрания.
Не только семья влияет на развитие толерантности в ребенке. Огромное влияние на становление личности оказывают СМИ, школа, круг общения, политическая и экономическая обстановка в стране, возникающие националистические настроения. Но нельзя воспитать в человеке толерантную личность, если человек сам не захочет этого. В современных детях очень силен эгоцентризм, им трудно понять, что окружающие его люди абсолютно разные и не похожи на него. (приложение 1.)
3. Отзыв магистранта о проделанной работе с 12.11.12.-20.01.13 г.
1. Изучала теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции учащихся.
2. Рассмотрела технологию
развития критического
3. Ознакомилась со спецификой реализации ФГОС на уроках немецкого языка в начальной школе.
4. Провела праздник Алфавита во 2 классе с использованием стратегий критического мышления.
5. Провела диагностику
на выявление уровня
6. На уроках немецкого языка применяла технологию РКМ. Школьники стали активнее работать на уроках.
7. Проводила дополнительные занятия по немецкому языку в начальных классах .
8. Написала статью «Стратегии критического мышления как средство для формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в начальной школе»
9. Провела внеклассное мероприятие на тему: « Какие мы – подростки XXI века?»
Пройдя все виды практики, хотелось бы, чтобы одна из практик была лекция на могистерских группах.
Список литературы:
1 Андреева Н.Н. Первый
шаг к идеалу совершенного
человека: его национальные и
общечеловеческие аспекты.
2.Вульфов Б.З. Воспитание
толерантности: сущность и
3.Кондаков А.М. Формирование
установок толерантного
4.Степанов С. Да не судимы будете. Классное руководство и воспитание школьников. 2008, №14,с.12-14.
5 Преподавание истории и обществознания в школе. Научно – методический журнал. 2002 №8.
6 Новые родительские собрания. М., 2006.
Приложение 1
Описания использованных инновационных методов и технологий воспитания и обучения.
Были использованы
Технология « Мозгового штурма».
Правила» Мозговой атаки»:
1 Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.
2 Свобода воображения.
3 Оптимизм и уверенность.
4 Свобода от некоторых педагогических стереотипов.
5 Неприемлемость критических
замечаний и промежуточных