Пополнение словарного запаса английского языка на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

В процессе обучения любому иностранному языку приходится неизбежно сталкиваться с многочисленными ошибками в устной и письменной речи учащихся, т.к. им очень сложно отвыкнуть от стереотипов родного языка, сложившихся на базе его структуры, и полностью принять все закономерности строя изучаемого языка. Поэтому на протяжении всего времени, пока будет идти эта перестройка, учащиеся будут вносить в свой язык, сравнивать с ним и осмыслять закономерности строя изучаемого языка.

Содержание работы

I Введение 3
II Механизм словообразования 5
III Продуктивное словообразование 7
IV Основные модели словообразования 9
4.1. Конверсия 9
4.2. Суффиксация и префиксация 13
4.3. Неологизация 14
4.3.1. Классификация неологизмов по Луи Гилберту 16
V Словосложение как самый продуктивный способ словообразования 21
VI Заключение 28
VII Библиография 29

Файлы: 1 файл

к.р.по лексикологии Пополнение словарного запаса ан.яз. на совр.этапе.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Факультет английского языка  заочного отделения 
 

Курсовая  работа по лексикологии 
 

ПОПОЛНЕНИЕ  СЛОВАРНОГО ЗАПАСА АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

(СЛОВОСЛОЖЕНИЕ) 
 
 
 
 

                                               Исполнитель:

                                               Лапицкий Захар  Андреевич

                                               студенn 501 группы

                                               факультета английского  языка 

                                               заочного отделения

                                               Научный руководитель:

                                               Суша Тамара Н

                                               профессор 
 
 

Минск

2010

    Содержание 

    I Введение                                                                                                                            3                                                                                                                                

    II Механизм словообразования                                                                                         5

    III Продуктивное словообразование                                                                                 7

    IV Основные модели словообразования                                                                          9                           

        4.1. Конверсия                                                                                                                 9

        4.2. Суффиксация и префиксация                                                                                13

        4.3. Неологизация                                                                                                          14

            4.3.1. Классификация неологизмов по  Луи Гилберту                                           16

    V Словосложение как самый продуктивный способ словообразования                     21

    VI Заключение                                                                                                                   28                                                                                   

    VII Библиография                                                                                                              29                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I Введение                                                                                                                                                      

    Актуальность  исследования строя современного английского  языка очень велика, т.к. понимание  строя иностранного языка – это  один из самых важных аспектов при  его изучении, ведь все языки разные по своему морфологическому и синтаксическому  строю. В процессе обучения любому иностранному языку приходится неизбежно сталкиваться с многочисленными ошибками в  устной и письменной речи учащихся, т.к. им очень сложно отвыкнуть от стереотипов родного языка, сложившихся  на базе его структуры, и полностью  принять все закономерности строя  изучаемого языка. Поэтому на протяжении всего времени, пока будет идти эта  перестройка, учащиеся будут вносить  в свой язык, сравнивать с ним  и осмыслять закономерности строя  изучаемого языка.

    Развитие  языка обусловлено в значительной степени развитием его словообразовательной системы, становлением новых словообразовательных моделей слов, изменением существующих, увеличением или уменьшением  их продуктивности  и многими  другими факторами словообразовательного  процесса.

    Термин  «словообразование» имеет два основных значения, которые следует чётко  различать между собой. Первое значение выражает постоянный процесс образования  новых слов в языке. Язык находится  в состоянии непрерывного развития, которое включает в себя определённые языковые процессы, в том числе  и создание новых лексических  единиц. Этот процесс получил название «словообразование». Структура каждого  некорневого слова, а также многих других корневых слов, в настоящее  время представляет собой итог процесса образования этих слов. Суть словообразовательных процессов заключается в создании новых наименований, новых вторичных  единиц обозначения. И коль скоро  такие наименования являются словами, термин «словообразование» раскрывается в буквальном смысле, т.е. прежде всего  как наименование процесса образования  слов.

    Во  втором значении термин «словообразование» обозначает раздел науки, занимающейся изучением процессов образования  лексических единиц.

    Основная  задача словообразования заключается  в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей  и особенностей образования новых  лексических единиц, возникающих  в процессе развития языка, который  является своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирующим на каждое изменение научной, политической и других сфер жизни общества.

    Создание  новых слов осуществляется, прежде всего, как отражение в языке  потребностей общества в выражении  новых понятий, постоянно возникающих  в результате развития науки, техники, культуры, общественных отношений и  т.д. Установление тенденций развития словообразовательных процессов в  языке, совершенствование теории и  практики лексикографии и прочее – всегда были важнейшими проблемами лексикологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II    Механизм словообразования

    Новое понимание словообразования как  источника не только готовых названий, но и правил их образования по определённым моделям и схемам, в соотношении  с экстралингвистическими факторами, позволило значительно углубить и уточнить представления о механизме  словообразования в соответствии с  определёнными принципами. Новые  лексические единицы создаются  в процессе речи в виде осуществления  говорящим определённого коммуникативного намерения, а не как единицы, заранее  планируемые говорящим для расширения или пополнения лексики.

    Важным  вопросом в рамках исследования является также вопрос о том, как создаётся  новое слово. Установлено, что в  акте первичного «крещения» объекта  участвует определённый индивидуум. В структуре акта номинации в  качестве отправного пункта оказывается  сложное переплетение интенций говорящего и его личных смыслов, т.е. индивидуальное смысловое задание говорящего.

    Человек, создающий новое слово, стремиться к индивидуализации и оригинальности. Затем слово проходит несколько  стадий социализации (принятие его  в обществе) и лексикализации (закрепление  в языковой системе). Слово воспринимается посредниками, которые распространяют его среди масс. Это, как правило, преподаватели университетов, школьные учителя, репортёры, работники средств  массовой информации. Слово фиксируется  в периодической печати. Очередная  стадия социализации – принятие слова  широкими массами носителей языка. Далее идёт процесс лексикализации, а затем – приобретение навыков  адекватного употребления нового слова, т.е. приобретение коммуникативно-прагматической компетенции носителями языка. Условно  «цепочку неологизации» объекта  действительности можно представить  следующим образом:

  • Человек, создающий новое слово;
  • Социализация слова;
  • Лексикализация слова.

    Процессы  социализации слова и его лексикализации происходят через взаимодействие посредников (учителей, репортёров, актёров, через  средства массовой информации и т.п.)

    Новыми  словами лексикологии лексикографы считают единицы, которые появляются в языке позднее какого-либо временного предела, полагаемого за исходный. Так, некоторые исследователи считают  таким пределом конец II мировой войны. Другие связывают появление новых слов с освоением космоса и определяют границу 1957 год – год запуска нового спутника.

    Производство  новых лексических единиц происходит по определённым словообразовательным моделям, исторически сложившемся  в данном языке. При этом одной  из ключевых проблем словообразования является проблема продуктивности модели или способа словообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III Продуктивное словообразование

    Продуктивное  словообразование находится в полном соответствии с общими тенденциями  продуктивного словообразования современного английского языка. Преимущественно  используются морфологические способы  словообразования – транспозиции, суффиксация, словосложение, сложнопроизводные  модели для создания оригинальных и  неповторимых авторских лексических  единиц. Для того, чтобы на основе ассоциативных связей вновь созданная  единица языка была создана читателем  как образная, она должна бытии  создана на основе легко узнаваемых, привычных и легко вычленяемых  читателем моделях языка (в нашем  случае, словообразовательных моделях).

    Говоря  о тенденциях продуктивного словообразования, мы имеем ввиду преимущественное употребление тех или иных словообразовательных средств, характерное для английского  языка в настоящее время в  целом, в совокупности всех его функционально-стилистически  обусловленных сфер коммуникации. Умелое использование продуктивных словообразовательных моделей художником слова, с одной  стороны, может служить одной  из показательных характеристик  индивидуального авторского стиля  и языка писателя как ёмкого, выразительного, образного в художественном отношении  и, с другой стороны, служить косвенным  показателем читаемости и популярности автора.

    В более широком плане такие  наблюдения могут дать определённое представление о социальном статусе  художественной литературы в обществе, с одной стороны, и культурном уровне народа, социума – с другой.

    Несмотря  на то, что главным фактором при  упрочнении неологизма многие лингвисты  считают то, насколько соответствует  данное производное поставленным перед  ним целям номинации, социальные факторы иногда не менее значимы  в этом отношении.

    Продуктивность, как известно, является одной из главных характеристик самых  различных языковых единиц. Особое значение приобретает продуктивность, в частности, при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов. Поскольку в словообразовании понятие продуктивности, кроме моделей, распространяется и на аффиксы, основы, то словообразовательные элементы, а  также способы словообразования, семантика самого слова и «продуктивность» очень широка. Возможно, это факт и стал причиной того, что по отдельным  аспектам этого понятия единого  мнения среди исследователей не существует. Важно отметить, что в теории словообразования «продуктивность» имеет синонимичный термин – «словообразовательная активность», под которой подразумевается способность того или иного образования образовывать новые слова. Модель, аффикс, основа могут быть активны в создании новых слов и наоборот – могут быть пассивны, т.е. с их помощью образуется незначительное количество слов или не образуется совсем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пополнение словарного запаса английского языка на современном этапе