Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 08:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Методике преподавания иностранного языка"
1
МОИЯ как наука и как теория обучения. Связь методики с другими науками
Методика как наука
стала развиваться в начале 19
века, т.к. у нее были все для
этого преимущества:1- имела теоретическую
базу 2 –имела эксперементическую базу3-
имела поле для проведения исследования. Методика имеет 3 значения(1-
как наука(исследует и создает продукт
, который лежит в основе теории) 2-предмет
3- как способ решение проблем = тактика(определяет
сущность профессиональной деятельности,
дет возможность варьировать методы)).Объект
– обучению ИЯ(методики). Цель: научное
обоснование целей, методов воспитания
и обучения учеников. Задачи: 1- установить
закономерность обучения иностранному
языку 2- позволить влияние других предметов
на методику ИЯ 3- описать возможные системы
ИЯ 4- изучение опыта преподавателей
ИЯ . предмет: 1- цели(зачем учить)2- содержание
обучения(чему учить)3- деятельность учителя(как
учить?)4- учащихся деятельность(эффективность
приемов). МОЯ – эта наука, изучающая методы,
системы, условия воспитания/образования
ИЯ.. виды: частная(разбирает осбенности
конкретного возраста/языка), общая(любого
языка). Специальная МОЯ – рассматривает
отдельные аспекты методики, Историческая
– обзор различных методов с течение времени
Эксперементальная – установление/поиск
подходящей методики под определенный
регион. Физиология→дидактика+
2
Основные методические категории (метод, прием, система обучения, подход к обучению,средство обучения).
Метод – система взаимосвязанных
принципов, направленнох на достижение
точной цели,находящихся в
Принцип – центральное понятие методики, составная метода – индивидуальность действий, совбода воли разума выступающее как одно.
Понятия «принцип, и способ» точного пока нет..Беляев: Прием – «организационно – методическое мероприятия» - фронтальный опрос, парная работа, хоровое произнесение.
Способ – действие, рассчитанное
на использование тех или иных
психологических
3
Методы исследования в МОИЯ (ретроспективный анализ научной литературы, обобщение положительного опыта преподавания, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,опытное обучение, эксперимент).
Критический метод анализа научной литературы – довольно тяжелый метод, требует от работника не только усидчивость но и способность оценивать читаемого, не нужно проводить никаких исследовании. Изучение и обобщение положительного опыта учителя – метод базируется на внесениях самих же преподавателей определенных изменений в программу обучения – своего рода исследование – др. словами добиваются улучшения системы. Наблюдение – сбор фактов, их объединение в таблицу, анализ, подведение итогов – это исследование, они должны быть целенаправленны(наблюдения ТСО обычно закрепляются при омощи тестов). Беседа – помогает исследователю окончательно выявить слабые звенья, уточнить вопросы, достоверность факта -100%.Анкетирование – второстепенный метод, результаты в соновном неточны, но преимущества в опросе большого количества учеников и узнать мнение каждого отдельно .Тестирование – второстепенный, является одним из популярных, быстрая обработка результатов, тестирование на речевые знания и умения.Опытное обучение – под исследование становится большое количество проверяемых, результаты как правило размыты/обощенны, но точны, это дает возможность внедрять в такие школы новые ступени практики. Эксперимент – научно- поставленный опыт на попытке найти оптимальные решения при приравнивании аспектов варьирующего явления(состав: переменные данные – то, что постоянно неизменно;;постоянные А – непеременные – качества испытуемого и испытующего;; постоянные Б – материал системы также постоянен;; финальные переменные - -исходные величины,необходимые для дальнейшей разработки).
4
Лингвистические основы изучения ИЯ:
-характеристика
5
Психологические основы обучения иностранным языкам
Речевая деятельность-форма
вербального общения м/у людьми.. Виды: 1-ый –мотивационно
– побудительный(зарождение мысли, - учитель
должен создать все условия для этого)2-
ориентировочно – исследовательский
(идет оформление мысли используя навыки
и отбор средств) 3- реализация. Типы: -устная(характерна
скоростью, автоматизированностью, менее
богата в оформлении, появляется ранее),-письменная(наоборот).
При передачи информации задействована
система шифрования…Кодирование(
6
Роль и место предмета «иностранный язык» в школьном образовании
Предмет ИЯ играет большую роль в образовании. Люди, изучающие ИЯ открывают для себя возможность найди общий язык с иностранцами. В системе ИЯ позволяет детям с раннего возраста познавать и сравнивать заграничную и рубежную культуру, сферы труда, общения, расширять кругозор, делать первые шаги в планировании своей будущей профессии.
целью обучения ИЯ считалось развить логическое мышление, выполнение грамматических упражнений активирует этот процесс – внимание было уделено грамматическим формам. Основной работой признавался перевод с учетом грамматических явлений, т.е. внимание на смысл практически не шло. Лексика использовалась как иллюстрация грамматического каркаса. Например последние издания Глезера были направлены на чтение, заучивание стихов, диалогов , но это не смогло изменить их ориентации – основная их цель решение грамматических задач
7
Общедидактические принципы обучения иностранному языку
Если говорить об общедидиактических принципах, то во время урока я отметил следующие:
1.принцип связи обучения с жизнью – ученики рассказывают проблемы жизни, использую ИЯ
2.принцип творческой активности – ученикам даётся время на планирование своего ответа по данной теме, после чего они выступают со своими рассказами
3.принцип учета индивидуальных особенностей учащихся – учитель уделяет больше время на подготовку более слабым ученикам
4.принцип доступности – учитель подробно для всех объясняет новый материал, комментируя каждый из его аспектов
5.принцип наглядности – находит выражение в роли слуховой и зрительной
6.принцип сознательного обучения – ученики знают все об изучаемом ими предмете, языке, стране
8
Общеметодические и частнометодические принципы обучения иностранному языку
Во время урока использовались следующие принципы МОИЯ
1.аппроксимации – учитель игнорирует те ошибки в языке, которые не препятствуют правильному пониманию речевого общения
2.принцип обучения иностранному языку на основе типовых образцов, моделей, структур – тщательный отбор материала дает учащимся осуществлять коммуникативные акты в устной речи и чтении
3.коммуникативной направленности – многократное решение коммуникативных задач, что приводит к формированию практических умений и навыков, по овладению языковым материалом оно должно оканчиваться показом , как изучаемый языковой материал используется для достижения актуального общения.
4.принцип устного опережения обучении чтению и письма - -обучение организованно таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением и письмом становится основной задачей.
5.Принцип сочетания речевых образцов с речевой практикой – идет закрепление теории практическими заданиями
9
Цели обучения иностранному языку в средней школе
Практические цели: у уччащихся формируются основы речевой деятельности на изучаемом языке, важно – понимание, чтение текстов, литературы, освоение все и некоторых видов речевой деятельности..Эту цель можно сформулировать так..:обучение понимать мысли других и уметь выражать собственные мысли в устной и пись меной форме. Общеобразовательные цели – суть в том, что при изучении ИЯ человек вникает не только в его тонкости, но в тонкости родного языка(подсознательно), познает культуру, обращает внимание на культуру своего народа, сравнивая ее с заграничной. Воспитательная – суть в том, что ученики знакомятся с разными способами оформления мысли, у них формируются понятия советского патриотизма, пролетарского интернационализма, развивает умение самостоятельно пополнять свои мысли.
10
Содержание обучения иностранному языку в средней школе
Под содержанием обучения ИЯ следует понимать языковой материал(фонетический, лексический, орфографический, грамматический), тематику, изучающие тексты, тексты в традиционной орфографии, языковые понятия, не свойственные родному языку обучающихся, и лексические , грамматические, произносительные, орфографические навыки и умения обращаться к справочной литературе при работе над языком. Содержание зависит от цели обучения. Отбор содержания проводится согласно следующих принципов:1. содержание должно охватывать только те тексты, которые подходят для выполнения заданных целей, но и достаточны для ее выполнения. 2.принцип учета реальных возможностей учащихся для проработки материала. Первый компонент при содержании – тематика – она устанавливает цель, и без нее нельзя начинать отбор специальной лексики из словаря. Ведущим компонентом содержания является словарь – он определяет лексические единицы для темы, что определяет грамматический минимум.
12
Содержание обучения иностранному языку на среднем этапе обучения в средней школе
(Рогова) Компоненты:1. лингвистический(объединяет
речевой и языковой материал,
проводит четкую грань м/у
13
Содержание обучения иностранному языку на старшем этапе обучения в средней школе
Этапы: общеязыковой (работа
со словарем, дополнительные пособия,
начинают вводиться темы связанные
с их профессией, реализуется принцип диферецированного подхода – определяется
уровень подготовки учеников→отдельные
группы получают дополнительные занятия)
+ специальный (назначение – профессионально-
14
Средства обучения иностранному языку в средней школе
Средства обучения(
15
Система упражнений для обучения иностранному языку в средней школе
1. Языковые упражнения(
Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания иностранного языка"