Шпаргалка по "Методике преподавания иностранного языка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 08:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Методике преподавания иностранного языка"

Файлы: 1 файл

шпора методика.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

39

Система упражнений и вопросы контроля при обучении чтению на иностранном языке в средней школе.

 (контроль техники чт. и понимания) осн. форма проверки текста-- чт. вслух. (>внимание на нач. эт.)  не забывать о технике чт. на прод эт.  проверка проводится на понимание прочитанного1) ?ы на ответные упр. 2) частичный перевод наиболее трудных мест(устно) 3)чт. отдел. отрывков по задачам 4) найти смысловое предлож. в данном обзаце 5) составить план пересказа 6) составить хар-ки действ. лиц 7) выделить осн. мысль автора 8) пересказ текста ввиде беседы 9) использование текстов множественного выбора 10) интерпретация текста.условия для контроля програмных видов чт. 1изучающий чт. с извлечением полной инф-ии, разрешается пользоваться словарем, комментарием, сносками, исп-ся перевод; 2 ознакомительный чт. с извлечением осн. и частичю инф-ии без словаря, справосников с ограничением во времени. тексты д иметь заголовок и быть законченными по смыслу.

 

40

Домашнее  чтение на иностранном языке в  средней школе.

арефьева придает . знач. приемам контроля дом. чт. описывает нек-е приемы контроля дом. чт., кот. она использует в работе с уч-ми 6-7кл. (1)  уч-ща читает отрывок из текста и предлагает ребятам угадать, кто из героев описан в нем (2) каж. играющий получает карточку, кот. сродержит ?, написанный на др. карточке.учащийся прочитывает свой ? и кладет карточку на парту. все ребята смотрят на свои карточки. тот , у кого есть ответ, прочитывает его вслух. но прежде чем положить карточку рядом с 1й, ученик прочитает и свой ?и т. д. (3) у каж. играющего есть карточки, на кот. по 2-3 ответа на различные?ы. дети д. найти ответ на своих карточках  и закрыть его мал. кусочком картона. в конце игры уч-ль проверяет, правильно ли закрыты карточки. побеждает тот, кто 1м закрыл свои карточки (4) играющие делятся на 2 команды. сначала 1 ком. задает ?ы по прочит. своим противникам, потом команды меняются ролями. (5) каж. ученику дается отрывок из прочитанных текстов, в кот. пропущены отдел. слова. ребятам предлагается заполнить пропуски. все пропущ. слова м. дать л/д текстом или п/е него. (6) каж. уч. дается карточка с 2-3 / к тексту. на каж. / предлагаются 2-3 варианта ответов, из кот. только 1 верный.(7) на доске записано нес. слов и словосочет., являющихся ключевыми для понимания содержания текста. составить с ними пред-я. кот. соответствовали смыслу прочитанного. сильному-пересказ текста. (8)  если в тексте есть диалог или эпизод, кот. м. инсценировать, уч-ся делают это. опред-ся лучш. игрок. (9) игра "что?где?когда?"-наиболее популярна. в конверты вкладываются карточки с?ми по всем текстам книги для чт. исользуя дан. приемы раб. м. проконтролировать дом. чт.  как у всего кл., так и у каж. уч. в отдельности.  

 

41

Характеристика  письма как вида речевой деятельности на иностранном языке.

Письмо – способ передачи мыслей. Имеет 2 уровня: A(грамотно оформленная графически и орфографически при сохранении почти все особенностей) и Б(продуцированное письмо,- сохранение сути высказанного, без оригинального оформления – ее качества: полнота, сложность, логичность,, развернутость, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность). Необходимо сказать, что различия как такового м/у этими этапами почти нет, - очень слабое. Оба имеют цель – обучение. Но различия есть – уровень А(не имеет коммуникативной цели)-репродукция, уровень Б(имеет)-продукция материала(создание снова). Человек использующий уровеньБ показывает свои умение навыки говорения, мышления, трансфорации текста

 

42

Цели, содержание, этапы обучения письму на иностранном  языке в средней школе.

Задача – обучить звуко  – буквенным отношениям, связям м/у различными функциональными  вариантами каждой буквы. Этапы :1.Наибольшую сложность представляет научение орфографии- т.к. звуки с течением времени  поддавались изменениям, не имеют  в основном сходств со звучным вариантом. 2.Обучение каллиграфии: идет опора на родной язык, ученикам уже известны некоторые навыки(как держать ручку, положение тетради) и в основном символы ИЯ схожи с символами родного языка. Типы упражнений – узнавательные, - самостоятельные(написание)для совершенствования навыков и умении техники письма проводятся различного рода диктанты:слуховые(стандарт с ранее изученными словами, зрительный и предупредительный(чтение текста на доске 2-3 минуты, стирание, запись), самодиктант(запись по памяти заранее выученный им текс), предупредительный диктант)

 

43

Система упражнений и вопросы контроля при  обучении письму на иностранном языке  в средней школе.

1.Контроль не должен  занимать много времени – являться  «спящим». Письменность – механические упражнения заметны на начальном этапе обучения(отработка каллиграфии  и орфографии через многократным прописыванием) – необходимо переходить к упражнениям в письме и в них совершенствовать их. 2. Упражнения при обучении письму: 1-запись на слух (различные виды орфографических диктантов для последующей работы над этим материалом) 2- -списывание(списывание слов, частей фраз по памяти) 3 – свободные и творческие диктанты(развивают умение писать) 4. письменные упражнения(написание письма, заметки в стенгазету…)5 – упражнения игры(кроссворды, загадки). Неспециальные играют роль второстепенных – письменные ответы на вопросы, описание картины и восприятие ее. При выполнении специальных упражнений времени не хватает, на помощь приходят вспомогательные! Упражнения тренировочного типа в свою очередь выступают как упражнения проверочные(механическая отработка)

 

 

44

Способы активизации обучения различным  видам иноязычной речевой деятельности в средней школе.

Фонетика

Основные требования к  произношению учеников – достичь фонематичности(степень правильного фонетического оформления, достаточную для понимания) и беглости(достаточную автоматизированность произносительных навыков).материалом для обучения –принцип потребности общения – берется минимум в данноий сфере общения и фонемы(без вариантов), второй принцип – принцип полности – изучаются установленные стандартом – полные формы, диалектические/отклонения не заучиваются.

Задача – заложить базу произносительных навыков, для ее дальнейшего  развития и достижения высокой слухо – произносительной степени. Упор на произношение с обучением ослаблять не должен.

Грамматика

Цель – формирование у  учащихся грамматических навыков, что  позволит им использовать их, узнавать в речи и печатном тексте(продуктивных грамматических навыков).Требования – ученики должны правильно оформлять свой ответ с точки зрения грамматики, не концентрируя внимания на этом. Грамматический навык – способность построить речь правильно с точки зрения грамматики – адекватно замыслу говорящего. Грамматический материал бывает активным – употребляемый в активной речи и пассивный – минимум , который ученики должны запомнить. Принципы грамматического материала- 1-распространенности в устной и письменной речи 2- принцип освоения 3-принцип синонимичности или исключения 4- распространенности в книжной, письменной речи5-многозначности. Внедрение грамматического материала в урок 1- показ модели явления 2 –объяснение образования 3 –имитация выполнения грамматических действий. Этап 2 – стандартизирующий, его стадии 1 – подстановка – выполнение подстановочных упражнений с опорой на аналогию, 2 – трансформация примера с опорой на аналогию, 3 – репродукция- без опоры. Как опора используется сравнение с родным языком.

Лексика

Цель – формирование лексического навыка. Уметь комбинировать слово согласно лексическим правилам. Лексический навык – выбор лексических единиц(отдельные или устойчивые сочетания), адекватно замыслу говорящего. Лексический минимум бывает активным – использующий в речи и пассивный , который учащиеся должны запомнить для распознавания и использования. Принципы -долексического материала – -семантический – выбор слова, содержащего суть ситуации, -сочетаемости – слова с высокой сочетаемостью, -лексической неограниченности – сюда не толь входят жаргоны и диалекты,- частности,- синонимичности – выбирается один синоним на 6.-словообразовательных аффиксов – выбирают наиболее продуктивные слова, -интернациональных слов - выбирают продуктивные слова. Факторы препятствующие трудному усвоению – совпадение(!-легче усваиваются) и несовпадение с родным языком---связность и несвязность с другими словами в языке(бывают свободные и устойчивые)—упражнения комбинирования(с make и get)—характеристика структуры слова---несовпадение между написанным и происнесенным. Этапы – 1-ориентировочный – внедрение новых единиц, пояснение такого образования, первичная отработка,2- стандартизирующий – подстановка, репродукция, трансформация, автоматизация 3-ситуативно- варьирующий – практика изученных – чтение, аудирование. Подход функционального формирования навыка – 1-запоминание лучше , если ситуация его употребления окрашена 2-имеет связь с фонетическим и грамматическим навыками формирование пассивных навыков осуществляется в устном и письменном тексте

 

45

Контроль  в обучении иностранному языку

Контроль – связь между школьником и учителем, контролирующий о ходе выполнения учебной программы. Функции: 1- предотвращающая – предотвращает забывание знаний и умений учениками 2- диагностическая – выявляет степень знаний за пройденный семестр или курс 3 – корректирующая – выявив такую степень вносит определенные изменения в материал 4 –стимулирующая – повышает интерес учащегося к языку. Требования к проведению: 1- регулярность – проводится в течение всего курса обучения 2- всесторонность – наблюдение проводится по всем видам тем и речевой деятельности 3 – дифференцированный подход – учитываются способности каждого ученика 4 –объективность – ученики должны знать критерии оценки; воспитательная ценность – ученики должны знать, что оценка – ценность их успеха, Объект контроля – сравнение результатов текущих с установленными стандартами. Типы объектов: речевые умения и речевые навыки –включают определенные умения и правила пользования. Показатели владения иностранным языком – качественные, количественные. Виды контроля – текущий(на каждом уроке-2х видов – скрытый(не знает), явный(контролируемый знает о контроле)), тематический, периодический, итоговый(за весь курс). Рекомендации по проведению – 1- проводить контроль в течении 3х дней 2- предотвратить режим списывания 3- показать модель правильного оформления ответа 4- избавиться от напряженной обстановки в аудитории 5- присутствие наблюдателя при говорении. Формы: по числу : индивидуальный, фронтальный, по способу – 1-устный и письменный, по участию родного языка – одноязычный, двуязычный. Тест – организованная в система ответов с последующей оценкой

 

 

46

Тематическое  планирование учебного материала по иностранному языку в средней  школе.

Тематическое планирование – планирование всех сторон урока, установки связи м/у ними на общую  тему. Учебный материал объединяется в систему взаимосвязанной работы над лексикой, грамматикой, речью. Задачи учителя: 1- определить объем материала для урока 2- изучить рекомендации по уроку 3- выбрать виды работы и упражнений 4-спланировать домашнее задание 5- продумать оснащение урока пособиями/ТСО 6- учесть специфику работы в данном классе. Структура: 1- языковой материал , на основе которого строится система урока 2 – размещение информации в его содержании 3- выделение этапов над материалом 4 –взаимосвязь различных видов речевой деятельности 5 –систематическое повторение раннее изученного.

 

47

Урок  иностранного  языка  в  средней  школе,  его особенности.   Различные  подходы  к типологии уроков иностранного языка.

Урок ИЯ – законченный  отрезок времени, в течении которого выполняются образовательная, воспитательная, развивающая цели при выполнении ряда упражнений заранее спланированным учителем на основе его методики. Характеристики урока : 1-речевая направленность (большая часть отводится речевой деятельности, должна быть речевая задач и выполнена полностью, материал интересен, отдавать предпочтение речевым фразам из повседневной жизни)2. –Доброжелательная атмосфера 3. –Воспитательный потенциал (содержание материала, методическая система обучения, поведение учителя) 4. – Последовательность согласно плану – упражнения доступные для учеников 5- связность (весь новый материал присутствует во всех упражнениях, все компоненты урока обобщаются, плавный переход от задания по принципу» чтобы сделать это перейдем к этому.»)Типология: ***Якушина(«степень самостоятельности учеников на уроке» - 1-используя предложенный план 2- используя разработанный план  с учителем 3 –используя план личный);;***Пасов(поэтапное усвоение речевого материала – 1- уроки формирования речевых навыков 2 –уроки их совершенствования 3- уроки развития речевых умении)

 

48

Планирование  урока иностранного языка

Необходимые факторы: характеристика учеников:1- возрастные особенности2- индивидуальные особенности учащихся в конкретном классе 3- отношение к предмету языка 4-уровень обученности, : характеристика учителя: 1-сам учитель(уровень знаний) 2- оснащенность процесса3-кабинет 4-место урока в расписании. Рекомендации процесса:1-план в письменной форме 2-выучить его 3-планировать речевое поведение(сначала перед зеркалом)5- продумать запасные варианты урока 6- определить затраченной на каждый компонент урока время. Факторы влияния на умовосприятие: превышение углерода на 1% снижает работу мозга на 10%? Норма температуры -17? Превышение на 1-2 градуса – реакция коры мозга падает в 2-3 раза. График восприятия: 1-4 минута -60 %?5-23-80 %,24-34--45-50%,35-40---спад до 6%(расшевелить учеников в конце урока). Этапы урока: 1- определить задачи, подготовить материал(1- определить тему и задачи 2- отбор языкового и речевого материала 3- определить оснащение урока 4- привлечь внимание на общение на ИЯ, побудить интерес к работе в основной части урока) 2- спланировать все части урока. Содержание – 1- организационный момент(приветствие)2-рапорт дежурного3-целеполагание – настрой на роботу4- фонетическая зарядка. Атмосферу создать можно через музыку. Вариант 2: введение нового материала 2- первичная его тренировка 3- аудирование 4- чтение 5-развитие речевого умения 6- домашняя работа. Дополнения:-нельзя, чтобы оставалось время на уроке – подготовить задания/игры 2- постановка домашнего задания говорится несколько раз за урок.

 

49

Нетрадиционные  формы проведения уроков иностранного языка в средней школе

Урок зачет. Проводится по темам для зачета(Германия: географическое положение, климат, природные условия  и т.п.) Темп речи говорится за месяц. Учитель помогает подбирать материал, проводит консультации. Цель урока:1-систематизация и контроль знаний и показ необходимости изучения ИЯ 2- развитие творческих способностей 3 – расширение кругозора .План урока: учащиеся заранее знаю, что будет учитывать эмоциональность, темп речи, правильность, быстрота реакции при вопросно-ответном режиме, и что время их выступления будет ограничено 2-3 минутами. Материал к уроку: карты, плакаты, стенды, книги. Урок может проводить учитель или же хорошо подготовленный ученик

 

 

50

Организация процесса обучения иностранному языку  на начальном этапе в средней  школе

Возрастные особенности  детей – характеристика – чувство  взрослости,  - важнее мнение сверстника, чем взрослого; Психические процессы: - совершенствование абстрактного мышления, с преобладанием наглядно-образного. – внимание достаточно неустойчивое, - возрастает роль производственного запоминания. Для привлечения внимания использовать интересные задания, различные формы работы. Здесь идет формирование фонетических навыков(много времени отводится на устную речь), отбор распростанненного в жизни материала!, необходимо овладеть техникой чтения(чтение про себя/вслух ), грамматический материал в виде структур/таблиц, семантизация лексики проходит через наглядность, уделять внимание письменным упражнениям. Особенности урока:1- развитие речевых навыков происходит под руководством учителя 2 –Д/З. не содержит нового материала – только закрепление 3 –большое внимание уделяется устной и письменной речи+физической зарядке и активным формам работы. 4 –поддержка мотивационной деятельности учеников к ИЯ

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания иностранного языка"