Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа
Основы словарного состава немецкого языка заложены были в глубокой древности и обнаружили в своем дальнейшем развитии большую устойчивость. Словарный состав языка и его грамматика находятся между собой во взаимодействии. В частности, грамматика определяет правила словообразования, с помощью которых образуются производные слова словарного состава языка из ядра корневых слов.
Введение 4
1 Особенности и тенденции молодёжного языка в Германии 6
1.1 Особенности немецкого молодёжного языка 6
1.2 Тенденции развития современного молодежного языка Германии 7
Выводы по главе 1 9
2 Словосложение в словообразовательной системе 11
2.1 Словообразовательная система немецкого языка 11
2.1.1 Словообразовательные модели немецкого языка 12
2.2 Словосложение в словообразовательной системе как один из основных способов пополнения словарного состава 13
2.2.1 Стык в словосложении 15
2.2.2 Основные тенденции в словосложении 17
Выводы по главе 2 18
3 Структурные особенности глагольных композитов в языке немецкой молодёжи 20
3.1 Глагольный композит в немецком языке 20
3.2 Классификация композитов в немецком языке 20
3.3 Особенности словосложения в сфере глагольных композитов 21
Выводы по главе 3 24
Заключение 25
Список использованных источников 27
Молодежный язык очень подвижен и использует все новые и новые явления. Изменения, происходящие в молодежном языке, также постоянны как сам язык, на который оказывают влияние все сферы общественной жизни: культура, политика, окружение, мода. Молодежь не изучает языковые явления, процессы их становления. Для молодых людей важна простота в общении, языковая экономия, и, конечно же, самоидентификация. Молодежный язык отражает, с одной стороны, специфику жизни каждого данного поколения молодежи; с этой точки зрения он служит как для отграничения от мира взрослых, так и для групповой идентификации и для разграничения разных групп молодежи.
В процессе интенсивного изучения явлений и фактов словообразования постепенно вырабатывались научные понятия, оформлялись методы исследования, формулировались задачи, стоящие перед словообразованием, т. е. создавался весь тот научный арсенал, без которого невозможно самостоятельное существование любого раздела науки о языке.
Словообразование (Wortbildung) – образование новых слов путём соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а также основ (баз) данного языка в разных комбинациях по определённым моделям, включающим правила чередования звуков, определяющим тот или иной характер соединения [1, с 205].
Место немецкого словообразования в системе языка до сих пор до конца не определено. Обычно оно рассматривается в рамках лексикологии или грамматики, однако, будучи связанным и с грамматикой, и с лексикой, словообразование обладает собственными, только ему присущими чертами.
Словообразование рассматривается как многосторонняя и сложная по своей организации частная система в общей системе языка. Соответственно расширялось и содержание термина «словообразование». Он стал использоваться в двух значениях: 1) процесс образования новых слов на базе других слов; 2) раздел языкознания, изучающий: а) производные слова и их системные связи; б) средства, участвующие в процессе образования новых слов [13].
Словообразование
обеспечивая процесс номинации и его результаты,
играет важную роль в классификационно-
Сложность системы словообразования обуславливается: 1) тесными связями с др. уровнями языка – фонологией, синтаксисом и грамматикой в целом; 2) исключительной подвижностью системы и невозможностью проведения жёстких границ между её потенциями и фактической реализацией, между словообразованием и словоизменением; 3) трудностью дифференциации синхронии и диахронии; 4) большим количеством и разнообразием представленных здесь единиц (начиная от мельчайшей словообразовательной морфемы – аффикса и кончая словообразовательными категориями и др. объединениями производных) и соответственно значительным числом теоретических понятий, необходимых для адекватного описания системы; 5) разнообразием и коммуникативной значимостью самих функций словообразования [17, с 469].
Словообразовательная модель — это организованная структура, обладающая обобщённым лексико-категориальным содержанием и основанная на общих закономерностях. По сути моделирование в словообразовании есть классификация, включающая пять основных способов словообразования:
Словарное богатство немецкого языка создано не только большим количеством слов, но и широким использованием различных способов словообразования. По данным словаря Дуден из 400 000 единиц немецкого вокабуляра около 100 000 составляют слова типа Fremdwort. Для изучающих немецкий язык проблема словообразования очень актуальна. Ведь как трудно бывает перевести на русский язык слово, которое состоит из нескольких компонентов.
Словосложение – один из способов словообразования, состоящий в морфологическом соединении двух или более корней (основ). В результате словосложения образуется сложное слово, или композит (лат. сompositum). Словосложение занимает промежуточное положение между морфологическим и синтаксическим способами сочетания единиц языка, обладая чертами того и другого. Некоторые типы сложных слов приближаются по структуре к словосочетаниям и состоят из комбинации целых слов. Другим типам сложных слов в большей мере присущи признаки целенооформленности: 1) стирание грамматического значения 1-го компонента. 2) фиксированный порядок компонентов, изменение которого ведет к изменению значения сложного слова. 3) наличие одного главного ударения. 4) морфологические особенности. 5) особый графический облик сложного слова. Сложные слова, как и простые, имеют единственный грамматический показатель при словоизменении [17,с 469].
В составе модели словосложения различают определительное и неопределительное сложение. К первому относится сочетание двух компонентов; они могут иметь разную словообразовательную структуру, однако членение сложного слова всегда бинарно, например: Freiheits-liebe (оба компоненты - суффиксальные основы), Arbeiter-erholungshiemn (первый компонент - суффиксальная, второй – сложная основа). Как правило, первый компонент определяет второй, а второй дает общую морфологическую и семантико – категориальную характеристику соединения.
Второй тип сложения включает «императивные имена» типа Vergissmeinnicht, Tischleindeckdich и т.д., сочинительные сложения и некоторые другие виды соединений, например: Ohnebart (соединение существительного с предлогом). Сложные слова могут иметь разную степень переосмысления, вплоть до полного стирания мотивированности.
Под стыком в сложном слове понимается «шов», по которому соединяются обе непосредственно-составляющие. Здесь может присутствовать или отсутствовать не относящийся непосредственно к основе первой непосредственно-составляющая «соединительный элемент», а именно -(e)s-, -(e)n-, -ens-, -e- или -er-. Эти соединительные элементы в целом встречаются только у субстантивированных и глагольных основ, когда они функционируют в качестве первой непосредственно-составляющей: у прилагательных и неизменяемых слов они отсутствуют. Это связано с их историческим развитием, поскольку они возникли из элементов, некогда бывших флексиями.
Соединительный элемент –(e)s-
Он (обычно только –s-) встречается наиболее часто, и не выполняет функции флексии в композите; он используется в частности при выражении отношения множественности и в существительных женского рода. Его употребление определяется следующим факторами:
Информация о работе Структурные особенности глагольных композитов в языке немецкой молодёжи