Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка и рассмотреть влияние используемых УМК для начальных классов в повышении мотивации учащихся.
Объект исследования: формирование мотивации к изучению иностранного языка у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

ВКР исправленное.docx

— 87.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3. Мотивация деятельности учащихся на уроке английского языка и создание условий для её реализации

 

          Не секрет, что сегодня общеобразовательная  школа все чаще сталкивается  с проблемой снижения учебной  мотивацией и отсутствием познавательной  активности учащихся. Проблема повышения  мотивации обучения требует от  учителя нового подхода к ее  решению, в частности, разработки  более совершенных организационных  форм и методических приемов  обучения. Надо помнить, что в  процессе обучения важны не  только знания, но и впечатления,  с которыми ребенок уходит  с урока.

          В современной  педагогической литературе общепризнанной  является идея взаимосвязи усвоения  материала и отношения к нему  учащихся, то есть интеллектуальные  процессы напрямую зависят от  мотивов деятельности. Конкретные  мотивы, побуждающие ребенка учиться,  определяют то, чем становятся  для него полученные знания  и как они усваиваются.

Изучение теоретических  и практических аспектов исследуемого явления показало, что процесс  формирования мотивации к изучению иностранного языка в условиях начальных классов не носит систематического характера, осуществляется эпизодически, что обусловливает необходимость исследования выявленной проблемы.

         Большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики преодолеют все: и зазубривание слов фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.

          У детей младшего и среднего школьного возраста развита потребность во впечатлениях и любознательность. Данные факторы, определяющие эмоционально-мотивационную сферу, должны приниматься во внимание учителем при организации уроков, отборе содержания обучения, выборе учебно – методического комплекта. Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Залог успешной учебной деятельности- личная значимость тех или иных явлений, сообщений, действий, их отношение к интересам, потребностям, жизненному контексту каждого конкретного учащегося.

        Проблема мотивации в учении  возникает по каждому школьному  предмету. Однако особо остро  стоит проблема мотивации изучения  иностранных языков. Расширение  и качественное изменение характера  международных связей нашего  государства, интернационализация  всех сфер общественной жизни  делают иностранные языки реально  востребованными в практической  деятельности человека. Всё это  существенно повышает статус  предмета иностранный язык и мотивацию его изучения.  
                Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы13
Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников может осуществляться путём решения следующих задач: 
1.     Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности. 
2.     Система педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и поощрений. 
3.     Максимально эффективное использование на уроках аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов. 
4.     Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения. 
5.     Использование личностной индивидуализации. 
6.     Разработка системы внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка. 
7.     Привлечение родителей и учителя начальных классов к процессу изучения иностранного языка. 
           Для формирования мотивации деятельности у младших школьников к изучению иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят

1) Игровые приёмы предъявления изучаемого материала (основной и наиболее эффективный способ формирования положительной мотивации у младших школьников).

           Не секрет, что 6-7 летние дети будут заниматься только тем, что им понятно, доступно, интересно и увлекательно. Игровые методики на уроках английского языка в начальной школе – основной способ формирования мотивации. При этом важно помнить, что игра на уроке проводится не ради игры, она всегда должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть, формировать у учеников конкретные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические, восприятие и понимание речи на слух, диалогическую и монологическую речь). Нужно стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на уроке для отработки учебного материала, носили речевую, коммуникативную направленность. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.

2) Конкурсы и олимпиады по  предмету, внеурочная работа по английскому языку.

           Внеурочная работа по английскому языку – дополнительный источник формирования мотивации и пробуждения интереса к изучению иностранного языка. Проведение недель иностранного языка, праздников, тематических вечеров помогает выявить способности школьников, дает возможность примерить накопленные знания и умения.

3) Нестандартные формы проведения уроков.

            Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Существуют разнообразные формы проведения нестандартных уроков. Наиболее распространенными типами нестандартных уроков для учеников младшего школьного возраста являются уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки – ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины. Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Нестандартные формы проведения уроков повышают интерес и мотивацию учеников к учебной деятельности.

4) Использование коллективных форм учебной работы.

            Формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка способствует мотивация совместной учебной деятельности. В коллективной учебной работе ребенка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями и умениями произошло наиболее эффективно. Таким образом, мотивация совместной учебной деятельности влияет на формирование внешней мотивации к изучению иностранного языка.

5) Использование компьютерных технологий.

          В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать мультимедийные презентации. Методическая сила мультимедиа как раз состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета. Это позволяет построить урок таким образом, чтобы добиться максимального успеха.

6) Организация дифференцированного и индивидуального подхода.

            В индивидуальной работе с учеником следует опираться на его зону ближайшего развития. Ученику предлагаются такие задачи, которые на данном этапе он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске у него раскрываются потенциальные возможности и возрастает вера в собственные силы.

7) Создание проблемных ситуаций.

  Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

8) Создание ситуации успеха.

    Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед. 
Для создания мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые, исследовательские, игровые. Использование указанных методов и приемов является действенным в том случае, если у учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вызвать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании.

         Таким образом, целенаправленное и систематическое применение перечисленных методов и приёмов на уроках иностранного языка способствует развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, формирует положительную мотивацию младших школьников к изучению иностранного языка.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

II. Методическое обеспечение учебного процесса как важное условие повышения мотивации

 

2.1. УМК как основополагающее условие  учебно-методического обеспечения  учебного процесса

 

На современном этапе  развития преподавания иностранных языков одной из самых важных и насущных является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий. В настоящее время на российском рынке наряду с отечественными появилось много зарубежных учебных материалов, что можно отметить как положительный фактор, поскольку появление альтернативных учебников дает учителю возможность выбора, способствует реализации его творческого потенциала.

Так, расширение рынка учебной литературы вызывает необходимость в выборочном подходе к учебникам и их всестороннем анализе. Все это привело к  необходимости переосмысления и  обновления требований к учебнику иностранного языка. Основным требованием к современному учебнику иностранного языка является:

насколько данный учебник способствует созданию интереса учащихся к изучению иностранного языка;

коммуникативной мотивированности учебного процесса, т.е. насколько он решает проблему мотивации в обучении  иностранному языку.

      Однако, несмотря на широкий круг исследований, не все источники повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку выявлены полностью. Таковым является учебник иностранного языка, который обладает значительными мотивирующими возможностями.

Процессы обновления в сфере  обучения иностранным языкам в отечественной  школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств.

На важность проблемы выбора учебников  и учебных пособий указывают  в своих исследованиях многие отечественные и зарубежные ученые [Бим И. Л., 1999; Зеня Л.Я., 1996; Якушев М.В., 1998; Грицевский И.М., 1990; Mueller B-D., 1986; Funk Н., 1991, 1994; Apelt W., 1992; Weigmann J., 1992 и др.].

Любой учебник иностранного языка  для общеобразовательной школы важно рассматривать, прежде всего, с такой точки зрения: в какой степени он способствует успешной организации обучения. Успех зависит от того, насколько полно выявляются и используются заложенные в нем мотивирующие возможности. Учебник призван заинтересовать, активизировать и стимулировать учащихся в обучении иностранному языку, то есть мотивирующая функция учебника состоит в том, чтобы с его помощью обеспечить стимулирование речевой деятельности учащихся и их учебной деятельности в целом, формировать интерес к учебному предмету, создавать искусственную иноязычную среду, по возможности пробуждать потребность в иноязычном общении, в дальнейшем самообразовании.

В условиях массового обучения в  средней школе очень велика значимость мотивационной функции учебника. Поэтому стоит задача разработки методики выявления и использования  заложенных в учебнике мотивационных возможностей.

Практически все учащиеся испытывают потребность в совершенствовании  своей учебной деятельности, но отсутствие соответствующих их интересам материалов значительно затрудняет решение  этой задачи. Поскольку учебник ИЯ выступает в качестве основного, а порой и единственного средства обучения в школе, то необходимо, чтобы  учебник в первую очередь влиял  на потребностно-мотивационную сферу  учащихся, вызывал интерес к изучению иностранного языка, повышал мотивацию учащихся.

Проблема заключается в том, что не все учебники иностранного языка способны повысить мотивацию учащихся в обучении иностранному языку. Нередко можно наблюдать случайность в выборе учебника иностранного языка, поверхностный отбор материала. Исключение подобной случайности вызывает необходимость в разработке объективных параметров выявления мотивирующих возможностей учебника иностранного языка. Сказанное свидетельствует о необходимости вооружить учителя конкретными практическими рекомендациями, знаниями и умениями, которые позволят ему провести анализ учебника, выявляющий его мотивирующие возможности для учащихся.

           Эффективное обучение ребенка английскому языку во многом зависит от выбранной программы (учебно-методического комплекса). Сегодня существует большое количество учебных комплектов для детей. Родителям необходимо ориентироваться в этом многообразии, чтобы их ребенок достиг желаемых результатов. 

Учебно-методический комплекс (УМК) –  совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего  в учебную программу дисциплины (например, английского языка). Каждый учебно-методический комплект состоит  из нескольких компонентов на бумажных и электронных носителях. Они  выполнены на основе единых методических, информационных и дизайнерских подходов с учетом психофизиологических особенностей школьников.

Новые УМК как средство создания иноязычной информационно-образовательной  среды как правило состоят  из двух частей: «Бумажного ядра» (включающего  в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для  учителя, комплект наглядного дидактического материала) и «Электронной оболочки» (состоящего из интернет-поддержки, «методического портфеля», фильмов по технологии коммуникативного иноязычного образования на DVD, аудиокурсов  на компакт-диске в формате CD или MP3). Учебники, рекомендованные Минобрнауки, соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования и Примерной  программе по английскому языку  для начальной школы, проходят Государственную  экспертизу.  
 
В федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы):

Информация о работе Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка