Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка и рассмотреть влияние используемых УМК для начальных классов в повышении мотивации учащихся.
Объект исследования: формирование мотивации к изучению иностранного языка у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

ВКР исправленное.docx

— 87.67 Кб (Скачать файл)

                                              Введение

             В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при определённом уровне иноязычной грамотности его членов. Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС-2, «где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования»1.  Переход от знаниевой парадигмы к образовательной делает огромный образовательный потенциал предмета «иностранный язык» особо востребованным. Иностранный язык поистине уникален по своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России.

      Самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).

Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что  им познаётся и усваивается, его  отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и  результатам деятельности.

 Мотивация является источником  активности и направленности  личности на предметы и явления  действительности, в результате  чего и возникает активность.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря  чему изучение учебного предмета приобретает  для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации  лежит жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

    Мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание2.

    В последние годы большое внимание уделяется проблеме качества обучения иностранному языку обучающихся. Совершенно очевидно, что иностранный язык может быть использован как при дальнейшем продолжении обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Но при этом интерес и мотивация являются важнейшими условиями качественного обучения. На наш взгляд, одним из условий является формирование мотивации к обучению с использованием  возможностей УМК по английскому языку. В первую очередь нельзя забывать, что образование – это идеология, а учебник – это всегда проводник тех или иных ценностей.3 Особенно это важно на начальном этапе становления ученика как будущего гражданина нашей страны. Здесь формируются интересы, потребности, ценностные ориентации и все виды способностей, в том числе и основные из их числа – познавательные и речевые.

     И дидактическое содержание учебника, и технология его усвоения должны, с одной стороны, учитывать возможности и особенности возраста, закономерности овладения детьми неродным языком. Цели и содержание языкового образования, а следовательно, и учебник, их реализующий, определяются социальными факторами. Современные социально экономические и культурные процессы в России и Европе обусловливают необходимость нового, межкультурного подхода к начальному языковому образованию, чтобы подготовить наших детей к жизни в поликультурном и многоязычном мире. Учебники, базирующиеся только на коммуникативной парадигме, скоро уйдут в прошлое. Необходимо закладывать в дидактическое содержание учебника взаимосвязанное формирование коммуникативной и межкультурной компетенций ученика.

      В настоящее время существует богатый рынок зарубежных и отечественных учебников, и иногда учителя не знают, какими критериями руководствоваться при выборе необходимого учебника. Задача современных педагогов заключается в том, чтобы правильно выбрать такой учебник с учетом требований программы и специфики учебного заведения, который отвечал бы требования современного времени. Актуальность и проблемы предопределили основную цель нашего исследования, которая заключается в поиске путей повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку средствами учебника.

В своей работе мы попытаемся рассмотреть  вопрос о том, является ли учебник  иностранного языка источником повышения  мотивации успешного овладения  учащимися иностранным языком, и  обладает такими свойствами, которые  способствуют формированию положительной  ориентации на усвоение содержания иноязычного образования.

            Цель исследования: определить сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка  и рассмотреть влияние используемых УМК для начальных классов в повышении мотивации учащихся.

Объект исследования:  формирование мотивации к изучению иностранного языка у учащихся  начальных классов.

Предметом исследования выступает мотивирующая функция учебника иностранного языка в педагогическом процессе.

Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить, проанализировать и систематизировать научно-методическую литературу по данной проблеме;

- определить  сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка;

- рассмотреть место и роль учебно-методических комплектов по английскому языку для начальных классов в повышении мотивации к изучению иностранного языка;

- проанализировать уровень мотивации и отношения к изучению английского языка учащихся начальных классов МОУ СОШ № 3, 5, 6, г.Благовещенска;

- выработать рекомендации для учителей  иностранного языка по повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

               В связи с обучением по программе  дополнительной подготовки в области иностранного языка,  необходимо знать особенности обучения английского языка в начальной школе, психологические особенности детей младшего школьного возраста, требования  к уровню подготовки оканчивающих начальную школу,  определить сущность и механизмы формирования мотивации к изучению иностранного языка  и рассмотреть влияние используемых УМК для начальных классов в повышении мотивации учащихся.

              Работа над выпускной квалификационной работой помогает  изучить  данные вопросы и решить поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении  иностранного языка

1.1. Роль мотивации в учебной деятельности

                                                                  «Нет, и не может быть детей, 

                                                                           которые  не хотели бы учиться

                                                                               с самого начала  учения».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                               В.А.Сухомлинский                                                                                                                                                                                                  

 

Современные педагоги и психологи едины в  том, что «запускным механизмом»  всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание является мотивация. Качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определённый выбор средств  и приемов, их упорядочение для достижения целей.

В самом  общем плане мотив - это то, что  определяет, стимулирует, побуждает  человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность4.

Мотив –  это внутренний стимул к действию, осознанное побуждение для определенного  вида действия. Мотивы порождаются  материальными и духовными человеческими  потребностями. Чувство нужды в  чем-то, осознание этой нужды и  стремление наметить способ удовлетворения или же отказа от возникшего желания  определяют содержание и направленность мотивов. Внутреннее побуждение к действию взвешивается и сопоставляется с  обстоятельствами в соответствии с  убеждениями, моральными, правовыми, политическими  и другими взглядами человека5.

Проблема  повышения мотивации в учении возникает по каждому  школьному  предмету. В методике обучения предмету «Иностранный язык» вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса уделяется большое внимание.

              Каждому учителю важно знать мотивы, побуждающие ребенка к занятию предметом. По мнению А.Н.Леонтьева «деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». А пока он скрыт и для учителя и для ученика, как можно управлять его становлением и функционированием? Психологи однозначно утверждают: если мотивацией не управлять, может произойти регресс, снижение её уровня, мотивы потеряют действенность6.

По мнению известного российского методиста  Марковой А.К. главной задачей учителя  является воспитание мотивации учения. Если учителю удается подойти  к пониманию причин поведения  ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только действиями школьника, но и мотивами7.

Формирование  мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать  одной из центральных проблем  современной школы. Её актуальность обусловлена содержанием обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Проблема  формирования мотивации учения лежит  на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного  обучения. Это означает, что здесь  в поле внимания учителя оказывается  не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации – это воспитание у  школьников идеалов, мировоззренческих  ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника8.

Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно, что до момента  изучения иностранного языка и в  самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться  на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность  декламировать стихотворения и  петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Но вот начинается процесс овладения  иностранным языком, и отношение  учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежного  примитивного содержания, преодоление  разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей,  о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается  в целом успеваемость, которая, в  свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Расценивая  мотивацию как важнейшую пружину  процесса овладения иностранным  языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного  мира ученика, она определяется его  собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации  со стороны. Учитель может лишь опосредованно  повлиять на неё, создавая предпосылки  и формируя основания, на базе которых  у учащихся появляется личная заинтересованность в работе. У учителя это тем  лучше получается, чем в большей  мере ему удается встать на место  ученика. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать  и контролировать их.

Е.И.Пассов считает, что, мотивируя учащихся, учитель  передаёт им необходимую для их деятельности энергию: пробуждает желание, вызывает интерес, активизирует волю, помогает осознать потребность. Реализуя «мотивационные» умения, учитель осуществляет следующие действия:

- стремится показать значимость своего предмета в жизни современного общества;

- старается раскрыть значимость владения иностранным языком для каждого конкретного ученика;

- пытается заинтересовать обучающихся процессом овладения иноязычной культурой;

- стремится мотивировать обучающихся к выполнению тех или иных заданий в любом виде речевой деятельности;

-старается  привлечь к работе малоинициативных, ленивых, особо одаренных, неорганизованных и т.п. обучающихся, «провоцируя» их к речевой и любой другой деятельности;

-пытается  мотивировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному овладению иноязычной культурой9.

Информация о работе Теоретические основы мотивационной деятельности в изучении иностранного языка