Влияние Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: показать актуальную трактовку основных методических понятий по теме работы и их возможную реализацию в современной образовательной ситуации.
Предмет исследования – процесс влияния использования аутентичных материалов на развитие социокультурной компетенции школьников.
Задачи исследования:
Показать эффективность применения аутентичных текстов на уроках английского языка.
Исследовать эффективность использования Интернет технологий в развитии социокультурной компетенции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция…………………….
Компетентность и компетенция………………………………………..4
Компетентностный подход……………………………………………..7
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….10
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….16

Глава 2 Влияние Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции

Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………21
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………27
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая последний вариант.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 Содержание                   
 

Введение…………………………………………………………………………...2     

Глава 1 Аутентичность  и социокультурная компетенция……………………. 

    1. Компетентность  и компетенция………………………………………..4
    2. Компетентностный подход……………………………………………..7
    3. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….10
    4. Коммуникативный подход…………………………………………….13
    5. Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….16
 

Глава 2 Влияние Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции

   

    1. Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………21
    2. Интернет - как источник аутентичных материалов…………………27
    3. Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение  

     На  протяжении последних лет стала  ощущаться большая потребность в овладении иностранными языками специалистами разных областей, поэтому в процессе изучения иностранных языков происходят большие изменения.

  Языковое образование, в настоящее время, становится более интернациональным, поликультурным. Имеющийся многолетний опыт обучения иностранному языку не всегда можно применить к новым условиям – обучению английскому языку и культуре страны изучаемого языка, так как современная цель обучения иностранному языку формулируется как «подготовка к реальной межкультурной коммуникации». Ряд авторов толкует межкультурную коммуникацию как «адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам».

     Очевидно, что межкультурная коммуникация – умение весьма сложное по своей  сути и трудоемкое для овладения. Но именно такая постановка цели обучения соответствует потребностям, предъявляемым к иностранным языкам на современном этапе развития общества.

     В рамках обучения иностранному языку содержание культурного компонента приобретает огромное значение. Концепция диалога культур предполагает наличие как минимум двух различных культур в процессе подготовки к реальной межкультурной коммуникации. Очевиден тот факт, что взаимопонимание с иноязычным коммуникатором  может быть достигнуто лишь тогда, когда собеседник имеет представление о видении картины мира носителем другого языка. Изучение родной культуры в этом смысле является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку и культуре, так как она является ключом к пониманию культуры иностранной. Изучение культуры посредством языка становится возможным только на сформировавшейся национально–культурной базе. Следовательно, родная культура является той основой, которая делает возможным приобщение личности к культуре другого народа, изучению и пониманию  её с помощью языка. Но что же, как не аутентичные материалы, помогает ученикам в полной мере овладеть навыками английского языка, когда  мы не только учимся понимать язык в, так сказать, в необработанном виде, в оригинале, но и понимать культуру англоязычных стран. В наши дни самым, на мой взгляд, эффективным источником аутентичных материалов являются Интернет-ресурсы.

      Тема нашей курсовой работы звучит следующим образом: влияние аутентичных материалов, таких как Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции у учащихся 11классов через говорение.

      Целью работы является: показать актуальную трактовку основных методических понятий по теме работы и их возможную реализацию в современной образовательной ситуации.

      Предмет исследования – процесс влияния использования аутентичных материалов на развитие социокультурной компетенции школьников.

      Задачи  исследования:

  1. Показать эффективность применения аутентичных текстов на уроках английского языка.
  2. Исследовать эффективность использования Интернет технологий в развитии социокультурной компетенции.
 

      Метод исследования – теоретический

- анализ методической  литературы

- анализ психолого-педагогической  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Аутентичность и  социокультурная  компетенция

            

                    1.1.Компетенция и компетентность 

     Компетенция и компетентность – это те понятия, которые всё больше и больше используются в наши дни. В чём же их различие? Итак, компетенция — это личностная способность человека решать определенный класс  задач. [http://wikipedia.org/ru] Что же касается компетентности – это способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата. Однако, определяя компетентность по тем или иным вопросам, необходимо достаточно строго выявить комплекс этих вопросов, их круг, границы и пределы. Компетентность - не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности.

     Под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным качествам человека. Различают следующие виды компетенций:

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, а это значит, что человек владеет механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, измерительными навыками, умеет использовать статистические и иные методы познания.

Информационная компетенция — это способность человека при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями и многое другое.

     Совокупность  компетенций, необходимых для эффективной  деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.

Компетентность-это  комплексный, личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или  иной области и зависящей от необходимых  для этого компетенций. Понятие  «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

     В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает  в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия, так как компетентность личности:

во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования;

во-вторых, в  понятии компетентности заложена идеология  интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт  на выходе”);

в-третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

     Компетентность  личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуре компетентности личности представлены:

-компетентность  в сфере самостоятельной познавательной  деятельности;

-в сфере гражданско-общественной деятельности;

-в сфере социально-трудовой  деятельности; компетентность в  бытовой сфере; 

-в сфере культурно-досуговой  деятельности.

     Итак, с помощью компетенции, формируемых  в процессе достижения практического опыта, у личности формируется определённый уровень компетентности, то есть навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 1.2. Компетентностный  подход 

     В наши дни содержание современного образования неразрывно связано с реализацией компетентностного подхода. Новые проекты стандартов образования однозначно определили ориентацию на формирование компетенций, что означает отход от традиционной, ориентированной только на знания модели. Эта модель,  хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретизированного знания, к сожалению, не всегда гарантировала практичность его применения, не формировала компетентного, то есть умеющего в полной мере пользоваться полученным многообразным знанием специалиста.

      Содержание  компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить:

- получать знания (учить учиться)

- работать и  зарабатывать (учение для труда)

- жить (учение  для бытия)

- жить вместе (учение для совместной жизни)

      Говоря  о компетентностном подходе, используют два основных термина: «компетенция» и «компетентность». Их понимание позволяет правильно спроектировать учебное занятие в условиях реализации данного подхода. Говоря о компетенциях в самом обобщённом их понимании можно сказать, что это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

      Компетенция включает совокупность взаимосвязанных  качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

      В этой связи в структуре компетенции  необходимо выделить следующие моменты:

1) когнитивный:  знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) ;

2) операциональный:  знание, как действовать (теоретическое  и оперативное применение знаний  к конкретным ситуациям и готовность  к осуществлению деятельности );

3) аксиологический:  знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) – воспитательный компонент.

      Под компетентностью понимают:

- владение, обладание  человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности;

- основывающийся  на знаниях интеллектуально и  личностно, обусловленный опыт  социально-профессиональной жизнедеятельности  человека;

- совокупность  сформированных у личности компетенций,  готовых к практическому применению;

      Другими словами, компетентность есть уровень  практической реализации компетенции.

      Чем отличается  компетентностный подход от традиционного? Приведём несколько  основных отличий. Итак, традиционный подход:

- ориентированность  на передачу или приобретение теоретической суммы преимущественно знаний, умений, навыков – содержания образования.

Информация о работе Влияние Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции