Влияние Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: показать актуальную трактовку основных методических понятий по теме работы и их возможную реализацию в современной образовательной ситуации.
Предмет исследования – процесс влияния использования аутентичных материалов на развитие социокультурной компетенции школьников.
Задачи исследования:
Показать эффективность применения аутентичных текстов на уроках английского языка.
Исследовать эффективность использования Интернет технологий в развитии социокультурной компетенции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Аутентичность и социокультурная компетенция…………………….
Компетентность и компетенция………………………………………..4
Компетентностный подход……………………………………………..7
Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку…………………………………………………….10
Коммуникативный подход…………………………………………….13
Аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку…………………………………………………………………….16

Глава 2 Влияние Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции

Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………21
Интернет - как источник аутентичных материалов…………………27
Психологические особенности учащихся 9 классов………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая последний вариант.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

      Интегрируя  ресурсы сети Интернет в учебный  процесс можно более эффективно решать целый ряд дидактических  задач на уроке:

- формировать  навыки и умения чтения;

- совершенствовать  умения аудирования;

- совершенствовать  умения монологического и диалогического  высказывания;

- совершенствовать  умения письменной речи;

- пополнять свой  словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного  иностранного языка;

- знакомиться  с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой  этикет, особенности речевого поведения  различных народов в условиях  общения, особенности культуры, традиций  страны изучаемого языка;

- формировать  устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.

      В наши дни уже все понимают, что  Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Кроме того, не стоит забывать, что это средство обучение обладает рядом задач. Интернет со всеми своими возможностями как раз и есть средство реализации этих целей и задач. Интернет создаёт уникальную возможность для учеников, изучающих английский язык, позволяя им пользоваться аутентичными материалами, слушать и общаться с носителями языка, создавая тем самым естественную языковую среду. Кроме того, Интернет позволяет ученикам формировать культуроведческое и социокультурное   воспитание, подробно знакомясь с культурой изучаемых стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.2. Интернет – как источник аутентичных материалов

  

     Сейчас  уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Новые средства массовой информации в сфере образования предъявляют к ней дополнительные требования. Интернет – это один из источников аутентичных материалов, поэтому основной задачей в изучении иностранных языков является развитие самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда, обучение навыкам самообразования, что связано с поиском информации и её обработкой. Недостаточно уметь лишь отыскать нужную информацию в разных источниках  Интернета, важно, чтобы учащиеся могли  обрабатывать и пользоваться полученной информацией. Применение современных информационных технологий во многом способствует обогащению содержания обучения иностранному языку посредством аутентичных материалов из ресурсов Интернет. Применение информационно-коммуникационных технологий, таких как аутентичные материалы, обеспечивает современный подход в обучении иностранным языкам, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся и стимулирует их познавательный интерес.

     Интернет  – это доступный источник “свежей” информации, и текстовой в том  числе. Именно там, например, в форумах, можно найти средние по объёму, что очень важно для учащихся,  высказывания молодых носителей  языка по различным темам. Учащимся интересно знать, как живут их сверстники в стране изучаемого языка из первых уст, какие им приходится решать проблемы, чем отличается их образ жизни от нашего и многое другое. Даже самый хороший учебник с точки зрения содержащихся в нём текстов в известной степени консервативен, в том смысле, что не имеет места постоянное обновление информации о жизни носителей изучаемого языка. А ведь именно такого рода информация вызывает повышенный интерес и, следовательно, благоприятно сказывается на мотивации овладения иностранным языком. Изучение английского языка с помощью ресурсов сети Интернет развивает много личностных качеств, и в первую очередь, социокультурную компетенцию, а именно понимание культурных особенностей носителей языка, что в свою очередь помогает ученику более точно осознавать события в современном мире и быть толерантным.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                2.3 Психологические особенности учащихся 9 классов 

     Учащиеся 9 классов – это дети в период старшего школьного возраста, то есть в период юности. Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?  с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

     Развитие  человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Восприятие, память, воображение и другие психические процессы всё больше приобретают черты произвольности. Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приёмы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. Внимание становится более управляемым, и ученик 11 класса может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач. 

      При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение  в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Кроме того, у учащихся 11 классов происходит формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон [http://psy.rin.ru/cgi-bin/article], существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.  Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания:

· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.

· стремление к  самопознанию.

· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности  и единства.

· самоуважение

· становление  личностного способа бытия, когда  во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"

      Исходя  из психологических особенностей учащихся 9 классов, мы видим, что в этом возрасте наиболее успешно может быть развитие социокультурной компетенции. Учащиеся уже владеют такими психологическими особенностями, как произвольная память, креатическое мышление, у них развито воображение, а также они уже владеют достаточно большим знанием английского языка, что позволяет им быть успешными в освоении Интернета и его ресурсов, пользоваться аутентичными материалами, и, кроме того, моральная, социальная и этическая личностная сформированность позволяет осознавать важность изучения своей культуры, а также культуры страны изучаемого языка.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Заключение    

        Целью представленной курсовой работы является показать актуальную трактовку основных методических понятий по теме работы и их возможную реализацию в современной образовательной ситуации.

        Мы рассмотрели: что  такое компетенция и компетентность, коммуникативный и компетентностный подходы к обучению, формирование социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку, аутентичность как методическая категория в обучении английскому языку, Интернет-ресурсы, такие как аутентичные материалы, и их влияние на развитие социокультурной компетенции у учащихся 9 классов.

        Изучив литературу по данной теме, мы сделали выводы, что

  - компетенция формируется с помощью  компетенций, формируемых в процессе  практического опыта.

  - компетентностный подход обеспечивает  общество компетентностными личностями, умеющими в полной мере пользоваться многообразным знанием в какой-либо сфере, гибкого к изменениям общества человека.

  - социокультурная компетенция развивает  как развивающие, так и воспитывающие  способности, формируя креативного английскому языку, творческого и желающего что-то делать человека.

  - внедрение коммуникативного подхода  в образовательный процесс изучения  английского языка позволяет  давать жизнь знаниям, что позволяет  находить решения из различных  жизненных ситуации.

  - аутентичные материалы, являясь оригинальными, приближенными к языковой культуре, стимулируют учащихся, повышают их мотивацию к обучению.

  - ресурсы сети Интернет являются  уникальной возможностью для  учеников, изучающих английский  язык, позволяя им пользоваться аутентичными материалами, слушать и общаться с носителями языка, тем самым формировать культуроведческое и социокультурное воспитание.

  - с помощью изучения аутентичных  материалов из ресурсов сети  Интернет развивается социокультурная  компетенция, позволяющая личности осознавать события в современном мире и быть толерантным.

  - учащиеся 9 классов обладают всеми  психологическими особенностями,  способствующими развивать социокультурную  компетенцию. 
 

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Список литературы 

  1. Bery Tomalyn и Suzan Stemplesky, Researches for the teachers// Cultural awareness, 1993г, Oxford University press\
  2. Кисельман М.В. «Влияние компетентностного подхода на качество образования».
  3. Кричевская К..С. Прагматические материалы, знакомящие             учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе . -1996. - № 1.
  4. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе . - 1999. - № 1.
  5. Харченова И.С., Возрастная психология//Конспект лекций, 2008г, Хакасский государственный университет им. И.Ф.Катанова
  6. Филипп Райс, Психология подросткового и юношеского возраста, 2000г, Питер
  7. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании//Информатика и образование, №4, 1998г 
  8. Домрачеев В.Г., Ретинская И.В., О классификации образовательных информационных технологий//Информативные технологии, №6, 1998г
  9. http://psy.rin.ru/cgi-bin/article/
  10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgaus/1480
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Влияние Интернет-ресурсов на развитие социокультурной компетенции