Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».
Поставленные задачи:
рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
дать определение дополнительного образования детей;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕй
1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………………………5
1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей…………………………………………………………………………...….9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….…16
2.2 Виды учреждений дополнительного образования……………………..20
2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка………………………………………………………………….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……………32
Итак, культурно-досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.
1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей
В основе определения форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации досугового процесса в целом. Вне формы процесс досуговой деятельности осуществляться не может.
В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации культурно-досуговой деятельности детей.
Формы отличаются друг от друга следующими признаками:
По количеству участников формы могут быть:
художественной деятельности;
К основным формам культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста можно отнести творчество, праздники, игровые формы [14].
Рассмотрим данные формы подробнее.
Творчество - деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. В творческом процессе созидание нового активного участвуют физические и духовные силы человека, прежде всего такие, как профессиональное мастерство и мысленное воображение [2, с. 19].
Задачи творчества:
1. Обогащать чувства опыта
и эмоциональную сферу
2. Влиять на познание
нравственных сторон
3. Повышать познавательную активность;
4. Влиять на физическое развитие детей;
5. Развивать умение видеть
красоту, понимать прекрасное, воспринимать
художественно-вкусовые
6. Развивать к детей
умение реализовать свой
8. Формировать художественные умения в области искусства: обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию.
9. Развивать словесное творчество;
10. Развивать музыкальные способности [2, с. 21].
Художественное творчество - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения. Занятия художественным творчеством способствует возвышенности чувств, стремлению к прекрасному, помогают глубже осознать свои мысли и чувства, яснее и глубже понять мир. Поэтому участие в художественной самодеятельности следует рассматривать не только как средство эстетического наслаждения, но и как средство общения, сближения с людьми. К видам художественного творчества можно отнести фольклор, танец, музыку, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.
Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Проявление всех форм и видов культуры идёт через праздник.
М. Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников [11, с. 34]:
- народные и фольклорные (Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины);
- государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);
- международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);
- православные (Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.);
- бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении или школе, группе или классе); праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).
Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына [22, с. 71]:
- известные (День знаний, праздник осени, праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, праздник весны, Пасха, День Победы и многие другие);
- малоизвестные (День именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.);
- неизвестные (праздник часов, праздник цветов, праздник одной песни, день загадок, праздник одного стихотворения, день сказки, праздник фантазии и многие другие).
Представленные виды праздников могут проводиться дома и вне дома: в детском саду, школе, учреждениях культурно-досуговой сферы.
Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение определенных знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения [18].
Особое место в организации культурно-досуговой деятельности детей занимают игры. Игра выступает как средство развития личности ребенка, развлечения, отдыха, общения, как психокоррекционное средство; посредством игры закладываются основы мировоззренческой системы ребенка. Целесообразно выделить основные виды игр, применяемых в практике культурно-досуговой деятельности детей. Это игры:
арт-терапевтические, а также техническое, изобретательское игровое творчество [23, с. 71].
Досуг детей развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике [1, с. 142]. Существует ряд принципов культурно-досуговой деятельности детей:
1) принцип всеобщности
и доступности-то есть
2) принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности позиционируется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
3) принцип индивидуального
подхода - предполагает учет
4) принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
5) принцип преемственности
- в первую очередь предполагает
культурное взаимодействие и
взаимовлияние поколений. Необходимо
активизировать деятельность
6) принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник [1, с. 145].
Можно констатировать, что сущностью культурно-досуговой деятельности детей является их творческое поведение в досуговой среде, обусловленное внутренними (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешним факторами (наличием культурно-досуговой инфраструктуры, активностью родителей и педагогов в стремлении организовать свободное время ребенка и т.д.).
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь
Кодекс Республики Беларусь об образовании (глава 17 раздел 7, статья 228 пункт 1) определяет дополнительное образование детей и молодежи как вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию [12, статья 228].
Система дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:
Дополнительное образование как последователь внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.