Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».
Поставленные задачи:
рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
дать определение дополнительного образования детей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕй
1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………………………5
1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей…………………………………………………………………………...….9

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….…16
2.2 Виды учреждений дополнительного образования……………………..20
2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка………………………………………………………………….….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……………32

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Итак, культурно-досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.

 

 

1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей

В основе определения форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации досугового процесса в целом. Вне формы процесс досуговой деятельности осуществляться не может.

В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации культурно-досуговой деятельности детей.

Формы отличаются друг от друга следующими признаками:

  1. количественными. Формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, а также количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на:
  • кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
  • продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
  • традиционные (регулярно повторяющиеся).

По количеству участников формы могут быть:

  • индивидуальные (учитель — ученик);
  • групповые (учитель — группа детей);
  • массовые (учитель — несколько групп, классов;
  1. по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной,

художественной деятельности;

  1. по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;
  2. по субъекту организации:
  • организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;
  • инициатива и ее реализация принадлежит детям.
  1. по результату:
  • результатом является информационный обмен;
  • результатом является выработка общего решения (мнения);
  • результатом является общественно значимый продукт [3, с. 45].

К основным формам культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста можно отнести творчество, праздники, игровые формы [14].

Рассмотрим данные формы подробнее.

Творчество - деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. В творческом процессе созидание нового активного участвуют физические и духовные силы человека, прежде всего такие, как профессиональное мастерство и мысленное воображение [2, с. 19].

Задачи творчества:

1. Обогащать чувства опыта  и эмоциональную сферу личности;

2. Влиять на познание  нравственных сторон действительности;

3. Повышать познавательную  активность;

4. Влиять на физическое  развитие детей;

5. Развивать умение видеть  красоту, понимать прекрасное, воспринимать  художественно-вкусовые потребности  в познании прекрасного;

6. Развивать к детей  умение реализовать свой возможности  в творческих продуктах;

8. Формировать художественные  умения в области искусства: обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию.

9. Развивать словесное  творчество;

10. Развивать музыкальные  способности [2, с. 21].

Художественное творчество - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения. Занятия художественным творчеством способствует возвышенности чувств, стремлению к прекрасному, помогают глубже осознать свои мысли и чувства, яснее и глубже понять мир. Поэтому участие в художественной самодеятельности следует рассматривать не только как средство эстетического наслаждения, но и как средство общения, сближения с людьми. К видам художественного творчества можно отнести фольклор, танец, музыку, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство.

Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Проявление всех форм и видов культуры идёт через праздник.

М. Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников [11, с. 34]:

-  народные и фольклорные (Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины);

-  государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);

- международные (День матери, День защиты детей, Международный  женский день);

- православные (Рождество  Христово, Благовещение, Пасха, Вербное  воскресенье, Троица, Покров, престольные  праздники и др.);

-  бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении или школе, группе или классе); праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).

Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына [22, с. 71]:

- известные (День знаний, праздник осени, праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, праздник весны, Пасха, День  Победы и многие другие);

-  малоизвестные (День  именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.);

-  неизвестные (праздник  часов, праздник цветов, праздник  одной песни, день загадок, праздник  одного стихотворения, день сказки, праздник фантазии и многие другие).

Представленные виды праздников могут проводиться дома и вне дома: в детском саду, школе, учреждениях культурно-досуговой сферы.

Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение определенных знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения [18].

Особое место в организации культурно-досуговой деятельности детей занимают игры. Игра выступает как средство развития личности ребенка, развлечения, отдыха, общения, как психокоррекционное средство; посредством игры закладываются основы мировоззренческой системы ребенка. Целесообразно выделить основные виды игр, применяемых в практике культурно-досуговой деятельности детей. Это игры:

  • спортивно-оздоровительные;
  • «военизированные» (военно-патриотические);
  • рекреационно-развлекательные;
  • экологические;
  • интеллектуально-познавательные;
  • сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные;

арт-терапевтические, а также техническое, изобретательское игровое творчество [23, с. 71].

Досуг детей развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике [1, с. 142]. Существует ряд принципов культурно-досуговой деятельности детей:

1) принцип всеобщности  и доступности-то есть возможность  приобщения, вовлеченности всех без исключения детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2) принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности позиционируется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3) принцип индивидуального  подхода - предполагает учет индивидуальных  запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4) принцип систематичности  и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5) принцип преемственности - в первую очередь предполагает  культурное взаимодействие и  взаимовлияние поколений. Необходимо  активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу  детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6) принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник [1, с. 145].

Можно констатировать, что сущностью культурно-досуговой деятельности детей является их творческое поведение в досуговой среде, обусловленное внутренними (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешним факторами (наличием культурно-досуговой инфраструктуры, активностью родителей и педагогов в стремлении организовать свободное время ребенка и т.д.).

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 Система дополнительного  образования детей и молодежи  в Республике Беларусь 

Кодекс Республики Беларусь об образовании (глава 17 раздел 7, статья 228 пункт 1) определяет дополнительное образование детей и молодежи как вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию [12, статья 228].

Система дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:

  • участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
  • образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
  • учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
  • иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
  • иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;
  • государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования детей и молодежи;
  • республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Дополнительное образование как последователь внешкольного  воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для  формирования  каждым  ребенком представлений  о самом себе и  об  окружающем  мире.  Свобода  выбора  формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в  выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более  успешно  овладеть способами деятельности.

Информация о работе Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка