Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».
Поставленные задачи:
рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
дать определение дополнительного образования детей;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕй
1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………………………5
1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей…………………………………………………………………………...….9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….…16
2.2 Виды учреждений дополнительного образования……………………..20
2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка………………………………………………………………….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……………32
Учреждения дополнительного образования, работающие с детьми, должны отвечать за выполнение следующих социокультурных функций:
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям:
На современном этапе развитие системы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:
Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.
Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированное, деятельное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей – исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь [4, с. 16].
Профили образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включают в себя направления деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы. Срок получения дополнительного образования определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по соответствующему профилю [12, статья 230].
2.2 Виды учреждений дополнительного образования
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании [12, статья 231] учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов:
Центр (дворец) – учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении[12, статья 231].
Центры дополнительного образования детей и молодежи в городах Беларуси, например, предлагают следующие художественные, спортивные и технические кружки, студии, клубы различной направленности, детские коллективы: танцевальные (народный, эстрадный, бальный танец), инструментальные (ансамбли, обучение игре на различных инструментах), театральные (театр кукол, театральная студия, театр пантомимы, музыкальный театр), вокально-хоровые (эстрадное пение, хоры, ансамбли), технические (робототехника, радиотехника, авиа-моделирование, конструирование автомототехники и реставрация, школы мототехники), цирковые объединения, кружки декоративно-прикладного и изобразительного искусства (работа с различными материалами, роспись по дереву и стеклу, соломоплетение, бисероплетение, вязание, моделирование, пошив одежды и др.), студии тематического развивающего обучения (реклама, программирование, компьютерная графика и дизайн, флеш-анимация, обучение языкам, этикет, средневековые ремесла, дизайн), спортивно-оздоровительные, туристические, эколого-краеведческие объединения. [23, с. 72].
Список центров детского творчества Витебской области представлен в Приложении 1.
Детская школа искусств – учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне [12]. Детская школа искусств может быть государственной и частной.
Основными задачами детской школы искусств являются:
Образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в детских школах искусств реализуются по следующим направлениям деятельности: «музыкальное», «театральное», «хореографическое», «изобразительное», «народное творчество», «народное декоративно-прикладное», «художественно-эстетическое» и другим. Детская школа искусств может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким направлениям деятельности [18].
Типовые учебные планы для детских школ искусств разработаны по направлениям деятельности детских школ искусств на 7-летний и 5-летний сроки обучения. По типовому учебному плану с 7-летним сроком обучения, как правило, обучаются дети, поступающие в детскую школу искусств в возрасте от 6 до 9 лет, по типовому учебном плану с 5-летним сроком обучения - от 9 до 11 лет.
В музыкальной школе дети получают общее начальное музыкальное образование, формируют в себе внутреннюю культуру, самосознание. Школа способствует становлению духовной зрелости детей; организации и развитию новых форм культурной деятельности и отдыха, развитию самодеятельного художественного творчества. В большинстве музыкальных школ дети могут научится играть на фортепиано, баяне, аккордеоне, цимбалах, струнных народных инструментах (гитара, балалайка, домра, мандолина), струнных смычковых (скрипка, виолончель), деревянных и медных духовых инструментах, ударных инструментах. В школе искусств по музыкальному направлению дети изучают такие дисциплины как: музыкальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), а также предметы по выбору (аккомпанемент, импровизация и сочинение и т.д.)
Театральное отделение в школах искусств ставит перед собой приоритетными задачи эстетического воспитания учащихся, развития общих и конкретных знаний в области театрального искусства, а также приобретения навыков для дальнейшего поступления на различные творческие специальности в высшие и средние специальные заведения культуры и искусства. В программе обучения на театральном отделении широкий спектр дисциплин, среди которых: театральная игра, художественное слово, ритмика и танец, основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения, история театра, музыкальная грамота и слушание музыки, вокал или музыкальный инструмент и предмет по выбору (изготовление и вождение кукол, грим, история костюма и др.)
Большинство хореографических школ искусств ставит перед собой цель дать детям хореографическое образование, способствовать воспитанию эстетического вкуса, развивать танцевальные и музыкальные способности, содействовать общему физическому развитию, укреплению здоровья детей, а так же выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние и высшие учебные заведения. На хореографическом отделении предусматривается изучение предметов: основы классического танца, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современные направления хореографии, история хореографического искусства, музыкальная грамота.
Одним из самых массовых и популярных среди детей по-прежнему является дополнительное образование художественного профиля. В условиях современного идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Основной задачей детской художественной школы является развитие творческих способностей одаренных детей и молодежи по изобразительному искусству и получение начального художественного образования. Направление деятельности «Изобразительное» предусматривает изучение следующих предметов: композиция, рисунок, живопись ,история изобразительного искусства и ряд доподнительных дисциплин (живопись маслом, цветоведение, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн).
Таким образом, за годы своего становления и развития государственная система дополнительного образования детей предоставила детям нашей страны богатейшие возможности для развития их способностей и талантов в различных областях образовательной деятельности.
2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка
Государственное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа имени И. Ф. Хруцкого г. Новополоцка», именуемое в дальнейшем Школа, является учреждением образования детей и молодёжи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне.
Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка – первая детская школа искусств в Витебской области основана в 1977 году. В течение более 30 лет художественная школа является центром художественно-эстетического образования и воспитания детей в городе Новополоцке. Структурная организация школы представлена в Приложении 5. У истоков создания школы стояли талантливые и опытные художники-педагоги, которые неформально подходили к вопросам художественного образования детей. Ими был задан вектор развития школы, а также обозначены пути реализации задуманного была высоко поднята планка профессионализма учителя-практика.
Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, «Кодексом Республики Беларусь об образовании Законом Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» от 04.06.1991 № 832 – XII, Положением о детской школе искусств», утвержденным Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 01.07.2011 № 28, другими нормативными правовыми актами, издаваемыми органами государственного управления, Уставом [25].
Школа осуществляет деятельность, определенную Уставом [25], в целях:
Предметом деятельности Школы является реализация образовательных программ в области начального художественного образования и обучения детей. Организовывается и проводится выставочная и внеклассная работа. План мероприятий на октябрь 2014 года находится в Приложении 4.