Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».
Поставленные задачи:
рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
дать определение дополнительного образования детей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕй
1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………………………5
1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей…………………………………………………………………………...….9

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….…16
2.2 Виды учреждений дополнительного образования……………………..20
2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка………………………………………………………………….….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……………32

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Школа в соответствии с законодательством Республики Беларусь обеспечивает:

  • качество образования;
  • подбор, приём на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
  • разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся и других участников образовательного процесса;
  • моральное и материальное стимулирование всех работников школы;
  • создание необходимых условий для работы по учебным планам и учебным программам для детских школ искусств, разработанных и утвержденных Министерством культуры Республики Беларусь с учетом учебной нагрузки, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • выполнение всех обязанностей, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, Уставом школы.

Срок обучения в детской художественной школе имени И.Ф.Хруцкого г.Новополоцка – 5 лет. По типовому учебному плану с 5-летним сроком обучения в Школу зачисляются дети с 10 лет. Прием учащихся в 1-ый класс осуществляется на основании заявления родителей с учетом художественных способностей детей. [16]

Образовательный процесс организуется на основе:

  • принципов государственной политики в сфере образования;
  • принципов государственной политики в сфере культуры и общественной жизни;
  • образовательных стандартов; 
  • педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
  • современных образовательных и информационных технологий.

Основными требованиями к организации образовательного процесса являются:

  • обеспечение качества образования;
  • компетентный подход;
  • охрана здоровья обучающихся;
  • соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации;
  • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  • создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
  • создание условий для развития творческих способностей детей;

Для качественного ведения образовательного процесса, повышения профессионального роста учащихся, школа располагает всем необходимым: 19 просторных учебных классов, 2 скульптурные мастерские с муфельной печью для обжига глины, выставочный зал.

Образовательный процесс в художественной школе осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами детских школ искусств и типовыми учебными программам детских школ искусств, утверждёнными Министерством культуры Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Также в детской художественной школе имени И.Ф.Хруцкого г.Новополоцка разрабатываются индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодёжи. Индивидуальные программы определяют особенности получения дополнительного образования одарёнными учащимися, учащимися с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия в художественной школе.

Обучает детей высококвалифицированный коллектив преподавателей. Из 14 человек 12 имеют высшее образование, 2 – средне-специальное. 6 педагогов имеют высшую квалификационную категорию. За высокие педагогические и творческие достижения в сфере культуры и искусства Каржицкая Н.Н. и Гарнык Л.И. удостоены городской премии «Признание».

Учебный процесс в художественной школе устанавливается с учетом занятости в общеобразовательных школах города и проводится в свободное от занятий время. Ежедневное количество учебных занятий и их последовательность определяется школьным расписанием и утверждается Директором. В Приложении 2 представлено расписание занятий на первое полугодие 2014 года.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в Школе осуществляется в группах от 10 до 12, а предметы по выбору от 3 до 6 учащихся [20]. На 23.09.2014 г. По данным представленным заместителем директора Климовой Т.И. в школе обучаются 260 учащихся в возрасте от 10 до 18 лет.

Основной формой учета успеваемости является выставление оценок. Знания учащихся оцениваются по 10-балльной системе. Четвертные и итоговые оценки выставляются учителями по результатам текущей успеваемости и просмотра работ учащихся. По истечению первого и второго полугодия проводится общешкольный просмотр работ учащихся. В конце учебного года организовывается учебная практика пленэр. Отчет о мероприятиях за июнь 2013 года находится в Приложении 3.

Визитной карточкой детской художественной школы является проведение ежегодного детского пленэра-конкурса «Палитра Придвинья», посвященного известному мастеру живописи И.Ф. Хруцкому. Для участия в конкурсе приезжают юные художники из Беларуси, России и городов-побратимов.

Ещё один ежегодный проект, который реализует школа – это экологический конкурс детского рисунка «Живи, планета». Конкурс проводится благодаря поддержке городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Результатом конкурса является выставка работ побед

Художественная школа выявляет интересы ребенка, формирует эстетическое восприятие действительности, проявляет творческие способности. Художественная деятельность учащегося способствует развитию в нем качеств личности, составляющих ее фундамент, определяющих и ее характер, и судьбу человека. В процессе художественной деятельности в результате интеграции сенсорных функций происходит настоящая перестройка, способствующая возникновению как бы совершенно новых сенсорных способностей, свойственных исключительно человеку. То есть, человеческий глаз, ухо и даже рука совершенствуются в художественной деятельности. Поэтому в системе художественного воспитания и образования искусство должно быть представлено целостно во всех его видах.

Ученики ДХШ неоднократно становились лауреатами и дипломантами городских, областных, региональных и международных конкурсов и выставок детского художественного творчества. Стипендиатами Президентского фонда по поддержке талантливой молодежи стали учащиеся Доротко Ольга и Пирогова Полина. Стипендиатами областного фонда: Харина Екатерина, Апанасович Мария, Спиридонов Илья, Куксенок Екатерина, Потоцкая Анастасия. Стипендиатами городского фонда: Матиевич Ирина, Екименкова Владислава, Спиридонов Илья, Гарнык Александр, Куксенок Екатерина, Апанасович Мария, Соловьева Кристина, МоничСуламита, Потоцкая Анастасия.

Около 60% выпускников связали свою судьбу с профессией, азы которой получили в ДХШ. Лучшие учащиеся обучаются в академии искусств в городах: Минске, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. После окончания средних специальных и высших профильных учебных заведений они становятся живописцами и графиками, дизайнерами и архитекторами. Это поколение инициативных и творческих людей, знающих свое историческое прошлое и оберегающих бесценное культурное и художественное наследие своей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурно-досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Культурно-досуговая деятельность детей в виду возрастных особенностей имеет своеобразное содержание и выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы учащихся, способом самореализации и самосовершенствования. К структурным элементам досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д.

К основным формам культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста можно отнести творчество, праздники, игровые формы деятельности. Наиболее распространенными формами организации культурно-досуговой деятельности детей являются: кружки, студии; конкурсы, фестивали; конкурсно-игровые программы; тематические программы; интеллектуально-познавательные игры; игры-путешествия; викторины; театрализованные представления; культурно-спортивные программы; музыкально-развлекательные мероприятия; мастер-классы для детей по различным видам ремесел; праздники.

Дополнительное образование детей - вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Дополнительное образование детей - организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, источник мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Дополнительное образование как последователь внешкольного  воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для  формирования  каждым  ребенком представлений  о самом себе и  об  окружающем  мире.  Свобода  выбора  формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в  выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более  успешно  овладеть способами деятельности.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов: центр (дворец); детская школа искусств. Учреждения дополнительного образования наиболее полно и ярко позволяют детям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. В процессе дополнительного образования у детей развиваются морально-нравственные основы, интеллект, воображение, освоение норм жизни взрослых. Внешкольные учреждения позитивно влияют на тех детей, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.

Основным направлением деятельности ГУО «Детская художественная школа имени И. Ф. Хруцкого г. Новополоцка»  является формирование практических  навыков  художественно-творческой  деятельности. Компетентный  и  творческий  подход  администрации  и  преподавателей  в  организации  учебно-воспитательного  процесса  обеспечивает  интерес  детей  к  занятиям  и  стабильность  контингента  учащихся  на  протяжении  многих  лет. В основной курс обучения входят следующие дисциплины: академический  рисунок, живопись, станковая  и  декоративная  композиция, история  изобразительного  искусства, скульптура. Для  учащихся  старших  классов  (3-5  классы)  организованы  занятия  по  выбору: батик, гобелен, кукла, бумажная  пластика,  лепка,  графика, дизайн, мир искусства (научные работы по истории искусств). Для качественного ведения образовательного процесса, повышения профессионального роста учащихся, школа располагает всем необходимым: 19 просторных учебных классов, 2 скульптурные мастерские с муфельной печью для обжига глины, выставочный зал.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г. А. Аванесова. –  М: Аспект-пресс, 2006. – 236 с.
  2. Ануфриева, А. Ф. Как  преодолеть  трудности  в  обучении детей.  Психодиагностические  таблицы.   Психодиагностические   методики.  Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриева. – Изд. 3-е. –  М. : «Ось- 89», 2000. – 86 с.
  3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – Изд. 2-е – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
  4. Буйлова, Л. Н. Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Вестник образования. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/n2007.html. –  Дата доступа: 19.09.2014.
  5. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга : учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. – 240 с.
  6. Гимазетдинова, О. В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: теория, методика и организации культурно-просветительской деятельности / О. В. Гимазетдинова, В. К. Крючек. – Волгоград : ВолГУ, 2003. – 217 с.
  7. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева. – Тамбов : ТГУ им. Державина, 2002. – 284с.
  8. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка : сб. ст. / ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования» ; под ред.   Н. Г. Кобраева. – Минск : МОИРО, 2010. – 50 с.
  9. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
  10. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
  11. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. пособие / М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.
  12. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3
  13. Кузнецова, Т. М. Содержание дополнительного образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : Т. М. Кузнецова. – Вестник образования № 20, 2007. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/n2007.html. –  Дата доступа : 19.09.2014.
  14. Леванова, Е. А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина. – СПб: Питер, 2012.–208 c.
  15. Малахова, А. Н. Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников / А. Н. Малахова. – М. : «Сфера», 2008. – 90 с.
  16. Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www. edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=4911. –  Дата доступа : 01.09.2014.
  17. Мойсейчук, С. Б. Специфика семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития. Семья и женщина в современном мире : социальные и культурные аспекты : мат. межд. науч. конф., г. Минск, 2 февраля 2012 г. / науч. ред. совет: А.А. Лазаревич, Хасанзаде Седиге [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Пос-во Исламской Респ. Иран в Респ. Беларусь. – Минск : Право и экономика, 2012. – 491 с.
  18. Мудрик, А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : Учебно-методическое пособие / А. В. Мудрик. –  М.: Академия, 2004. – 240 с.
  19. Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 01.07.2011 N 28 «Об утверждении Положения о детской школе искусств»
  20. Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 21.07.2011 N 32 «Об утверждении типовых учебных планов детских школ искусств»
  21. Рогачева, О. В. Досуговая деятельность как средство педагогической коррекции развития личности школьников  / О. В. Рогачева. – М. : Соц-пед. Работа, 2004. – № 4. – С. 21–24.
  22. Синицына, Е. Игры для праздников / Е. Синицына. – М. : Лист, 1999. – 176 с.
  23. Смаргович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / И. Л. Смаргович ; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.
  24. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – 296 с.
  25. Устав государственного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа  имени И.Ф. Хруцкого  г. Новополоцка» от 1.08.2012 г.
  26. Филистович, О. А. Формирование творческой активности младших школьников средствами музыкально-досуговой деятельности: автореф. дис. к-та пед. наук : 13.00.05 / О. А. Филистович ; УО «БГУКИ». – Минск, 2012. – 28 с.
  27. Шмаков, С. А. Досуг школьника: Проблемы, прогнозы, секреты, подсказки, калейдоскоп развлечений: метод. пособие для кл. рук. студентов пед. Вузов / С. А. Шмаков. – Липецк. : ЛГПУ, 1993. – 192 с.
  28. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2010. – 80 с.

Информация о работе Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка