Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».
Поставленные задачи:
рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
дать определение дополнительного образования детей;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕй
1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………………………5
1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей…………………………………………………………………………...….9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….…16
2.2 Виды учреждений дополнительного образования……………………..20
2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка………………………………………………………………….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……………32
Школа в соответствии с законодательством Республики Беларусь обеспечивает:
Срок обучения в детской художественной школе имени И.Ф.Хруцкого г.Новополоцка – 5 лет. По типовому учебному плану с 5-летним сроком обучения в Школу зачисляются дети с 10 лет. Прием учащихся в 1-ый класс осуществляется на основании заявления родителей с учетом художественных способностей детей. [16]
Образовательный процесс организуется на основе:
Основными требованиями к организации образовательного процесса являются:
Для качественного ведения образовательного процесса, повышения профессионального роста учащихся, школа располагает всем необходимым: 19 просторных учебных классов, 2 скульптурные мастерские с муфельной печью для обжига глины, выставочный зал.
Образовательный процесс в художественной школе осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами детских школ искусств и типовыми учебными программам детских школ искусств, утверждёнными Министерством культуры Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Также в детской художественной школе имени И.Ф.Хруцкого г.Новополоцка разрабатываются индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодёжи. Индивидуальные программы определяют особенности получения дополнительного образования одарёнными учащимися, учащимися с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия в художественной школе.
Обучает детей высококвалифицированный коллектив преподавателей. Из 14 человек 12 имеют высшее образование, 2 – средне-специальное. 6 педагогов имеют высшую квалификационную категорию. За высокие педагогические и творческие достижения в сфере культуры и искусства Каржицкая Н.Н. и Гарнык Л.И. удостоены городской премии «Признание».
Учебный процесс в художественной школе устанавливается с учетом занятости в общеобразовательных школах города и проводится в свободное от занятий время. Ежедневное количество учебных занятий и их последовательность определяется школьным расписанием и утверждается Директором. В Приложении 2 представлено расписание занятий на первое полугодие 2014 года.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в Школе осуществляется в группах от 10 до 12, а предметы по выбору от 3 до 6 учащихся [20]. На 23.09.2014 г. По данным представленным заместителем директора Климовой Т.И. в школе обучаются 260 учащихся в возрасте от 10 до 18 лет.
Основной формой учета успеваемости является выставление оценок. Знания учащихся оцениваются по 10-балльной системе. Четвертные и итоговые оценки выставляются учителями по результатам текущей успеваемости и просмотра работ учащихся. По истечению первого и второго полугодия проводится общешкольный просмотр работ учащихся. В конце учебного года организовывается учебная практика пленэр. Отчет о мероприятиях за июнь 2013 года находится в Приложении 3.
Визитной карточкой детской художественной школы является проведение ежегодного детского пленэра-конкурса «Палитра Придвинья», посвященного известному мастеру живописи И.Ф. Хруцкому. Для участия в конкурсе приезжают юные художники из Беларуси, России и городов-побратимов.
Ещё один ежегодный проект, который реализует школа – это экологический конкурс детского рисунка «Живи, планета». Конкурс проводится благодаря поддержке городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Результатом конкурса является выставка работ побед
Художественная школа выявляет интересы ребенка, формирует эстетическое восприятие действительности, проявляет творческие способности. Художественная деятельность учащегося способствует развитию в нем качеств личности, составляющих ее фундамент, определяющих и ее характер, и судьбу человека. В процессе художественной деятельности в результате интеграции сенсорных функций происходит настоящая перестройка, способствующая возникновению как бы совершенно новых сенсорных способностей, свойственных исключительно человеку. То есть, человеческий глаз, ухо и даже рука совершенствуются в художественной деятельности. Поэтому в системе художественного воспитания и образования искусство должно быть представлено целостно во всех его видах.
Ученики ДХШ неоднократно становились лауреатами и дипломантами городских, областных, региональных и международных конкурсов и выставок детского художественного творчества. Стипендиатами Президентского фонда по поддержке талантливой молодежи стали учащиеся Доротко Ольга и Пирогова Полина. Стипендиатами областного фонда: Харина Екатерина, Апанасович Мария, Спиридонов Илья, Куксенок Екатерина, Потоцкая Анастасия. Стипендиатами городского фонда: Матиевич Ирина, Екименкова Владислава, Спиридонов Илья, Гарнык Александр, Куксенок Екатерина, Апанасович Мария, Соловьева Кристина, МоничСуламита, Потоцкая Анастасия.
Около 60% выпускников связали свою судьбу с профессией, азы которой получили в ДХШ. Лучшие учащиеся обучаются в академии искусств в городах: Минске, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. После окончания средних специальных и высших профильных учебных заведений они становятся живописцами и графиками, дизайнерами и архитекторами. Это поколение инициативных и творческих людей, знающих свое историческое прошлое и оберегающих бесценное культурное и художественное наследие своей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурно-досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Культурно-досуговая деятельность детей в виду возрастных особенностей имеет своеобразное содержание и выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы учащихся, способом самореализации и самосовершенствования. К структурным элементам досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д.
К основным формам культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста можно отнести творчество, праздники, игровые формы деятельности. Наиболее распространенными формами организации культурно-досуговой деятельности детей являются: кружки, студии; конкурсы, фестивали; конкурсно-игровые программы; тематические программы; интеллектуально-познавательные игры; игры-путешествия; викторины; театрализованные представления; культурно-спортивные программы; музыкально-развлекательные мероприятия; мастер-классы для детей по различным видам ремесел; праздники.
Дополнительное образование детей - вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Дополнительное образование детей - организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, источник мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Дополнительное образование как последователь внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов: центр (дворец); детская школа искусств. Учреждения дополнительного образования наиболее полно и ярко позволяют детям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. В процессе дополнительного образования у детей развиваются морально-нравственные основы, интеллект, воображение, освоение норм жизни взрослых. Внешкольные учреждения позитивно влияют на тех детей, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.
Основным направлением деятельности ГУО «Детская художественная школа имени И. Ф. Хруцкого г. Новополоцка» является формирование практических навыков художественно-творческой деятельности. Компетентный и творческий подход администрации и преподавателей в организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает интерес детей к занятиям и стабильность контингента учащихся на протяжении многих лет. В основной курс обучения входят следующие дисциплины: академический рисунок, живопись, станковая и декоративная композиция, история изобразительного искусства, скульптура. Для учащихся старших классов (3-5 классы) организованы занятия по выбору: батик, гобелен, кукла, бумажная пластика, лепка, графика, дизайн, мир искусства (научные работы по истории искусств). Для качественного ведения образовательного процесса, повышения профессионального роста учащихся, школа располагает всем необходимым: 19 просторных учебных классов, 2 скульптурные мастерские с муфельной печью для обжига глины, выставочный зал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ