Балетмейстер и сфера его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца. Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Для правильной постановки хореографических композиций необходим балетмейстер.

Содержание работы

Введение(Цель).………………………………………………………………….3
Глава 1: Понятие «балетмейстер». Основная деятельность…………………..5
1.1. Балетмейстер и сфера его деятельности………………………….…5
1.2. Сплетение балетмейстером музыки и хореографии. ………...…....8
Глава 2: Задачи балетмейстера. Танец и его составляющие. ……….…...…..12
2.1. Драматургия танца…………………………………..……..…….....12
2.2. Хореографический образ. ………………………………..……..…..17
2.3. Рисунок танца, как составная часть композиции танца. ……….....19
Глава 3: Григорович Юрий Николаевич………………………………………24
3.1 Профессиональная и общественная деятельность………….……..28
3.2 Постанови ………………………………………………..…………..29
3.3 Краткий рассказ о остановке………………………………………..30
Заключение (Вывод)………………………………………

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 78.05 Кб (Скачать файл)

Однако Григорович предложил  к рассмотрению художественного  совета Кировского театра свой вариант  оригинальной и интересной постановки. Она и была ему доверена. Юрия Григоровича поддерживал Федор  Лопухов, бывший в то время художественным руководителем Кировского балета. Дебют  удался. Григоровичу удалось удивительно  органично ввести национальные русские  элементы в ткань классического  танца – так, что они не выглядели  чужеродными.

Возможность поставить следующий  спектакль Григоровичу представилась  лишь через несколько лет, в 1961 году. Этим спектаклем, постановку которого Григорович осуществил менее чем  за два месяца, была «Легенда о любви» А. Меликова. Балетмейстер вновь использовал  национальные мотивы в спектакле  – на этот раз он применил тонкую восточную стилизацию. Григорович применил необычный прием: финалы всех эпизодов спектакля он сделал статичными, напоминающими  старинные персидские миниатюры. Внешнее  действие отступало на второй план, выдвигая вперед внутреннюю, психологическую  логику характеров и их взаимоотношений. Интересным был также прием, впоследствии неоднократно использованный и постоянно  развиваемый Юрием Григоровичем, – сценический хореографический монолог одного из персонажей, который углублял психологизм характера героя.

Спектакль был перенесен  на сцену Большого театра, как и  «Каменный цветок». Казалось бы, Кировский  театр должен был дать возможность  развиваться таланту балетмейстера, однако ситуация складывалась не в  пользу Юрия Григоровича.

О нем заговорили – многие уже были уверены, что он найдет выход  из творческого кризиса, охватившего  советскую хореографию сталинского  образца. Адепты старого драмбалета были недовольны. Молодая поросль  внутри театра и на страницах газет, наоборот, приветствовала его поиски «симфонического танца». Григорович привел советский балет в эстетическое соответствие со временем «оттепели». В его спектаклях нравился отказ  от прямой иллюстративности за счет режиссерских и пластических обобщений. Но театральное  начальство было недовольно, перспектив для себя в Кировском театре Григорович не видел.

Он не побоялся круто изменить свою жизнь и уехать в далекий  Новосибирск ради того, чтобы иметь  возможность ставить спектакли. Это был первый его отъезд в  провинцию, второй состоялся несколькими  десятилетиями позже.

В Новосибирске балетмейстер пробыл около двух лет. Самыми значительными  его постановками на сцене Новосибирского театра оперы и балета были «Каменный  цветок» и первая редакция «Лебединого  озера». В 1963 году Юрия Григоровича  пригласили в Москву для постановки в Большом театре балета «Спящая  красавица». Фактически с этого спектакля  началась его многолетняя работа в Большом театре.

Его постановка была по своему духу близка первоначальному решению  Мариуса Петипа и Льва Иванова. Он стремился подчеркнуть театральность  музыки, театральность хореографии  Петипа, создать спектакль-парад  хореографических шедевров, спектакль  во славу танца, блистательное гала-представление. В целом спектакль получился  блистательным, изысканным, но лишенным присущей остальным произведениям  Григоровича яркой эмоциональности.

Через десять лет Григорович вновь вернулся к работе над «Спящей  красавицей». На этот раз его трактовка  представляла собой смешение сказочного и реального, воплощая конфликт мечты  и действительности, чему соответствует  и сценография спектакля: сцена  визуально постоянно делится  на две половины, в одной из которых  происходит действие «реального» плана, в другой – «сказочного».

В 1964 году он стал руководителем  балетной труппы Большого театра, получив  широкую возможность реализовать  творческие замыслы.

Первым спектаклем, поставленным Григоровичем в качестве главного балетмейстера  Большого театра, был «Щелкунчик». В  отличие от прежних своих спектаклей, где он намеренно избегал примет быта, романтизируя сценическую обстановку, «Щелкунчик» овеян духом домашнего  очага, семейного праздника, на фоне которого разворачиваются основные события балета.

А потом был знаменитый «Спартак». Премьера состоялась 9 апреля 1968 года.

Многие сценические решения  этого балета были подготовлены предыдущими  постановками Григоровича, использование  хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря  героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более  ярко и полно.

После триумфа «Спартака» Григорович вновь обратился к  постановке классики балетной сцены  – «Лебединому озеру». Он максимально  сохранил лучшие части первоначальной хореографии, заново поставив первую картину, сцену бала и последний акт. Он ставил балет не как красивую сказку и не как романтико-фантастическую историю, а старался раскрыть философский  смысл сюжета, показать борьбу добра  со злом, внутренние коллизии, проблему выбора. Случилась, правда, и неувязка – Григорович мечтал сделать трагический  финал балета, но министр культуры Фурцева потребовала оптимизма. В результате Одетта много лет  не погибала, а воссоединялась с  Принцем. Впоследствии никто не мешал  ему закончить спектакль по собственному желанию.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта – и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный». В рамках балетного спектакля передать всю  сложность исторической эпохи в  многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени  через эмоциональный внутренний мир.

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни  «Ангара» по мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история». Большой театр  никогда не мог оставаться вне  политики, и указание о постановке «советского балета», полностью  злободневного по своей тематике, исходило от партийного руководства.

По-своему, во многом противоречиво, поставил Григорович спектакль «Ромео и Джульетта». Несколько необычна и спорна трактовка балетмейстером финала балета, отступающая от шекспировского текста, – Джульетта просыпается, когда Ромео еще жив. Однако он уже принял яд, и юные влюбленные обречены.

Балет Дмитрия Шостаковича  «Золотой век», впервые поставленный в 1939 году, имел неудачную судьбу, в  основном из-за плакатно-схематического содержания. Григорович в 1982 году поставил этот балет по новому сценарию. В  этой постановке Григорович смог соединить  на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического  танца с акробатическим.

Григорович перенес место  действия в советскую Россию, и  индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца.

После «Золотого века»  Григорович вновь обратился к  классике балетной сцены – к балету «Раймонда», поставленному еще Мариусом Петипа. И вновь он, первоначально  собираясь выступить лишь в роли реставратора старинного балета, фактически создал его новую постановку, не нарушив при этом общей хореографической концепции Петипа. Григоровичу пришлось с помощью ленинградских специалистов в области балета провести настоящее  исследование по восстановлению первоначальной редакции «Раймонды» во всех подробностях. В результате получилась фантазия на тему «Раймонды» Петипа, видение современным  балетмейстером старого шедевра  хореографии сквозь призму собственного восприятия.

Казалось бы, творческая судьба Юрия Григоровича блестяща и безоблачна. Триумфальные постановки в Москве и  за рубежом, внимание специалистов всего  мира, новые работы, множество других творческих планов. Счастливый творческий и семейный союз с прекрасной балериной  Натальей Бессмертновой, верной соратницей и единомышленницей в театре и  надежной опорой в жизни.

Но в театре назрел очередной  конфликт. Одной из причин было то, что  Григорович отправил на заслуженную  пенсию несколько солистов Большого театра. Он считал, что после сорока пяти лет появляться на сцене не стоит даже очень техничной балерине. Скорее всего, он был прав – официальным  возрастом ухода на пенсию в России считается 38 лет, а в Америке –  даже 32. В результате в 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр. Значительная часть труппы была не согласна с таким положением, и  вскоре в знак протеста был сорван один из спектаклей, однако это не привело  ни к каким результатам.

Григорович вновь обратился  к провинциальной, на этот раз к  краснодарской сцене. В 1996 году он возглавил  балетную труппу Краснодара. И одна за другой пошли премьеры: в январе 1997 года – «Лебединое озеро», через  месяц с небольшим – «Жизель», в мае – «Шопениана», в октябре  – «Щелкунчик», в апреле 1998 года «Раймонда», приуроченная к 100-летию  создания балета. В сентябре 1999 года был поставлен «Дон Кихот», в 2000 году Григорович воссоздал в Краснодаре еще два своих шедевра –  «Спартак» и «Ромео и Джульетта», а за ними – «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Каменный  цветок», «Корсар»…

Балетмейстера приглашают во многие театры. Его последний проект – «Тщетная предосторожность» для  учеников Московского хореографического  училища, остроумный и веселый балет. В том, что титулованный балетмейстер, лауреат многих премий, работает с  молодежью, есть особый смысл – только так и должно рождаться будущее  российского балета.

3.1 Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

  • Международного конкурса артистов балета в Москве
  • Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
  • Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974-1988- Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975-1989- Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989-его почетный президент

С 1988- Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990- Президент фонда «Русский балет»

C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 - Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова – Мариинском театр

  • 1953— танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
  • 1954 — танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди  
  • 1957— «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1957— танцы в опере «Мать»Т. Хренникова
  • 1959— танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
  • 1959— танцы в опере «Три толстяка»В. Рубина
  • 1961— «Легенда о любви» А. Меликова
  • 1994— «Раймонда» А. Глазунова

 

Постановки в Новосибирском  театре оперы и балета

 

  • 1959— «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1961 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 1962 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1977 — «Спартак» А. Хачатуряна. возобновление — 2011

 

Постановки в Большом  театре

Оригинальные  балеты

  • 1959— «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление — 2002
  • 1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 1976 — «Ангара» А. Эшпая, возобновление — 1987
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2010
  • 1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления — 1994 и 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3«Спартак» в редакции Юрия Григоровича — третья версия балета на сцене Большого театра. Первая, созданная Игорем Моисеевым (1958), быстро исчезла из репертуара. Вторая, якобсоновская, также не имела долгую сценическую жизнь. Версия, предложенная Юрием Григоровичем, — ее премьера состоялась 9 апреля 1968 года —потрясла основы основ балетного театра того времени. Этот «Спартак» в один момент перечеркнул все устоявшиеся стереотипы, перевернул все представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета. Классический танец, представ во всем блеске и разнообразии форм, в новой постановке стал основным, если не единственным средством выразительности. Именно классический танец царил в монологах, дуэтах, массовых сценах — виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех героев балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику. Впервые затанцевали Спартак и Красс. 
С появлением «Спартака» Григоровича словно началась новая эра в летописи балета Большого, первыми героями которой оказались Спартак-мечтатель Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь Михаила Лавровского, блистательный «антигерой» Красс Мариса Лиепы. Подобных персонажей еще не знала балетная сцена. Запоминающиеся образы, созданные великолепными танцовщиками, невольно затмили собой в этом мужском по преимуществу балете галерею замечательных женских сценических портретов — сильную и умную куртизанку Эгину в исполнении Нины Тимофеевой, двух столь разных Фригий — лирико-драматическую Екатерину Максимову и трагически надломленную Наталию Бессмертнову. 
Конечно, «Спартак» Большого театра, прежде всего — страстная и пафосная тираноборческая трагедия на исторический сюжет с обилием современных аллюзий. Тут также налицо четкий социальный конфликт, как того требовали в дни премьеры. И в то же время это балет-прозрение, балет-предвиденье. Грандиозное музыкально-хореографическое «исследование» столкновения древнего язычества с нарождающимся христианством.

Информация о работе Балетмейстер и сфера его деятельности