Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:26, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца. Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Для правильной постановки хореографических композиций необходим балетмейстер.
Введение(Цель).………………………………………………………………….3
Глава 1: Понятие «балетмейстер». Основная деятельность…………………..5
1.1. Балетмейстер и сфера его деятельности………………………….…5
1.2. Сплетение балетмейстером музыки и хореографии. ………...…....8
Глава 2: Задачи балетмейстера. Танец и его составляющие. ……….…...…..12
2.1. Драматургия танца…………………………………..……..…….....12
2.2. Хореографический образ. ………………………………..……..…..17
2.3. Рисунок танца, как составная часть композиции танца. ……….....19
Глава 3: Григорович Юрий Николаевич………………………………………24
3.1 Профессиональная и общественная деятельность………….……..28
3.2 Постанови ………………………………………………..…………..29
3.3 Краткий рассказ о остановке………………………………………..30
Заключение (Вывод)………………………………………
Однако Григорович предложил
к рассмотрению художественного
совета Кировского театра свой вариант
оригинальной и интересной постановки.
Она и была ему доверена. Юрия
Григоровича поддерживал Федор
Лопухов, бывший в то время художественным
руководителем Кировского балета. Дебют
удался. Григоровичу удалось
Возможность поставить следующий
спектакль Григоровичу
Спектакль был перенесен
на сцену Большого театра, как и
«Каменный цветок». Казалось бы, Кировский
театр должен был дать возможность
развиваться таланту
О нем заговорили – многие
уже были уверены, что он найдет выход
из творческого кризиса, охватившего
советскую хореографию
Он не побоялся круто изменить свою жизнь и уехать в далекий Новосибирск ради того, чтобы иметь возможность ставить спектакли. Это был первый его отъезд в провинцию, второй состоялся несколькими десятилетиями позже.
В Новосибирске балетмейстер пробыл около двух лет. Самыми значительными его постановками на сцене Новосибирского театра оперы и балета были «Каменный цветок» и первая редакция «Лебединого озера». В 1963 году Юрия Григоровича пригласили в Москву для постановки в Большом театре балета «Спящая красавица». Фактически с этого спектакля началась его многолетняя работа в Большом театре.
Его постановка была по своему
духу близка первоначальному решению
Мариуса Петипа и Льва Иванова. Он
стремился подчеркнуть
Через десять лет Григорович вновь вернулся к работе над «Спящей красавицей». На этот раз его трактовка представляла собой смешение сказочного и реального, воплощая конфликт мечты и действительности, чему соответствует и сценография спектакля: сцена визуально постоянно делится на две половины, в одной из которых происходит действие «реального» плана, в другой – «сказочного».
В 1964 году он стал руководителем
балетной труппы Большого театра, получив
широкую возможность
Первым спектаклем, поставленным
Григоровичем в качестве главного балетмейстера
Большого театра, был «Щелкунчик». В
отличие от прежних своих спектаклей,
где он намеренно избегал примет
быта, романтизируя сценическую обстановку,
«Щелкунчик» овеян духом
А потом был знаменитый «Спартак». Премьера состоялась 9 апреля 1968 года.
Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.
После триумфа «Спартака» Григорович вновь обратился к постановке классики балетной сцены – «Лебединому озеру». Он максимально сохранил лучшие части первоначальной хореографии, заново поставив первую картину, сцену бала и последний акт. Он ставил балет не как красивую сказку и не как романтико-фантастическую историю, а старался раскрыть философский смысл сюжета, показать борьбу добра со злом, внутренние коллизии, проблему выбора. Случилась, правда, и неувязка – Григорович мечтал сделать трагический финал балета, но министр культуры Фурцева потребовала оптимизма. В результате Одетта много лет не погибала, а воссоединялась с Принцем. Впоследствии никто не мешал ему закончить спектакль по собственному желанию.
С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич
Григорович не ставил оригинальных балетов.
Это был период раздумья, осмысления
накопленного опыта – и творческого,
и жизненного. В результате Григорович
обратился к истории и поставил
балет «Иван Грозный». В рамках
балетного спектакля передать всю
сложность исторической эпохи в
многообразии ее событий просто невозможно,
поэтому Юрий Григорович избрал путь
углубленного психологизма своих героев,
раскрытия исторического
Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» по мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история». Большой театр никогда не мог оставаться вне политики, и указание о постановке «советского балета», полностью злободневного по своей тематике, исходило от партийного руководства.
По-своему, во многом противоречиво, поставил Григорович спектакль «Ромео и Джульетта». Несколько необычна и спорна трактовка балетмейстером финала балета, отступающая от шекспировского текста, – Джульетта просыпается, когда Ромео еще жив. Однако он уже принял яд, и юные влюбленные обречены.
Балет Дмитрия Шостаковича
«Золотой век», впервые поставленный
в 1939 году, имел неудачную судьбу, в
основном из-за плакатно-схематического
содержания. Григорович в 1982 году поставил
этот балет по новому сценарию. В
этой постановке Григорович смог соединить
на сцене лирику и гротеск, сатиру,
раскрыть приключенческий, авантюрный
сюжет в сочетании
Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца.
После «Золотого века»
Григорович вновь обратился к
классике балетной сцены – к балету
«Раймонда», поставленному еще Мариусом
Петипа. И вновь он, первоначально
собираясь выступить лишь в роли
реставратора старинного балета, фактически
создал его новую постановку, не
нарушив при этом общей хореографической
концепции Петипа. Григоровичу пришлось
с помощью ленинградских
Казалось бы, творческая судьба Юрия Григоровича блестяща и безоблачна. Триумфальные постановки в Москве и за рубежом, внимание специалистов всего мира, новые работы, множество других творческих планов. Счастливый творческий и семейный союз с прекрасной балериной Натальей Бессмертновой, верной соратницей и единомышленницей в театре и надежной опорой в жизни.
Но в театре назрел очередной конфликт. Одной из причин было то, что Григорович отправил на заслуженную пенсию несколько солистов Большого театра. Он считал, что после сорока пяти лет появляться на сцене не стоит даже очень техничной балерине. Скорее всего, он был прав – официальным возрастом ухода на пенсию в России считается 38 лет, а в Америке – даже 32. В результате в 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр. Значительная часть труппы была не согласна с таким положением, и вскоре в знак протеста был сорван один из спектаклей, однако это не привело ни к каким результатам.
Григорович вновь обратился к провинциальной, на этот раз к краснодарской сцене. В 1996 году он возглавил балетную труппу Краснодара. И одна за другой пошли премьеры: в январе 1997 года – «Лебединое озеро», через месяц с небольшим – «Жизель», в мае – «Шопениана», в октябре – «Щелкунчик», в апреле 1998 года «Раймонда», приуроченная к 100-летию создания балета. В сентябре 1999 года был поставлен «Дон Кихот», в 2000 году Григорович воссоздал в Краснодаре еще два своих шедевра – «Спартак» и «Ромео и Джульетта», а за ними – «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Каменный цветок», «Корсар»…
Балетмейстера приглашают во многие театры. Его последний проект – «Тщетная предосторожность» для учеников Московского хореографического училища, остроумный и веселый балет. В том, что титулованный балетмейстер, лауреат многих премий, работает с молодежью, есть особый смысл – только так и должно рождаться будущее российского балета.
Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года
Бессменный руководитель жюри:
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974-1988- Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории
В 1975-1989- Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989-его почетный президент
С 1988- Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии
С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии
С 1990- Президент фонда «Русский балет»
C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО
C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)
C 2004 - Почётный член Российской академии художеств
Почётный член Австрийского музыкального общества
3.2 Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова – Мариинском театр
Постановки в Новосибирском театре оперы и балета
Постановки в Большом театре
3.3«Спартак» в редакции Юрия
Григоровича — третья версия балета на сцене
Большого театра. Первая, созданная Игорем
Моисеевым (1958), быстро исчезла из репертуара.
Вторая, якобсоновская, также не имела
долгую сценическую жизнь. Версия, предложенная
Юрием Григоровичем, — ее премьера состоялась
9 апреля 1968 года —потрясла основы основ
балетного театра того времени. Этот «Спартак»
в один момент перечеркнул все устоявшиеся
стереотипы, перевернул все представления
о героико-романтическом жанре в балете,
его образном строе, взаимоотношениях
героя и кордебалета. Классический танец,
представ во всем блеске и разнообразии
форм, в новой постановке стал основным,
если не единственным средством выразительности.
Именно классический танец царил в монологах,
дуэтах, массовых сценах — виртуозный
и мощный, проникнутый чувством и мыслью.
Для каждого из четырех героев балетмейстер
придумал развернутую танцевальную характеристику.
Впервые затанцевали Спартак и Красс.
С появлением «Спартака» Григоровича словно
началась новая эра в летописи балета Большого,
первыми героями которой оказались Спартак-мечтатель
Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь
Михаила Лавровского, блистательный «антигерой»
Красс Мариса Лиепы. Подобных персонажей
еще не знала балетная сцена. Запоминающиеся
образы, созданные великолепными танцовщиками,
невольно затмили собой в этом мужском
по преимуществу балете галерею замечательных
женских сценических портретов — сильную
и умную куртизанку Эгину в исполнении
Нины Тимофеевой, двух столь разных Фригий —
лирико-драматическую Екатерину Максимову
и трагически надломленную Наталию Бессмертнову.
Конечно, «Спартак» Большого театра, прежде
всего — страстная и пафосная тираноборческая
трагедия на исторический сюжет с обилием
современных аллюзий. Тут также налицо
четкий социальный конфликт, как того
требовали в дни премьеры. И в то же время
это балет-прозрение, балет-предвиденье.
Грандиозное музыкально-хореографическое
«исследование» столкновения древнего
язычества с нарождающимся христианством.