Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 04:17, реферат
Бесстолпный храм как сложившийся тип церковного здания появился на Руси значительно позднее крестово-купольного. По характеру организации внутреннего пространства бесстолпные храмы можно разделить на два вида. К первому относятся те, в которых внутреннее пространство имеет простые прямоугольные очертания и завершается сводчатым перекрытием, иногда глухим, иногда — прорезанным кольцом светового или темного барабана с куполом (рис. 4). Ко второму виду принадлежат храмы со столпообразным внутренним пространством — шатровые или типа «восьмерик на четверике» («под звоны», или «под колоколы»)
Бесстолпные храмы
Бесстолпный храм как сложившийся тип церковного здания появился на Руси значительно позднее крестово-купольного. По характеру организации внутреннего пространства бесстолпные храмы можно разделить на два вида. К первому относятся те, в которых внутреннее пространство имеет простые прямоугольные очертания и завершается сводчатым перекрытием, иногда глухим, иногда — прорезанным кольцом светового или темного барабана с куполом (рис. 4). Ко второму виду принадлежат храмы со столпообразным внутренним пространством — шатровые или типа «восьмерик на четверике» («под звоны», или «под колоколы»)
Церковь Никиты Гусятника в Пскове, 1170 г
Церковь Николы Каменногородского в Пскове, XV в
Церковь Трифона в Напрудной Слободе, в Москве, 1492 г
Церковь Покрова в Рубцове в Москве, 1619-1626 гг.
Рис. 4. Бесстолпные храмы, перекрытые сводами
Церковь Вознесения в Коломенском в Москве, 1532 г.
Церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском, 1585 г.
Церковь Спаса-Преображения в селе Острове, кон. XVI в.
Рис. 5. Бесстолпные шатровые храмы
Церковь Покрова в Филях в Москве, 1693 г.
Церковь Троицы в Троицком-Лыкове близ Москвы, 1698-1703 гг.
Бесстолпные храмы, имеющие перекрытое сводами прямоугольное «кубическое» пространство, возникли раньше столпообразных. Снаружи такой храм полностью повторял форму крестово-купольного здания. Попытки обойтись без внутренних столбов в небольших храмах велись издревле, причем основой для них служила все та же крестово-купольная система. По существу такое сооружение имело основное ядро крестово-купольного храма, несущие столбы которого располагались в углах здания, а проемы между ними закладывались стенами. Таким образом, внутреннее пространство подобного храма равнялось пространству основной подкупольной ячейки. Примерами могут служить уцелевшие до наших дней Ильинская церковь в Чернигове и Никольская церковь в селе Каменском под Москвой.
Уподобление основному ядру крестово-купольного храма наблюдается в композиции планов бесстолпных зданий и в дальнейшем, когда можно говорить об уже сложившемся типе бесстолпного храма. Первые памятники этого типа появились в псковской архитектуре в конце XV - начале XVI вв. Такие храмы представляют собой квадратные в плане здания с одной апсидой, перекрытые системой опирающихся друг на друга сводов, несущих небольшой барабан главы. К их числу относятся псковские церкви Никиты Гусятника и Николы Каменноградского, а также церковь Успения в Гдове.
В начале XVI в. бесстолпный тип церковного здания получил широкое распространение в церковном строительстве Москвы, с той лишь разницей, что здесь эти храмы обычно перекрывались крещатым сводом, в центре которого помещался барабан главы. Барабан мог быть световым, как в церкви Зачатия Анны и Антипьевской церкви в Москве, или темным, глухим, как в церкви Трифона в Напрудном в Москве.
В конце XVI в. бесстолпная конструкция была впервые применена в соборном храме — старом соборе Донского монастыря в Москве. Несколько видоизмененная конструкция крещатых сводов позволила перекрыть помещение большего объема. Благодаря этому своды получились более высокими, а композиция внутреннего пространства стала цилиндрической, где высота помещения возрастает от периферии к центру. Подобным образом были построены церкви Троицы в Хорошеве в Москве и Покрова в Рубцове под Москвой.
В дальнейшем такой тип храма развивается в сторону увеличения объемов здания, не усложняя при этом характера внутреннего пространства. Иногда в этих храмах конца XVI в. преобладающее значение приобретает вертикаль, а площадь уменьшается. Это можно наблюдать в церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом или в соборе Введенского монастыря в Сольвычегодске.
Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689-1693 гг.
Помимо самостоятельных храмов, бесстолпная конструкция широко применялась при строительстве церковных приделов. Наиболее древние из зданий этой группы (XV-XVI вв.) отличаются очень небольшими объемами (175-300 м3), высота четверика не превышает 6-7 м, высота подкупольного пространства — 8-11 м. Барабаны часто не имеют окон, встречаются и ложные барабаны. Ограждающие конструкции массивны (1-1,4 м), толщина стен в барабанах колеблется в пределах 0,4-0,8 м. Площади остекления невелики и вместе с дверными проемами составляют не более 1,5-4% площади ограждающих конструкций. В XVII-XVIII вв. объемы зданий этого типа несколько больше (до 500-700 м3, высота четверика — 7-9 м), остальные характеристики в основном совпадают.
Другой разновидностью бесстолпных храмов являются храмы шатровые и ярусные («под звоны»), внутреннее пространство которых напоминает по форме башню или столп.
Шатровые церкви появляются в XVI в. Это самобытное национальное явление в древнерусской архитектуре. Если храмы с кубическим внутренним пространством ведут свое происхождение от крестово-купольной системы и во многом повторяют традиционные формы, то в храмах со столпообразным внутренним пространством использовался опыт предшествующего деревянного шатрового зодчества в сочетании с опытом строительства каменных стен, крепостных башен.
Наиболее ранним памятником шатровой архитектуры является московская церковь Вознесения в Коломенском, которой присущи все наиболее характерные черты этой группы храмов: строгая центричность плана (церковь даже не имеет апсид), вытянутые вертикальные пропорции, преобладание выразительных наружных объемов над скромным внутренним пространством, характерная строительная конструкция наружных ограждений. Основной объем образован четвериком стен, поставленных на высокий, крещатый в плане подклет, и следующим ярусом восьмигранной формы — восьмериком с шатровым завершением. Внутреннее пространство имеет меньшую высоту, так как перекрыто сводом на уровне 2/3 общей высоты шатра, но это не изменяет его вертикальной устремленности. Подобная композиция характерна для церкви Петра Митрополита в Переславле-Залесском
Некоторые шатровые церкви имеют такой же план, как простейшие бесстолпные: прямоугольник, близкий к квадрату, с одной алтарной апсидой с востока. К их числу относятся церкви: Козьмы и Дамиана в Муроме, Рождественская в селе Беседы под Москвой и др.
В XVII в. патриарший запрет на строительство каменных шатровых церквей ограничил эту линию развития древнерусской архитектуры. В дальнейшем шатровыми верхами оканчиваются главным образом здания колоколен. Иногда шатер служит глухим декоративным завершением храма, имеющего внутри простое сводчатое перекрытие. Таковы церкви Рождества в Путниках (рис. 11) в Москве или Успенская церковь («Дивная») Алексеевского монастыря в Угличе.
Многосоставные храмы
со сложной объемно-
В конце XVII в. сложился новый тип храма со столпообразным внутренним пространством — тип ярусной церкви «под звоны», или «под коло-колы», объединяющей в одном здании храм и колокольню. Его появлению предшествовало возведение немногочисленной группы церквей малых размеров, отличавшихся строго центричным многолепестковым планом. Основание такого храма было образовано восемью лепестками полукруглых апсид. На него помещен восьмерик меньшего диаметра с небольшой световой главкой. Примером может служить церковь Петра Митрополита Высокопетровского монастыря в Москве.
Ярусные церкви «под звоны», имеющие сильно вытянутую по вертикали композицию, строились на высоком подклете. План храма был также строго центричен, но основанием служил четверик с четырьмя или двумя более низкими полукруглыми пристройками. Выше помещались два восьмерика меньших размеров: нижний восьмерик имел сводчатое перекрытие и завершал собой внутреннее пространство, в верхнем располагалась колокольня.
Устройство колокольни в верхней части церкви определило конструкцию здания этого типа. Основной ее принцип состоит в передаче сосредоточенной нагрузки тяжелого верха через свод нижнего восьмерика на его стены и затем через разгрузочные арки — на стены четверика, имеющие большую толщину и значительный запас прочности. К числу храмов этого типа относятся церкви Покрова в Филях и Троицы в Троице-Лыкове в Москве (рис. 6), а также Спаса в Уборах под Москвой.
В дальнейшем на этой; же основе
развивается тип церкви с трехчастным
планом, где центральную часть
составляет восьмерик на четверике,
к которому вместо боковых полукруглых
пристроек примыкают более
Бесстолпные ярусные храмы «под звоны» типа «восьмерик на «четверике»
Для храмов шатровых и ярусных типа «восьмерик на четверике» («под звоны») характерна «столпообразная» организация внутреннего пространства: они имеют большую высоту при довольно компактном плане. Объемы их колеблются в весьма значительном диапазоне — от 600 до 2000-2600 м3, площади в плане составляют 70-110 м2 а высота подкупольного пространства достигает 20-27-38 м. Ограждающие конструкции зданий этой группы очень массивны. Толщина стен первого яруса обычно равна 1,5-2,5 м, а в местах распора нагрузок — до 4-5 м. Толщина степ верхнего яруса, шатра и светового барабана постепенно уменьшается до 0,4-0,5м. В храмах часто есть хоры, куда ведет лестница, устроенная в толще стены. Площади остекления и дверных проемов обычно не превышают 3-5% площади ограждающих конструкций. Однако в отдельных храмах площади остекления значительно больше, что оказывает специфическое воздействие на формирование микроклимата. В качестве примера можно назвать церковь Покрова в Филях, где большие оконные проемы расположены в три яруса по всему периметру здания. Это увеличивает инсоляционный нагрев внутреннего объема и меняет характер формирования микроклимата в различные периоды года по сравнению со зданиями других типов.
У всех бесстолпных церковных зданий, как правило, сильно развитые подклеты, заглубленные или высокие, повторяющие в плане очертания основного храма. Часто такие здания с трех сторон окружены открытыми папертями.
Общим для всех бесстолпных храмов является относительная простота и беспрепятственность распределения воздушных потоков, так как в них отсутствует членение основного объема на отдельные структурные ячейки. Основной преградой распространения внутренних воздушных потоков является иконостас.
На характер распределения
температур внутреннего объема храмов
шатровых и «под звоны» большое влияние
оказывает существенно