Большие преоброзования Д.Г.Левицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

С вcтуплением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, а в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой. Цель: познакомиться с творчеством Д.Г.Левицкого, понять значимость его деятельности. Задачи:
проследить жизненный и творческий путь художника;
проанализировать ряд полотен Д.Г.Левицкого

Файлы: 1 файл

Левицкий.docx

— 5.66 Мб (Скачать файл)

Введение

 

    С вcтуплением Екатерины II  на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, а в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой.

    Искренне считая себя последовательницей учения французских просветителей, Екатерина одной из своих главных задач считала работу «над умами в варварской стране», духовные преобразования, то есть развитие искусства, науки и культуры.

    Мода на античность и классицизм, возникшая в то время в Европе, была немедленно импортирована в Россию, где она наиболее ярко проявилась в архитектуре. На смену нарядному пышному барокко1 пришел стиль классицизм2, в основе которого лежали идеалы античности. «Екатерининский классицизм» сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы. Получили свои дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения.

    В соответствии  с требованиями классицизма произошли  изменения и в изобразительном искусстве, в первую очередь в живописи, где внимание уделялось в основном сюжетно-тематической картине и портрету.

    ХVIII в. подарил русскому искусству целую плеяду талантливых художников: А.П.Лосенко, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, Ф.Я.Алексеева,  С.Ф.Щедрина. Значительное место в этой когорте занимает Дмитрий Григорьевич Левицкий.

    История России  в лицах – так можно коротко  сказать о творческом наследии  Д. Г. Левицкого, живописца редкого  дара, чья кисть отразила на  полотнах  эпоху XVIII века. Цари  и царедворцы, философы и светские  львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы  и купцы, чиновники и военные,  родители и дети - их портреты  говорят о прошлом гораздо  значимей любых слов. Сотни лиц  умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица, так  называемого галантного века. Что  ни лицо – характер, биография.

 

Цель: 

познакомиться с творчеством  Д.Г.Левицкого, понять значимость его деятельности.

 

Задачи:

  1. проследить жизненный и творческий путь художника;
  2. проанализировать ряд полотен Д.Г.Левицкого

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизненный и творческий путь

Дмитрия Григорьевича Левицкого

 

 

    Левицкий, Дмитрий Григорьевич (1735-1822) – выдающийся русский живописец, портретист. Писал парадные и камерные портреты, в которых запечатлел облик многих своих современников.   Имя Дмитрия Григорьевича Левицкого принадлежит к числу самых известных в истории отечественной культуры. Жизнь и творчество живописца выпали на Екатерининскую эпоху, дух которой как нельзя ярко выразили его парадные3 и камерные4 портреты современников.

  Будущий живописец  родился на Украине в семье  священника Григория Кирилловича  Носа (впоследствии изменил фамилию на Левицкий) – одного из известнейших граверов5 украинского барокко, работавшего над иллюстрированными изданиями в типографии Киево-Печерской лавры6. В своей работе он нередко использовал западноевропейские образцы, которые впервые познакомили его сына с европейской художественной системой.

    В семье Григория  Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо  сыновей и дочь. Старший, Дмитрий  унаследовал от отца своеобразный  дар композиции, совершенство рисунка  и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской  художественной интеллигенции и  духовенства, он был хорошо  образован, начитан, уверен в  своих способностях и бесспорно  очень талантлив.

    В 1752-1755 годах в Киеве пребывал петербургский мастер А. П. Антропов, занимавшийся росписью Андреевского собора. Юный Левицкий познакомился с ним и, видимо, принял участие в работах в качестве ученика. Эта встреча решила его жизнь и судьбу. В 1758 году, после отъезда Антропова, Левицкий отправился в Петербург. Здесь он поселился у своего учителя и под его началом овладевал живописным ремеслом. Одновременно он посещал некоторые классы Академии художеств, в частности Дж.Валериани. Возможно, Левицкий брал уроки и у Л.Ж.Ф. Лагрене.

    Неизвестно, были  ли другие учителя у Левицкого,  но уже в первых портретах  его стиль в корне отличался  от антроповского. Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой7, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.

    В 1762 году он упоминается в качестве подмастерья не только Антропова, но и мастеров Канцелярии от строения – И.Л.Вишнякова и И.И.Бельского, которые участвовали в возведении триумфальных ворот в честь коронации Екатерины II в Москве. По традиции, на пути следования императрицы и ее свиты воздвигли торжественные ворота, через которые проходила пышная процессия. Подобные шествия устраивались еще при Петре I в честь военных побед. На триумфальных воротах помещались живописные изображения, в том числе императорские портреты. Среди художников, писавших эти картины, был и подмастерье Д.Г.Левицкий, работавший главным образом вместе со своим прежним учителем А.П. Антроповым. Данное обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался некоторой известностью. К сожалению, не сохранилось каких-либо произведений, достоверно связанных с ранним периодом творчества художника.

   По-видимому, Левицкий  провел в Москве еще несколько  лет: из документов известно, что  он участвовал в написании  икон для двух только что  отстроенных московских церквей. В 1766-1768 годах художник работал в церквах Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.

  Обучение у лучших  мастеров Канцелярии от строений  было хорошей профессиональной  школой для Левицкого. В 1769 году он расстался со своими  учителями и начал самостоятельный  творческий путь. Попробовав себя  в различных видах живописи, художник  утвердился в выборе портрета  как основного и единственного  жанра своего творчества.

    В 1769 году Левицкий окончательно поселился в Петербурге. Начался самый плодотворный период в его жизни. На многие годы он связал себя с Академией художеств, которая была в ту пору средоточием художественной жизни России. В 1769 году он представил портреты художника Г.И.Козлова и его жены (последняя работа не сохранилась), за которые был признан «назначенным» в академики.

    Известность пришла к художнику в 1770 г., когда на выставке в Петербургской Академии художеств публика увидела 6 первоклассных портретов его кисти. Среди них особое внимание привлекал парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, автора проекта здания Академии художеств и ее первого директора.

    Именно с этого момента начинается всеобщее признание живописца. За этот портрет Левицкий был удостоен звания академика живописи.Тогда же ему предложили возглавить портретный класс Академии художеств, руководителем которого он оставался до 1788 г. Он начинает получать придворные заказы, заказы от Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга. Созданная художником галерея портретов современников принесла ему заслуженную известность.

    Отмечен Левицкий был сразу же – «признание редкостное, заказы бесперебойны: в мастерской до 50 холстов в работе, да и сама мастерская весьма светла, в небольшом собственном доме, где живет он «содержательно и просто», в достатке, прекрасным семьянином». Проскользнула из толщи времени и весть о «веселой» наружности тогдашнего Левицкого – «с элегантной муаровой лентой в косице, сухощавого, малого роста и резкого в движениях, востроносого, с живым блеском умных глаз».

    Современники отмечали роскошь академических коллекций и гулкость ее коридоров; они, эти коридоры, слышали стук каблуков профессора Левицкого от парадных дверей до дверей классной, и так каждое утро в течение тридцати лет.

    Академия художеств была неотделимой частью огромного дворцового механизма, но жесткость казенного режима приносила плоды отменной выучки – все, прошедшие ее школу, делались профессионалами высшей пробы, то есть живописцы умели писать, архитекторы – строить, а скульпторы – ваять.

  Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет – большой, почти в полный рост – имел уже к тому времени свою историю в русской живописи. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде – в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо на портрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуре ХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестнице русского общества.

  Уже самые ранние  работы Левицкого говорят о  превосходном знании общей схемы  и особенностей парадного портрета  иностранного типа. Художник предпочитал  использовать один из самых  распространенных в отечественной практике видов портрета – поколенный. В сравнении с портретом в рост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как бы приблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.

  Обязательная в таких  произведениях «говорящая» обстановка  непосредственно перекликалась  с творческими интересами Левицкого.  Художник не просто подчинялся общепринятым приемам – они выражали существо его живописных устремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого на первый план и заваленного бумагами стола или секретера, легче было развернуть фигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде.

    Левицкий – один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому. Мягкость бархата, упругость атласа, прозрачность кисеи, ажурность кружева, холодный отлив бриллиантов, молочный отсвет жемчугов, жесткость сукна каждый раз по-иному перекликались с особенностями человеческого лица – с кожей юной или морщинистой, яркими или уже тронутыми мутной пеленой старости глазами.

  Из произведений молодого  Левицкого в этом отношении  симптоматичен уже упомянутый  портрет А. Ф. Кокоринова, ректора  Академии художеств и одного  из авторов ее здания на  Васильевском острове. Блестяще  написанный в согласии с каноном  парадного портрета, он интересен  во многих отношениях. Перед нами  один из первых исполненных  русским мастером портретов человека  творческого труда. Кокоринов  запечатлен в рабочем кабинете – обычная обстановка для изображения высокопоставленных государственных деятелей. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств – своего любимого детища. На зодчем роскошный костюм с виртуозно выписанной фактурой – шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан. Перед зрителем предстает аристократ, чьи заслуги заключались в трудах на благо развития художеств в России. Однако глубокое психологическое проникновение во внутренний мир человека еще не было достигнуто.

    Другим примером может служить портрет  Н.А. Сеземова.  В начале 1770-х годов по поручению И. И. Бецкого, директора Академии художеств, Левицкий создает портрет жертвователя на Московский Воспитательный дом – «человеколюбивого подателя села Выхино поселянина Никифора Артемьевича Сеземова», крепостного графа П. Б. Шереметева, богатейшего винного откупщика. Он внес огромные деньги на основание Воспитательного дома. Портрет Сеземова – одна из самых необычных и интересных работ в русской портретистике XVIII столетия. Полотно решено в традиционном жанре парадного портрета, но в то же время это глубоко реалистическое изображение крестьянина, причем отнюдь не приукрашенно-благообразное, как бывало на провинциальных портретах.

  Семидесятые годы восемнадцатого столетия явились для Левицкого десятилетием наивысшего подъема творческих сил. Художественный метод портретиста развивался в русле просветительского классицизма: на первый план в понимании человека выступало его соответствие образцу идеального гражданина, его нравственные качества. Черты мировоззрения и отношения к людям в известной степени обусловлены возрастом художника, достигнутыми успехами, его надеждами на будущее.

  Среди образов, созданных Левицким в эти годы, достаточно определенно прослеживаются два типа, различающиеся по авторскому отношению, а следовательно – по содержанию и приемам воплощения.

  С одной стороны, блистательные мастерские полотна, где характеристика модели остается в пределах внешнего репрезентативного изображения – портреты опекуна Московского Воспитательного дома Б. В. Умского, князя А. М. Голицына, инженер-генерала  М. И. Мордвинова, генерал-аншефа М. Н. Кречетникова.  Нетрадиционной работой мастера стал портрет П. А. Демидова, который можно расценить как пародию на парадный портрет. Правда, его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому – человеку богатому, оригинальному и склонному к чудачествам.

Информация о работе Большие преоброзования Д.Г.Левицкого