Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:04, реферат
С вcтуплением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, а в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой. Цель: познакомиться с творчеством Д.Г.Левицкого, понять значимость его деятельности. Задачи:
проследить жизненный и творческий путь художника;
проанализировать ряд полотен Д.Г.Левицкого
Подобная композиция традиционна для русских парадных портретов второй половины XVIII столетия. Модель должна непременным условным жестом указывать на некий предмет, значимый в его общественной деятельности. При написании портрета Левицкий скупо использовал изобразительные средства. На темно-синем однотонном фоне свето-теневой игрой выделена крупная фигура богатого жертвователя.
1773г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Заказ портрета исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй (П. А. Демидова) – уже четыреста.
Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника. Прокофий Акинфиевич Демидов – владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената13.
Прокофий Акинфиевич был известен своими чудачествами, удивлявшим не только Петербург и Москву, но и Европу. Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, был причиной смерти 500 человек. О своеволии неслыханного богача сохранилось множество легенд, где отделить истину от вымысла возможно далеко не всегда. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной – крупной и двух – мелкой породы) и форейторов14 – карлика и великана.
Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования, избегая огласки. Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и прочее), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей.
Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».
Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783 г.). В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон – несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь – от гербария и лейки на столе до фасада здания – свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.
Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных15 сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.
Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого – одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.
Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве). Однако в лице изображенного проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.
Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.
Заключение
Иссякала эпоха, умолкал и ее певец. Сотни картин написал он, и все – слепок времени, на всех люди XVIII столетия.
Но не только
век галантный показал нам
Левицкий – еще и время,
когда центростремительная
Екатеринин «век
златой» растаял, как мираж.
Их век, людей «острых» и
славных, умеющих любить и
И еще: нельзя
не обозначить то, что мы называем
развитием творческого духа. Левицкий
– художник высочайшего класса,
выводящий русское портретное
искусство в Европу и мир
– завидная доля, великое назначение.
Он не предтеча, а именно один
из наших первых гениев
На сохранившихся
полотнах Левицкого тени
Творчество Д.Г.Левицкого является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.
Д.Г.Левицкий выполнил сполна свою миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами, интригами и расчетами.
Девятнадцатый
век не принял Левицкого, он
едва припоминал его имя. В
начале двадцатого столетия
Список литературы
http://artclassic.edu.ru/
http://www.artsait.ru/art/l/
http://www.nearyou.ru/levitsk/
Приложение
Приложение 1
Автопортрет
Приложение 2
Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской |
Портрет Е.И.Нелидовой |
Приложение 4
Портрет А.Д.Левицкой (Агаши) дочери художника |
Портрет М.А.Дьяковой |
Приложение 6
Портрет Урсулы Мнишек |
Портрет Н.А.Сезамова | |
Приложение 8
|
|
1 Барокко (итал. Barocco – странный, причудливый), стиль в искусстве Европы ХVII-ХVIII в.в.
2 Классицизм (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве ХVII-начала ХIХ вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусств
3 Парадный портрет (репрезентативный) – подтип портрета, характерный для придворной культуры, показывает человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим; фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. Парадный портрет отражает видное общественное положение изображаемого человека.
4 Камерный портрет – портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.
5 Гравюра – печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок
6 Лавра – название некоторых больших привилегированных православных монастырей, находящихся в непосредственном ведении Синода.
7 Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления.
8 Реализм – в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
9 Пастораль (франц. pastorate, от лат. pastoralis – пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни.
10 Рококо – стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины ХVIII в. и европейской литературе ХVIII в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма.
11 Кокошник – старинный русский головной убор замужних женщин. В ХIХ в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси – и в боярской.
12 Фрейлина – младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий.
13 Меценат – любитель искусства, который вкладывает свои пожертвования в творчество поэтов, писателей, художников.
14 Форейтор (нем. vorreiter, от vor - впереди и reiter - всадник), ямщик, сидящий не на экипаже, а на одной из лошадей. Иногда форейтор является помощником кучера, если лошади сцеплены цугом и кнут кучера не дотягивается до передних.
15 Гротеск – специфический прием в искусстве, суть которого составляет сочетание реального и фантастического, объединение резких, неожиданных контрастов, форм.