Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:04, реферат
С вcтуплением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, а в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой. Цель: познакомиться с творчеством Д.Г.Левицкого, понять значимость его деятельности. Задачи:
проследить жизненный и творческий путь художника;
проанализировать ряд полотен Д.Г.Левицкого
В характерной
для эпохи манере
1773г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской как раз принадлежит к серии портретов «Смолянок». Е.Н. Хрущева (слева) и Е.Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона.
Шаловливая десятилетняя Хрущова, исполняющая мужскую роль, и застенчивая Хованская, робко взирающая на своего «кавалера», увидены Левицким во всей непосредственности, проглядывающей сквозь заученные театральные жесты.
Екатерина Николаевна Хрущева (1761-1811), в замужестве фон Ломан. Дочь генерал-майора Николая Васильевича Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. Смольный институт благородных девиц (1767-1779) окончила с отличием. Ее успех в занятиях был отмечен Екатериной II и королем Швеции Густавом III, который наградил девочку драгоценностями.
Екатерина Николаевна Хованская (1762-1813) – княжна, в замужестве Нелединская-Мелецкая, принадлежала к древнему княжескому роду. Дочь полковника князя Николая Васильевича Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 года супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома.
1773г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Екатерина Ивановна
Нелидова (1758-1839) – дочь поручика
Ивана Дмитриевича Нелидова. Воспитанница
Смольного института
Была замечена
Екатериной II. С 1776 г. – фрейлина
великой княгини Натальи
Е.И. Нелидова изображена в театральном костюме, в котором исполняла танцевальный номер на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Изящество её движений раскрывается в грациозном повороте фигуры, а непосредственность и обаяние выражены в задорном блеске карих миндалевидных глаз и лукавой улыбке. Наклону головы Нелидовой к левому плечу, подчеркнутому свисающей вниз лентой, отвечают очерчивающие форму круга руки и перекрестная с ними постановка ног. В танец вовлечены и подвижное лицо девушки и прозрачный фартучек, подхваченный пальцами правой руки. Все части фигуры пронизаны винтообразным движением. Это движение захватывает с собой и часть пространства, ограниченного вытянутой рукой и чуть приподнятым передником.
Павел I был очарован изяществом и живостью Нелидовой. Oна была искренне привязана к нему и, хотя их отношения никогда не были близкими, могла влиять на Павла I и предотвращать его неблагоразумные решения и истерики. Обладая значительным умом и живым, веселым характером, она скоро стала другом и доверенным лицом как великого князя, так и великой княгини. Это подало повод к неблаговидным слухам о Нелидовой. Чтобы прекратить их, она обратилась в 1792 г. к Екатерине II , без ведома Павла Петровича, с письменной просьбой о дозволении ей поселиться в Смольном монастыре, где она и жила с 1793 г.
В день восшествия на престол Павла Петровича Нелидова снова появляется при дворе, в звании камер-фрейлины, и занимает первенствующее место. Влияние ее на императора было столь велико, что все почти главные должностные и придворные места были заняты ее друзьями и родственниками (Куракины, Нелидов, Плещеев и др.). Она не раз спасала невинных от гнева императора; иногда ей случалось оказывать покровительство самой императрице; она успела отклонить Павла Петровича от уничтожения ордена Святого Георгия Победоносца.
Так как придворным льстецам нельзя было восхвалять ее красоту, то восхваляли "миловидность движений" ее и искусство в танцах. Нелидова отличалась редким в то время бескорыстием и отказывалась даже от подарков императора. В 1798 г. Павел Петрович почувствовал страсть к А.П. Лопухиной; когда она, по Высочайшему приглашению, переехала в Санкт-Петербург, Нелидова удалилась в Смольный монастырь. Вместе с ней должны были удалиться от своих мест ее друзья и родственники; даже императрица на время отказалась от управления воспитательными домами и другими благотворительными учреждениями.
Вскоре Нелидовой пришлось испытать на себе немилость императора; разгневанный заступничеством ее за императрицу, которую он хотел отправить на жительство в Холмогоры, Павел Петрович приказал ей удалиться из Санкт-Петербурга. До самой смерти Павла I Нелидова жила в замке Лоде, близ Ревеля. Вернувшись в 1801 г. в Санкт-Петербург, в Смольный монастырь, она помогала императрице Марии Феодоровне в управлении воспитательными учреждениями.
дочери художника
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Левицкий был замечательным мастером, как парадного, так и интимного портрета. Его блестящие способности позволили ему обогатить новыми творческими находками живописные традиции, установившиеся в XVIII веке.
Создание в 1785 году портрета дочери Агаши, возможно, связано с ее замужеством. Желая как бы приподнять образ над обыденностью, придать ему большую значительность, художник избрал форму поколенного парадного портрета, но неожиданно изменил аксессуары.
Агаша, одетая в русское платье и кокошник11, помещена в интерьер бревенчатой избы, рядом стол, покрытый ковровой скатертью, на нем – приготовленные для дорогих гостей хлеб, соль в изящной солонке и кубок с питьем.
Молодая девушка представлена добросердечной хозяйкой, ее лицо излучает доброту, привлекает ласковой улыбкой.
Этот живописный образ перекликается с образами державинских стихов, воспевавших прелести домашней простоты русской жизни, ее хлебосольство и радушие, как истинно национальные качества. Здесь вполне к месту и русский наряд Агаши, правда, все это подано живописцем в облагороженном виде: глубоко открытый ворот позволяет любоваться красотой плеч, рукава рубашки обшиты тонким заморским кружевом, сарафан и душегрея сшиты из дорогой шелковой ткани. Левицкий тщательно и виртуозно передает материальную красоту, фактуру предметов.
В портрете дочери он демонстрирует свое мастерство живописца эпохи классицизма и, как участник державинского кружка, воспевает простоту и естественность народных русских обычаев.
1778г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мария Алексеевна Дьякова (1755-1807) - дочь обер-прокурора Сената, Алексея Афанасьевича Дьякова и Авдотьи Петровны, урожденной княгини Мишецкой.
Портрет Марии Алексеевны Дьяковой, проникнут чувством глубокой симпатии автора к своей модели. Обаяние и привлекательность, острый ум и отзывчивое сердце молодой женщины делали многих ее друзьями, поэты посвящали ей стихи. Романтична история ее замужества. Знакомство с Н. А. Львовым вскоре перешло в трогательную взаимную любовь, но Дьякова не получила согласия родителей на брак: жених был беден. Они обвенчались тайно в 1779г. и первое время вынуждены были скрывать это. Позже, родители узнали и благословили брак в 1783. Семья Львовых жила дружно и счастливо. У них было пятеро детей.
Дом Львовых являлся одним из средоточий духовной и культурной жизни Петербурга.
Две сестры Дьяковой были замужем: младшая, Дарья Алексеевна, была женой Г.Р.Державина, другая, Александра Алексеевна – женой В.В.Капниста, поэта и выдающегося драматурга. Постоянным участником встреч, происходивших в этих домах, был и Левицкий.
Портрет Дьяковой принадлежит к числу лучших произведений живописца, в нем с новой силой воплотились творческие идеалы художника, нашедшего чрезвычайно удачную для этого модель. Как и другие произведения камерного стиля Левицкого, портрет Дьяковой решен очень скупыми средствами, без каких-либо прикрас, способных отвлечь внимание зрителя.
Вместе с тем художник отнюдь не склонен повторять один и тот же трафарет композиционной схемы, одинаковое расположение фигур, однородные колористические сочетания. Почти неуловимыми различиями в наклоне головы, изгибе шеи, движении плеч он придавал каждому персонажу самостоятельную позу, сохраняя при этом ее живость и естественность; то же происходило с костюмом, прической, украшениями, деталями – всегда неповторимыми. Художник, мобилизуя свою изобретательность и ресурсы живописца, добивался в каждом случае новых комбинаций, сходных только своей жизненной убедительностью и психологической точностью.
1782 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.
Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона.
Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.
Урсула Мнишек по рождению принадлежала к высшему кругу аристократии. Она - дочь польского воеводы Яна Замойского и Людвиги Понятовской, сестры последнего польского короля Станислава Понятовского. В первом браке - Потоцкая. В 1781г. вышла замуж за Михаила Мнишека, придворного литовского маршала. Она была фрейлиной12 Екатерины II, впоследствии кавалерственной статс-дамой. Урсула Мнишек была не только светской львицей, но и женщиной, по меркам своего общества, образованной. Современники в своих мемуарах упоминают о ней как об интересной собеседнице. Отличавшаяся изрядными начитанностью и интеллектом, Мнишек увлекалась искусством и прекрасно рисовала. Она оставила весьма ироничные и полные великолепных портретных характеристик мемуары, где Екатерина II предстает «актеркою, ведущей свою ролю на театре»; а она сама - изнеженной, волевой и властной красавицей, умеющей сдерживать свои чувства в придворной обстановке.
Портрет долгое время находился в собственности семейства Мнишек. В 1908 году в Париже при распродаже родового собрания его купила Евфимия Павловна Носова, по рождению принадлежавшая к знаменитой купеческой фамилии Рябушинских. В 1917 году, после Февральской революции, Носова передала всю свою коллекцию в Третьяковскую галерею на временное хранение, в том числе и портрет работы Д. Г. Левицкого.
1770г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Заказ на портрет Н. А. Сеземова исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II.
Никифор Артемьевич Сеземов был богатейшим винным откупщиком, сколотившим миллионное состояние. Однако при этом предприимчивый делец из крестьян оставался крепостным графа Шереметева. Благодаря сделанным им крупным благотворительным пожертвованиям Н. А. Сеземов был удостоен исключительной для человека его звания чести: Д. Г. Левицкий написал его портрет для Московского воспитательного дома, на основании которого откупщик ассигновал огромную сумму в 14 788 рублей.
В марте 1771 года полотно было помещено в зале Совета среди других портретов опекунов и жертвователей. Произведение подписное, на обороте картины сохранилась любопытная надпись, характеризующая и эпоху ее создания и самого изображенного: «Человеколюбивый податель села Выхина поселянинъ Никифоръ Артемьевъ Сеземовъ 1170 году».
Н.А.Сеземов – личность незаурядная для российской культуры екатерининского царствования. Это был своеобразный и колоритный человек с недюжинным характером и необычной судьбой. Произведение же Левицкого интересно появлением в истории русской портретистики персонажа «из простых» и тем более из «крестьян крепостного состояния». В этом можно увидеть знамение укрепления просветительских тенденций в российском обществе.
В портрете психологическая выразительность сочетается с представительностью образа, что обусловливалось официозностью заказа. Облик персонажа, казалось, был для этого недостаточно выигрышным. Но талант живописца помог преодолеть трудности; более того, выписанный характер получил особую остроту от соединения несопоставимых, на первый взгляд, признаков. Грузная мужичья фигура миллионщика из крепостных с простоватым лицом, заросшим до глаз черной бородой, в простом неярком кафтане, опоясанном кушаком, обрела на портрете некую торжественность. Для понимания портрета важно понимание его композиции. Одной рукой Сеземов держит лист, а другой указывает на него. На листе изображен Московский воспитательный дом и спеленутый безродный младенец (для таких детей и открывалось это благотворительное заведение). Здесь же приведен соответствующий текст из псалма: «Блажен, разумевай на нища и убога, в день лют избавит его Господь».