Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Актуальность – Данную проблему необходимо рассмотреть потому что, она имеет довольно важное значение. Ведь развивая наблюдательность школьника мы затрагиваем такие психические процессы как внимание, память, мышление, восприятие, воображение которые являются источником искусства, а не наоборот. Развитие наблюдательности - необходимое условие всестороннего и гармоничного формирования личности. Так, например, Неменский Б. М. учил искусству видеть свойства и качества предметов и явлений окружающей среды. Именно неумением видеть объясняются ошибки в детских работах. Чтобы правильно изобразить предмет или явление, его необходимо детально изучить, а для этого необходимо развивать наблюдательность.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА.
1.1.Технология работы над созданием портрета……………….............................5
1.2.Развитие наблюдательности учеников как психолого-педагогическая проблема......................................................................................................................8
1.3.Методы и приемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета......................................................................................................................17
ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ « РИСОВАНИЕ ПОРТРЕТА».
2.1. Общая характеристика демонстрационных таблиц........................................21
2.2. Содержание демонстрационных таблиц..........................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
ЛИТЕРАТУРА...................................................................
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА.
1.1.Технология работы над
созданием портрета………………................
1.2.Развитие наблюдательности
учеников как психолого-педагогическая
проблема......................
1.3.Методы и приемы развития
наблюдательности школьников при рисовании
портрета......................
ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ « РИСОВАНИЕ ПОРТРЕТА».
2.1. Общая характеристика
демонстрационных таблиц.......
2.2. Содержание демонстрационных
таблиц........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ЛИТЕРАТУРА....................
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
Актуальность – Данную проблему необходимо рассмотреть потому что, она имеет довольно важное значение. Ведь развивая наблюдательность школьника мы затрагиваем такие психические процессы как внимание, память, мышление, восприятие, воображение которые являются источником искусства, а не наоборот. Развитие наблюдательности - необходимое условие всестороннего и гармоничного формирования личности. Так, например, Неменский Б. М. учил искусству видеть свойства и качества предметов и явлений окружающей среды. Именно неумением видеть объясняются ошибки в детских работах. Чтобы правильно изобразить предмет или явление, его необходимо детально изучить, а для этого необходимо развивать наблюдательность.
Художественно-эстетическое
образование должно
Как составная
часть общего образования,
Изначально искусство,
как и любой другой вид
Культура является
сложнейшей системой
Необходимость научного рассмотрения проблемы развития наблюдательности школьников при рисовании портрета обусловлена рядом противоречий:
- между современными требованиям методик обучения к рисованию с натуры и реальным состоянием этой проблемы в общеобразовательной школе;
- между современными
- между потребностью детей
к освоению технологий
Проблема – Каковы теоретические основы методик в развитие наблюдательности при рисовании портрета.
Цель – Обосновать теоретически и проверить в ходе создания наглядного пособия, способствующего развитию у детей среднего школьного возраста наблюдательности при рисовании портрета.
Объект - Процесс развития наблюдательности школьников на уроках рисования с натуры.
Предмет- Содержание и методы, реализуемые на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие развитие наблюдательности средних школьников.
Гипотеза состоит в предположении о том, что успешность развития наблюдательности школьников при рисовании портрета зависит от:
- расширение арсенала методов и приемов обучения школьников рисованию портрета, направленными на развитие наблюдательности;
- оказывать развитие у детей интереса при рисовании;
- выбора содержания демонстрационных таблиц, позволяющего успешному развитию наблюдательности школьников и установления связи расчлененных операций в рисовании портрета.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретические – изучение и анализ педагогической, искусствоведческой и психологической литературы по проблеме.
Эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение.
Экспериментальные - изготовление наглядного пособия.
Теоретической основой исследования стали:
- работы, посвященные созданию рисунка головы человека (В. Сенин, О. Коваль и др.);
- методики по обучению
учащимися изобразительной
- психолого-педагогические
исследования развития
Структура работы: введение, две главы, заключение, литература(24 стр.), приложение(25 стр.) . Общий объем курсовой работы составляет 26 стр.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА.
В работах В.Сенина и О. Коваля отмечается, что человек- главная тема в искусстве. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главный предмет искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств - словом, все богатство личности в разных ее проявлениях [26].
Одним из жанров живописи, скульптуры, графики, посвященных изображению определенного человека, конкретного лица является портрет.
Изображение человека
является центральным во
Сокольникова Н. М. раскрыла, что рисунок (головы) человека включает несколько типов. Прежде всего, это, опираясь на антропологические и анатомические знания, рисунок черепа человека и выполнение с гипсовых слепков частей лица- глаза, носа, губ, ушей, рта. Лучше всего приступать к рисунку человека с рисунка головы с гипсового образца и лишь затем переходить к рисунку головы с натуры [20].
Рисование живой головы человека по своей сути мало отличается от рисования гипсовой головы. В отличие от гипсовой, живая более подвижна и имеет много второстепенных мелких деталей (например, морщин). Кроме того, окраска кожи, волос, глаз, губ, щек затрудняет видение формы.
Несмотря на эти
трудности, живую голову
Рассмотри отдельные этапы работы над созданием портрета. Начинать рисунок головы с живой модели следует с композиционного размещения головы на листе бумаги, устанавливая движения головы (ее наклон и наклон шеи по отношению к плечевому поясу) и ее основные пропорции, соотношения ее массы к листу бумаги. Сначала намечают верхнюю и нижнюю точки головы, выделяют серединную линию в соответствии с ракурсным положением, набрасывают общий характер портретируемого.
Основные способы создания наброска. Помечают основные линии по горизонтали и вертикали, линию глаз, надбровных дуг, лобных бугров, скул и скуловых дуг, линию носа, рта, подбородка, определяют лицевой угол. Набросок следует делать легким нажатием карандаша на лист, чтобы он не мешал в дальнейшем. В практике рисунка этого типа учитывают симметричность построения формы головы, постоянно проверяя соотношение опорных точек с обще формой и основной осевой линией. Парные формы необходимо рисовать одновременно: левый глаз одновременно с правым, левую скуловую кость с правой и т. п.
Следующий, второй
этап- уточнение общей
Легкая разбивка
рисунка на свет и тень
От изображения
важных деталей головы, таких
как глаз, рот, нос, ухо, и
нахождения их пропорций
Третий этап работы
состоит в дальнейшей
По этому поводу Леонардо да Винчи в своей « Книге о живописи» писал что, когда ты срисовываешь какое-нибудь тело и сравниваешь силу светов в его освещенной части, необходимо помнить, что часто глаза обманываются, и ему кажется более светлым то, что менее светло. Границы тел требуют большего размышления и ума, чем тени и света, на том основании, что очертания несгибающихся членов тела неизменны и всегда остаются теми же самыми, а места, количества и качества теней бесконечны... Тени образуют свои границы определенными ступенями, и кто этого не знает, у того всегда они не будут рельефными [12].
В. С. Кузин считал, что активность линии и тона должна зависеть от характера расположения объемов формы по отношению к рисующему: ближняя форма выявляется насыщенной тональной проработкой и подчеркивается более активной линией, дальняя - трактуется мягче.
В процессе работы над рисунком головы необходимо помнить о пропорциях, композиции и выражении целостного характера модели.
Завершая работу над длительным рисунком головы с живой натуры, следует внимательно сравнить рисунок с натурой.
Заботясь об убедительном
построении модели, о сходстве
рисунка с моделью, надо
Таким образом, можно сказать, что перед рисованием человека необходимо внимательно изучить его технологию создания портрета, тесть ее последовательность. Ведь рисование человека очень трудное и кропотливое занятие, требующее от учащегося сосредоточение всех его познавательных процессов.
В педагогическом словаре дана характеристика наблюдательности — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации [3].
Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Информация о работе Демонстрационные таблицы "Рисование портрета"