Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:25, курсовая работа
Актуальность работы: Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
Введение………………………………………………………………….....2
Глава 1 Краткий исторический анализ пленэрной практики по изобразительному искусству
1.1 Определение и возникновение пленэрной живописи……………4
1.2 Становление пленэрной практики в русской художественной школе…………………………………………………………………………….5
1.3 Выводы по главе I…..…………………………………………………12
Глава II. Формирование у детей любви к природе в процессе занятия на природе
2.1.Приемы и методы, направленные на формирование бережного отношения к природе………………………………………….……………….13
2.2. Занятие рисования пейзажа, как фактор формирования творческой личности …………………...…………………………................15
Заключение……………………………………………………………......18
Список литературы……………………………………………………....19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Краткий исторический анализ пленэрной практики по изобразительному искусству
1.1 Определение и возникновение пленэрной живописи……………4
1.2 Становление пленэрной практики в русской
художественной школе…………………………………………………………………
1.3 Выводы по главе I…..…………………………………………………12
Глава II. Формирование у детей любви к природе в процессе занятия на природе
2.1.Приемы и методы, направленные на формирование
бережного отношения к природе………………………………………….………………
2.2. Занятие рисования пейзажа, как фактор
формирования творческой личности …………………...…………………………..........
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение:
Природа является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная
деятельность детей, так же как и
деятельность взрослого художника,
передает объекты природы в образах,
выполняет задачи эстетического
оформления результатов
Известный русский педагог Н. Е. Румянцев отмечал, что природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества».
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка.
Задачи перестройки народного образования требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако и эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение
от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Актуальность работы: Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
живопись пейзаж эстетический обучение
Глава I Краткий исторический анализ пленэрной практики по изобразительному искусству
"Художник рисует не то,
что видит, а то, что чувствует"
Пабло Пикассо
1.1 Определение и возникновение пленэрной живописи
Пленэр (франц. plein air, букв, открытый воздух) - натурные пейзажи, создаваемые непосредственно на природе. Пленэр позволяет проследить изменения окружающей среды в разное время суток, в зависимости от погоды, света, времени года и найти новые художественные средства выражения различных состояний природы.
Пленэрная живопись - живопись на открытом воздухе, связанная с изучением натуры, окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, цветных теней, наблюдаемых на открытом воздухе. [1]
Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэрная живопись становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает.
Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро («Пейзаж в Арле-дю-Нор»), Жан-Франсуа Милле («Собирательницы хвороста»), Камиль
Писсарро («Бульвар Монмартр ночью»), Пьер-Огюст Ренуар («Тропинка в
высокой траве») и Клод Моне
(«Бульвар капуцинок в Париже»)
не в последнюю очередь внесли свой вклад
в становление пленэрной живописи.
В России во 2-й половине XIX — начале XX
века пленэрной живописью успешно
занимаются Василий Поленов («Осень
в Абрамцево»), Исаак Левитан («Тихая обитель»), Валентин Серов («Плес
после дождя»), Константин
Коровин («Заросший пруд»), Игорь Грабарь («Морозный
день»).
Благодаря пленэру краски стали
изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в
своих мастерских сами.
Живопись при
естественном свете была известна давно
и использовалась в основном для создания эскизов.
Однако среди художников барбизонской
школы и импрессионистов эта живописная техника получила
новую жизнь.
Термин пленер в равной степени
применим и к фотографии.
Пленэрная фотосъемка — это фотосъемка
на открытом воздухе, вне помещения и без
использования источников искусственного
освещения (за исключением камерной вспышки).
Местом для пленэрной фотосъемки может
быть любой городской или исторический
парк, сквер, просто улица и т.д.
Также данный термин имеет отношение к
музыке, когда концерты проводятся на
открытом воздухе. Одними из ранних примеров
являются «Музыка фейерверка» Георга
Фридриха Генделя и творчество французского
придворного театра.[2]
1.2 Становление пленэрной
практики в русской
В начале XIX века в изучении ведущего предмета Академии рисунка происходит изменение в сторону работы с натуры. Ученики класса перспективы выходят на пленэр для выполнения набросков, зарисовок, этюдов на улицах Санкт-Петербурга. Известно, что под руководством Ф.Л.Алексеева в 1800 году ученики класса перспективной живописи выезжают для выполнения пленэрных работ в Москву.
Не смотря на то, что во всех классах Академии художеств работе с натуры предшествовало копирование с оригиналов, в пейзажном классе большое внимание уже уделялось работе с натуры. Так, после третьего курса планировались занятия на пленэре, где ученики выполняли небольшие наброски и зарисовки, которые впоследствии использовались в качестве материала для написания длительной картины.
Разработка практических методов живописи на пленэре в начале XIX века довольно результативно велась в русской художественной школе в период пенсионерских поездок лучших выпускников академии, какими были: С.Ф.
Щедрин, П.В. Басин, К.П. Брюллов, М.И. Лебедев, А.А. Иванов и др.
Особо выдающимся явлением в развитии пленэрной живописи первой половины XIX века следует считать, на наш взгляд, творческую деятельность выдающегося русского художника А.А. Иванова. Во время поездки в Италию он оттачивал в этюдах с натуры каждую деталь композиции, добиваясь
простоты и ясности
Художник не останавливается на традиционных принципах академизма в создании картины и разрабатывает свою систему по сбору этюдного, подготовительного материала для композиции. Здесь поднимаются вопросы воздушной и линейной перспективы, колорита будущей работы и успешно решаются художником в сотнях этюдов, зарисовок, сделанных с натуры. Одновременное ведение двух линий - сбор материала и совершенствование на его основе эскиза работы - определило систему творческого метода мастера.
Среди плеяды крупных художников - педагогов, внесших большой вклад в развитие методики живописи, крупное место принадлежит А.Г.Венецианову, чья методика обучения изобразительному искусству сыграла заметную роль в общем развитии живописи как русской, так впоследствии и советской школы. Он был одним из первых художников-педагогов в России, кто взял и развил в своем творчестве тему народной живописи, призывая своих учеников изучать природу человека, опираться на научные основы изобразительного искусства - теорию теней, пластическую анатомию, перспективу. Венецианов считал, что только следование природе может привести к успеху в творческой работе. В художнике он, прежде всего ценил стремление к непосредственному живому изображению природы. Эти свои принципы он и положил в основу преподавательской и творческой деятельности. Примером этому служат такие его картины как "На жатве. Лето", "На пашне. Весна".
Венецианов вслед за Щедриным и Ивановым начинает обращать пристальное внимание на воздух, его присутствие в своих работах, влияние которого на предмет всенепременнейше следует учитывать при работе на натуре. Когда художник рассматривает понятие воздушной перспективы, он замечает и такие факты как положение солнца, состояние погоды, время года, их необходимо выявлять при работе с натуры.
Посмотрев и ознакомившись с документами, планами и учебными программами в Академии Художеств XIX века, можно сделать вывод, что в ее классах, особенно в батальной и пейзажной мастерских, не раз ставился вопрос о необходимости работы над природными формами под открытым небом. Академия следует эстетике идеализма, хотя и стремится к тому, чтобы расширялись связи обучения с действительностью и вместе с тем она не может ограничиться узко ремесленными задачами аудиторских постановок.
Всплеск интереса к обучению на пленэре и к изображению бытовых сцен наблюдается в Академии Художеств в 50-60-е годы XIX века, в то время когда крепнет и претерпевает момент становления метод критического реализма. Идеи и мысли художников-реалистов, опиравшихся на глубокое знание окружавшей их жизни, в целом помогали поиску новых, более убедительных качеств изображаемого объекта. Закономерно, что именно в это время усиливаются демократические и материалистические направления в искусстве и в системе художественного образования, создается товарищество передвижных выставок.
Передовая мысль того времени выдвинула своим эстетическим тезисом "Прекрасное - есть жизнь". Отказ от религиозных тем и сюжетов, стремление выразить гражданские идеи через взгляд художника на действительность своей эпохи во всей ее полноте, во всем многообразии ее противоречий обусловили поиск новых изобразительных средств.
Летом, когда в академии заканчивались занятия, многие ученики уезжали в свои деревни и далекие русские провинциальные городки, там они собирали материалы для своих работ, писали этюды. Занятия на пленэре рассматривались не только как необходимая школа живописного мастерства, но и как путь духовного развития будущих художников. От художественного образования гражданственности к формированию мировоззрения - таков был диапазон новых задач, поставленных прогрессивными художниками и педагогами в обучении живописи на пленэре.
В Императорской академии в конце XIX - начале XX века все шире и сильнее стал внедряться принцип преподавания композиции на основе натурных этюдов.
Большое значение приобретает работа с натуры в условиях пленэра с приходом в пейзажный класс С.Ф.Щедрина.
В 1872 году руководство пейзажным классом переходит к М.К.Клодту, который меняет копирование классических оригиналов на копирование зарисовок Ф.Васильева, А.П.Боголюбова и других пейзажистов той поры.
В развитие теоретических положений и в практическую работу на пленэре много нового и ценного внес П.П.Чистяков, всегда исходя из способностей своих учеников в процессе обучения. В своей педагогической деятельности он наиболее плодотворно сочетал академические принципы обучения и традиции реализма. В этом его великая заслуга теоретика и педагога.
Уже в начале курса обучения Чистяков требовал от учеников цельного видения цветовых отношений объектов натуры и их соответствия с полученным зрительным образом цветового строя этюда. Определение цветовых и тоновых отношений между натурой и ее изображением при целостном восприятии натуры является главным, основополагающим
Информация о работе Формирование у детей бережного отношения к природе в процессе занятий на пленере