Ход работы над натюрмортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Рисунок - одно из средств познания окружающего мира. Логика рисунка строится на логике мышления, заставляет сознание моделировать действительность, вырабатывать навыки, координирующие работу глаза, мозга, руки, помогает освоить особенности изображения формы и пропорций предметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени.
Целью работы является:
1. Охарактеризовать историю развития натюрморта.
2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.
3. Описать средства выполнения натюрморта.
4. Описать ход работы.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………..…....3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. История развития натюрморта…………………………………..…5
Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра…..……….….11
2.1. Натюрморт как жанр живописи……………………………………....11
2.2. Модель выполнения натюрморта………………………………….…13
2.3. Объекты, изображаемые в натюрморте…………………………..…16
2.4. Целостность образного восприятия в композиции……………….…18
2.5. Композиционные особенности натюрморта…………………..…..…21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 3. Ход работы над натюрмортом………………..……………...…….24
3.1 Технические приемы написания натюрморта маслом……………....24
3.2 Поэтапный процесс написания натюрморта маслом………………….....27
Заключение (выводы)…………………………………….…………………...…31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

kursovaya_Potuntsova_grafika.docx

— 3.07 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Введение….…………………………………………………………………..…....3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. История развития натюрморта…………………………………..…5

Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра…..……….….11

2.1. Натюрморт как жанр  живописи……………………………………....11

2.2. Модель выполнения  натюрморта………………………………….…13

2.3. Объекты, изображаемые  в натюрморте…………………………..…16

2.4. Целостность образного  восприятия в композиции……………….…18

2.5. Композиционные особенности  натюрморта…………………..…..…21

 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

Глава 3. Ход работы над натюрмортом………………..……………...…….24

3.1 Технические приемы  написания натюрморта маслом……………....24

3.2 Поэтапный процесс написания  натюрморта маслом………………….....27

Заключение (выводы)…………………………………….…………………...…31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…32

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..…………………..….....33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Натюрморт - один из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Возможности натюрморта имеют большое значение для воспитания художественного и эстетического вкуса в обществе. Через целенаправленный отбор объектов изображения, и их трактовку он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и чувства. Это повышает актуальность выбранной для исследования темы.

Объектом исследования является натюрморт, жанр изобразительного искусства, воспроизводящий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и объединенные в единое целое. Натюрморт состоит из восьми предметов: глиняная ваза, кувшин, две тыквы, три яблока и хурма. Материалы, понадобившиеся для выполнения этого задания: холст на картоне 50на 60, соус, масляная краска.

Рисунок - одно из средств познания окружающего мира. Логика рисунка строится на логике мышления, заставляет сознание моделировать действительность, вырабатывать навыки, координирующие работу глаза, мозга, руки, помогает освоить особенности изображения формы и пропорций предметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени.

Целью работы является:

1. Охарактеризовать историю развития натюрморта.

2. Определить особенности, пути и средства выбранного  жанра.

3. Описать средства выполнения натюрморта.

4. Описать ход работы.

Рисование с натуры как вид изобразительной деятельности ставит своей задачей научить студента правильно видеть, понимать и изображать. В рисунке студент должен стремиться к тому, чтобы изображение соответствовало реальной действительности, чтобы понятие о натуре было, прежде всего, правильным и объективным. Во время рисования натюрморта с натуры у студентов формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Студенты учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты предметов.

Основными задачами являются: композиция, освещения и тональных отношений.

 Результат  курсовой работы:

Результатом будет являться создание пространственной иллюзии за счёт наложения и удаления плоскостей. Производится исследование трехмерного мира на двухмерной плоскости с помощью анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. История развития натюрморта

 

«Натюрморт» - слово французское в буквальном переводе означает “мертвая натура”.

Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии  нарубеже XVI и  XVII  веков,  быстро  достигнув  необычайного  совершенства  впередаче многообразия предметов материального мира.

Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы.

Периоды его развития имели свои исторические предпосылки.  Каждый  век выдвигал  своих  мастеров  натюрморта.  В   их   произведения   воплотилисьхудожественные идеалы времени, своеобразие и  выразительность  пластическихсредств,  присущих  той  или  иной  эпохе,  и  индивидуальности   отдельных живописцев.

Становление натюрморта в Нидерландах ознаменовалась двумя этапами,  на первом он мог существовать лишь в виде  более  или  менее  самостоятельногоизображения на обороте  изобразительной  плоскости  картины,  либо  в  видеаксессуаров на лицевой стороне картины[2, с.86].

Следующим этапом становление жанра  натюрморта  были  произведения,  в которых  натюрморт  и  религиозная  тема  поменялись  местами.  Изображениенеодушевленных предметов выступало как  часть  активного  единого  процессавсестороннего  овладения  человеком  реального  мира,  его   художественнымосмыслением [2, с.90].

Мощного расцвета он достиг во Фландрии и вошел в историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами  крупнейшиххудожников  Фландрии,  вошедших  в  историю  ИЗОЗападной  Европы:  ФрансаСнейдерса и его ученика Яна Фейта.

Другая мощная школа натюрморта  известна  под  названием  “голландский натюрморт”.

Общность исторических судеб народов Голландиии Фландрии и  единое  в прошлом искусстве, из которых  та  и  другая  школа  черпали  художественныйопыт, породили много общих черт в их живописи.

 Самым перспективным  и прогрессивным видом голландского натюрморта  был жанр «завтраков» возникший в Харлъме.

 В  жанре  натюрморта  (авторами  этих  произведений  были   харлемскиеживописцы  Воплем  КласХеда  и  Питер  Клас) - создали   особый   типдемократического голландского варианта «завтраков».  «Действующими  лицами»их натюрмортов стали немногочисленные и, как  правило,  очень  скромные  посвоему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.

На   дальнейшей   демократизации   жанра   натюрморта   имело    место распространение типа «кухонного натюрморта»,  как  во  Фландрии,  так  и  вГолландии. Особенностью этой разновидности при изображении  предметов  былобольшое внимание к пространственной характеристике среды[1, с.28].

В конце XVII века  в  голландском  натюрморте  побеждают  декоративные тенденции.

Рядом с натюрмортом Голландии и Фландрии немецкий натюрморт XVII  веказанимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII  века  тесносвязаны с современным голландским искусством.  В  немецком  натюрморте  XVIIвека   сосуществовали    почти,    не    соприкасаясь    два    направления:натуралистическое и декоративное.

Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее немецкого, хотя и не достигал ни  мощи  фламандского,  ни  многогранности  иглубины голландского.

Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Он был одним  из  первых  великих  мастеров,  который  обратился  к  жанру  чистогонатюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».

Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге приобрел ряд качеств, выделяющих его в ряду других национальных школ.

Испанскому  натюрморту  свойственны  возвышенная  строгость  и  особаязначительность изображения вещей, что особо ярко  проявилось  в  творчествеиспанского мастера Ф. Сурбарана[4, с.59].

С  конца  XVII  века  во   французском   натюрморте   восторжествовалидекоративные  тенденции  придворного  искусства.  Вершиной  французского  изападноевропейского  натюрморта  XVII  столетия  было   творчество   Ж.Б.С.Шардена. Оно было  отмечено  строгостью  и  свободой  композиции,  тонкости колористических решений[3, с.103].

Немного больше уделяли внимание  натюрморту  романтики.  Романтизм  несоздал оригинальной  значительной  концепции  натюрморта.  Главным  объектом романтического натюрморта были цветы и охотничьи трофеи.

В XVII веке судьбы натюрморта  определяли  ведущие  мастера  живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекшие  натюрморт  в  борьбу  эстетическихвзглядов и художественных идей. Так, например, французский  реалист  Густав Курбе, сформулировал новую концепцию, определив непосредственное  отношение натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.

Импрессионисты создали свою композицию натюрморта,  перенеся  на  этотжанр принцип пленэра, разработанный ими в области пейзажа. Признав внатюрморте лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого  носителей свето-воздушных рефлексов [4, с.73].

С  начала  XX  века  натюрморт  становится  своего   рода   творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма А. Матисс и др.  идут  попути обостренного выявления  эмоциональных,  декоративных  и  экспрессивныхвозможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо идр.,   используя   заложенные   в   специфике   натюрморта   художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новыеспособы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеровдругих течений.

     В  русском  искусстве  натюрморт  появился  в  XVII  веке   вместе   с утверждением  светской  живописи,  отражая  познавательный  пафос  эпохи  истремление правдиво и  точно  передавать  предметный  мир.  Выписанность  ииллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками».

Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т. Хруцкий, связан  сжеланием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Во второй половине XIX века натюрморт  стал  набирать  свою  смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В.Петрова, В. Маковского, В. Поленова и  других  живописцев  демократическогонаправления. Натюрморт в жанровых картинах этого круга авторов раскрывал  иусиливал социальную направленность их произведений,характеризовал время.

Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля  и  В.  Борисова-Масутова.  Расцвет  русскогонатюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поискамив области цвета, формы, пространственного построения. Стремление  расширитьвозможности  изобразительного  языка  побуждает  художников  обращаться   ктрадициям  древнерусского  и   народного   искусства,   культуре   Востока,классическому  наследию  Запада,  к  достижениям  современной   французскойживописи[4, с.82].

К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические  работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно обыгрывающие историко-бытовой  характервещей произведения художников «Мира  искусств»  А.  Я.  Головина  и  других;остро декоративные П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина,  М.  С. Саръяна  и  других  живописцев  круга  «Голубые  розы»;  яркие,  пронизанныеполнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового  валета»  П.П.  Кончаловского,И. И. Машкова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова и других.

В  1920-1930-х  годах  натюрморт  включает  и  философское  осмысление современности в обостренных по  композиции  произведениях  К.  С.  Петрова-Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения.

Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с  нескольких.  Подобный прием построения пространства расширял изобразительные средства  художника,помогая передавать формы и объем  предметов  и  способствуя  более  точномупоказу их взаимосвязи на плоскости.

Большое место натюрморт занял в творчестве Ю. И  Пименова.  Предмет  в его натюрмортах наделен большой эмоциональной выразительностью.

Обогащенный  новыми  темами,  образами и  художественными   приемами, русский натюрморт начала XX века  развивался  необычайно  стремительно:  заполтора  десятилетия  он  проходит  сложный  путь  от   импрессионизма   доабстрактного формотворчества, играя большую роль  в  становлении  искусстванашего века. Никогда ранее не занимал он такого  видного  места  в  историирусской живописи.

Натюрморту,  если  так  можно  сказать,  суждено  было  стать для   многих художников, да и вообще для русской живописи  начала  XX  века  своеобразнойлаборатории поисков нового живописного языка. Но, конечно же,  менялся  и  вцелом  по-своему  обогащался  не  только  так  называемый  формальный   языкживописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы[5,с.16].

Натюрморту этого времени мы обязаны необычайным расширением границ его как  изобразительного  жанра.  Человеческая  личность  той   сложной   эпохираскрывается в нем очень многосторонне. В этом натюрморте зритель не  толькоощущает специфику того или иного жизненного уклада,  но  и  те  неповторимыечерты, которые присуще  определенной  индивидуальности. Глубинная  сущность явления окружающего мира раскрывается теперь полнее.

Понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее;  художник  видит богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего  примечательного.Неизмеримо расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте[4, с.91].

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра

2.1. Натюрморт как  жанр живописи

 

     Наряду с  бытовым жанром натюрморт долгое  время считался второстепеннымвидом живописи, в котором невозможно  выразить  высокие  общественные  идеи,гражданские добродетели. Действительно,  многое  из  того,  что  свойственнопроизведениям  исторического,  батального  и   других   жанров,   натюрмортунедоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут  характеризоватьи социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким  образам,различные ассоциации и социальные аналогии[7, с.26].

     Натюрморт  как жанр  живописи  можно  назвать  творческой  лабораториейживописи, поскольку  он  является  и  составной  частью  и  пробным  камнемстанкового  искусства.  В  нем  максимально  раскрываются  пластические   иколористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.

Информация о работе Ход работы над натюрмортом