Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:32, курсовая работа
Рисунок - одно из средств познания окружающего мира. Логика рисунка строится на логике мышления, заставляет сознание моделировать действительность, вырабатывать навыки, координирующие работу глаза, мозга, руки, помогает освоить особенности изображения формы и пропорций предметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени.
Целью работы является:
1. Охарактеризовать историю развития натюрморта.
2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.
3. Описать средства выполнения натюрморта.
4. Описать ход работы.
Введение….…………………………………………………………………..…....3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. История развития натюрморта…………………………………..…5
Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра…..……….….11
2.1. Натюрморт как жанр живописи……………………………………....11
2.2. Модель выполнения натюрморта………………………………….…13
2.3. Объекты, изображаемые в натюрморте…………………………..…16
2.4. Целостность образного восприятия в композиции……………….…18
2.5. Композиционные особенности натюрморта…………………..…..…21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 3. Ход работы над натюрмортом………………..……………...…….24
3.1 Технические приемы написания натюрморта маслом……………....24
3.2 Поэтапный процесс написания натюрморта маслом………………….....27
Заключение (выводы)…………………………………….…………………...…31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленныепредметы черты и характеры людей, времени является основной композиционнойдеятельности художника в этом жанре.
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается,составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным.При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.
Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещениянатюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характеранатюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степениконтрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размерыплоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовоерешение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдутсвое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.
В организации композиции, используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иныеучастки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими.
Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажетсяоднообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резкозвучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположностьсимметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра ккомпозиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены надостижение зрительного равновесия масс.
Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основунатюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашимвосприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мывыделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.
Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции.
К тонкостям поиска формата относятся выяснения величины свободных местслева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрмортеподсказывает характер решение пространство в натюрморте. Это связано сособенностями цветного строя. Характер пространственного решения связантакже с количеством относительно свободного места слева справа.
Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр.
Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз,уравновешенность картинной плоскостью с определением смысловогокомпозиционного центра, размещение второстепенных частей, с поискомцветовых и тональных контрастов.
Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит отнеобходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективногопостроения. Различные уровни зрения на постановку дают возможностьхудожнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения,несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.
Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, гденеобходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. Вэтом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, насилу его эмоционального воздействия.
Важную роль в создании целостного композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к колористическому единству, котороеявляется высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрмортаможет быть в теплом или холодном состоянии.
3.1.Технические приемы написания натюрморта маслом
Расстояние, на каком должна располагаться натура - до 1,5 метра. С расстояния 4 метра многие предметы представляется единым пятном, и нужно подойти ближе, чтобы разглядеть отдельные детали формы, светотень и цвета. Максимальное расстояние: 2 метра. Как правило, рекомендуется смотреть на натуру под углом 45 градусов.
Когда все готово: предметы расставлены, краски на палитре, чистый холст, возникает вопрос, наметить ли рисунок карандашом или сразу начать писать.
Существуют два разных подхода. Одних художников называют «колористами»: в их живописи мало теней, они используют прямое или рассеянное освещение, высвечивающее предмет как сочетание световых пятен. Такой стиль был характерен для Ван Тога, Матисса, Бернара и других. Они сразу начинали работать красками. Другие уделяют больше внимания светотени. Среди них можно назвать Шардена, Коро, Мане, Нонелля, Дали и других. Они всегда начинали картину с рисунка. Но не нужно всех художников делить на категории. Пикассо, например, начинал то с рисунка, то прямо с живописи. Сезанн говорил: «Писать или рисовать? Когда вы изображаете цвет во всем его богатстве, он дает вам и множество четких форм».
Закон контраста говорит нам, что цвет выглядит бледнее или темнее в зависимости от фона. Поэтому было бы ошибкой выписывать мелкие предметы или детали на белом холсте, потому что они станут светлее или темнее, когда появится фон. Поэтому первым делом заполняются большие пустые пространства. В натюрморте это обычно фон [10, с.111]
Что касается, направление мазков, необходимо запомнить два правила:
1. Направление мазков должно отвечать «форме» изображаемого объекта.
2. В неясных случаях лучше писать диагональными мазками.
Способность к обобщению в рисунке и живописи - это умение увидеть и изобразить самое существенное, отбрасывая детали и случайные черты. Такое умение дается нелегко и требует досконального знания техники живописи. Уметь писать обобщенно означает писать свободно, непринужденно, изящно, с пониманием сущности изображаемого и изобразительных средств.
От заглаживания мазков или раскраски, жидко разведенной краской надо сразу отказаться. С первых шагов в живописи старайтесь находить такое направление мазков, которое помогало бы передать строение формы предметов. Все формы объемны, и поверхность их состоит из различно повернутых в пространстве участков. Часто мазки в этюде нужно направлять согласно поворотам участка формы, как бы граня и выстилая ее. Свойство масляных красок - давать то густые, плотные, то прозрачные и топкие мазки. Оно широко используется для подчеркивания выпуклостей более плотной пропиской, для передачи прозрачности и воздушности теней тонкослойным письмом. Надо пробовать все эти приемы, снимая, где нужно излишки краски мастихином или, наоборот, нанося корпусные, густые мазки [14, с.75].
Убедившись, что надо писать мазком, запомните, что каждый мазок должен быть целесообразным, отвечать изобразительной задаче этюда. Неправильно было бы думать, что в масляной живописи нет никакой системы. Наоборот, в поисках разнообразных приемов живописного выражения впечатлений, замыслов надо придерживаться той или иной системы письма, определенного порядка «раскрытия» холста. Масляными красками пишут в основном двумя способами: с подмалевком или без подмалевка. Первый способ требует многократного возвращения к натуре и сложной подготовки «ложа» для живописи (подмалевка), поэтому он применяется в основном для работы в мастерской.
Шире применяется второй способ, которым можно выполнять и многосеансные этюды, и кратковременные «нашлепки». В процессе работы над этюдом без подмалевка можно делать и лессировки, т. е. наложения тонких слоев краски на уже прописанные участки для получения новых оттенков (лессировки «по сырому»). Но это требует большого умения и опыта [4, с.45].
3.2. Поэтапный процесс написания натюрморта маслом
Очень часто используемый метод написания натюрмортов маслом - метод работы по сухому.
Живопись по сухому означает работу масляными красками по сухой красочной поверхности - будь то фон или наложение ранее красочного слоя.
Главное достоинство живописи по сухому в том, что краски никогда не загрязнят друг друга и не дадут при смешении нежелательных эффектов: высохший нижний слой не впитывает свежую краску верхнего. Более того, полутона можно создать на палитре, а не на холсте. В отличие от живописи по сырому, живопись по сухому сильно усложняет работу живописца, добавляя проработку деталей, и нанесение тончайших красочных слоев.
Живопись по сухому означает, что работа протекает в несколько сеансов. Если дать масляной краске высохнуть, художник может писать не загрязняя красок.
Работая по сухому, можно тратить на картину ровно столько времени, сколько потребуется, тщательно обдумывать сюжет и определить лучший путь конструирования композиции. Можно ввести более сложные цвета, добавить детали или завершить работу пастозными мазками - словом, все, что вам захочется.
Поэтапная живопись дает художнику спокойствие и подталкивает его обращать внимание на детали [12, с.88].
Ход работы над натюрмортом:
На первом этапе работы с учетом композиции, был поставлен натюрморт. Что бы добиться качественной работы, нужно сделать несколько зарисовок композиции [1]. Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки. Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена тональная идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тональных отношениях между предметами. Когда данный этап был одобрен научным руководителем, было решено сделать тоновой картон работы [2].
Затем приступаем к линейному рисунку, работаем более точно с предметами.На следующей стадии рисунка нужно добавить растушевку, чтобы создать иллюзию удаления плоскостей. Кое-где край одной плоскости перекроет край другой. Для создания пространства иллюзии наложения и удаления плоскостей накладываются тени на внешние и внутренние стороны плоскостей.
На этом рисунке углем обозначены форма и положение каждого компонента.Большое количество деталей, и общая структура натюрморта видна на этом этапе. Местами проработан объем и продуман общий баланс света и тени. После окончания рисунок был зафиксирован аэрозолем [3].
На данном рисунке показано, какой вид имеет натюрморт по окончании первого этапа работы, когда часть предметов обозначены цветом[4]. Так как не преследуется цель точно изображать формы, можно вносить изменения. Например, листья были развернуты на переднем плане, но было принято решение придать им другую форму.Также изменена форма листьев на заднем плане, положение фруктов на плоскости. Форма фруктов будет изменена позже. Это не означает, что все, что сделано, - временно. Многие детали уже готовы, например, фон, большая тыква, в основном, скатерть[5].
Уточнение формы и цвета:
Когда общий тон предметов и постановка в целом найдены, можно переходить к более детальной светотеневой проработке каждого отдельно взятого предмета, к его объему, материальности и пространственному положению. На этом, этапе работы приступим к прописке светлых мест предметов, сравнивая их между собой по светлоте с учетом фона, на котором они находятся[6].
Мазки красок должны соответствовать нужному тону и ложиться по форме поверхностей предметов. Усилим многослойной пропиской теневые поверхности предметов, особенно по границам между светом и тенью, на линиях светораздела.
Сверяя отношения между предметами, нужно добиваться верных светотеневых градаций, особенность которых заключается в том, что каждый предмет имеет свой, отличный от других тон. Поэтому надо сравнивать движение света на плоскостях предмета, повернутых к свету, с теми, где свет скользит, и на теневых, на уходящих планах.
Не следует забывать также о контрастах. Чем ближе предмет к источнику света, тем ярче проступают на нем светотеневые контрасты. Находящиеся на переднем плане предметы читаются более четко, с большим количеством деталей и особенностями фактуры. По мере удаления от зрителя эти качества становятся менее заметны. Все эти особенности следует учитывать для того, чтобы верно передать пространственные планы, а также при прописке фона.
Цель состояла в том, чтобы
разнообразить форму и