Ход работы над натюрмортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Рисунок - одно из средств познания окружающего мира. Логика рисунка строится на логике мышления, заставляет сознание моделировать действительность, вырабатывать навыки, координирующие работу глаза, мозга, руки, помогает освоить особенности изображения формы и пропорций предметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени.
Целью работы является:
1. Охарактеризовать историю развития натюрморта.
2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.
3. Описать средства выполнения натюрморта.
4. Описать ход работы.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………..…....3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. История развития натюрморта…………………………………..…5
Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра…..……….….11
2.1. Натюрморт как жанр живописи……………………………………....11
2.2. Модель выполнения натюрморта………………………………….…13
2.3. Объекты, изображаемые в натюрморте…………………………..…16
2.4. Целостность образного восприятия в композиции……………….…18
2.5. Композиционные особенности натюрморта…………………..…..…21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 3. Ход работы над натюрмортом………………..……………...…….24
3.1 Технические приемы написания натюрморта маслом……………....24
3.2 Поэтапный процесс написания натюрморта маслом………………….....27
Заключение (выводы)…………………………………….…………………...…31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

kursovaya_Potuntsova_grafika.docx

— 3.07 Мб (Скачать файл)

     Этот жанр  имеет много функциональных особенностей, иногда его называюткамерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичнуюстадию изучения натуры  в  период  ученичества.  Профессиональный  художникнередко  обращается  к  натюрморту  как  к  живописному  этюду  с   натуры.

Натюрморт, как не  один  из  жанров  живописи  представляет  характеристикустольких возможностей для занятий  формальными  живописными  исканиями.  Онтакже может стать самостоятельной картиной, по-своему  раскрывающей  вечнуютему искусства - тему бытия человека. Такая емкость  функций  натюрмортногожанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой  поиска  не  толькоформ и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, егопонимание и ощущение жизни, выработку своего стиля[7, с.48].

     Радость  непосредственного   общения   с   натурой,   живой   источникизобразительного искусства, в работе  над  натюрмортом  приобретает  особыйсмысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе наднатюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться  насобственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности  живописнойречи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа,  остротатех ассоциаций, которые этот образ рождает у  зрителя.  Осмысление  простыхпредметов как частица  реальности  делает  таким  этот  замечательный  жанрживописи[6, с.91].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Модель выполнения натюрморта

 

     Рассматривая  жанр  натюрморта,  можно  заметить,  что  он  отличается своеобразными принципами.  Натюрморт  становится  произведением  искусства,если художник видит  его  сюжет,  особенности  композиции  формы,  цветовуюгамму, как единое пластическое целое явление.

     По сравнению  с  тематической  картиной  или  пейзажем,  в  творческомнатюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов,  которыеможно  в  случае  необходимости  поменять  местами,  передвинуть,   изъять,наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся  композиционная  работасосредотачивается на вопросах размещения натюрморта  в  пределах  картиннойплоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы  -  ее  высоты  иширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине ицвету определяется формат и  размер  плоскости,  положение  композиционногоцентра, находятся тональное и цветовое  решение,  ведутся  поиски  наиболеевыгодной композиции, в которой  найдут  свое  решение  вопросы  равновесия,пропорциональных отношений.

     В организации  композиции используют различные виды  ритмов  - линейные, тоновые, цветовые.  Особую  роль  играют  контрасты.  Выделяя  те  или  иныеучастки изображения, они делают  их  то  более  заметными,  то  затухающими.

Произведение, построенное  на  еле  заметных колебаниях  света  и  том  без определенных   акцентирующих    внимание    зрителя    «вспышек»,    кажетсяоднообразным,  монотонным,  лишенным   живописной   выразительности. Резкозвучащие контрасты (масштабные, тоновые)  создают  напряжение,  динамику.  Впротивоположность симметрии, динамическое  изображение  строится  на  резкихсдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В  этих  случаях  ритмынаправлены на достижение зрительного равновесия масс[10, с.207].

     Ритм  организует  изображение. Заложенный   в   структурную   основу натюрморта,  он  создает  зрительный  каркас,   который   руководит   нашимзрительным восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы  соображения  сдругими, мы выделяем главные из них  и  сосредотачиваем  на  них  внимание.

Однако не любая повторяемость может создать нужный в композиции  натюрмортаритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию,  сделаетее сухой и маловыразительной. В связи с  этим  следует  избегать  нарочитойрасстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, еслисветлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться  темными.  Такоечередование вносит пестроту  и  дисгармонию  в  общую  тоновую  гамму.  Этоотносится   и   к   цветовым   построениям.   Надо   создавать   гармоничноорганизованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому[13, с.76].

     К тонкостям  поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху  и  снизу  от  группы  предметов.  Наиболее  выгоднопомещать основную грушу на втором плане,  при  этом  несколько  сокращаетсявеличина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующаяот переднего плана в глубину картинной плоскости.

      При наличии  значительного количества свободного места с той  или  иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры  оказываютсясильно смешанными в противоположную сторону. В подобных  случаях  натюрмортвыглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и темсамым нарушается композиционное равновесие.

     Мир вещей  в  натюрморте  всегда  призван  раскрывать  их  объективное своеобразие, неповторимое  качество,  красоту.  Вместе  с  тем,  это  всегдачеловеческий мир, отражающий строй  мыслей  и  чувств,  отношение  к  жизни.

Предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен  владеть  этим языком. В пучке зелени живописец выражает полноту жизни, в морской  раковине- изощренное мастерство природы, в  кухонной  посуде  -  радость  будничноготруда, в скромном цветке - целую вселенную.

     Натюрморт  -  «не  только   художественная   задача»,   но   и   целое мировоззрение. Мир вещей - это человеческий мир, созданный,  сформированныйи обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности егомотивов, жанром глубоко содержательным[9, с.127].

     Предмет быта, согретый теплотой повседневного общения с людьми, позволяет прикоснуться к их жизни более осязательно и интимно, чем этовозможно в развернутой сюжетной картине. Вещи в живописи, не всегда,конечно, выступают в «жестком» специально им посвященном жанренатюрморта Они оживляют и заполняют комнаты в живописныхизображениях интерьеров, играют иногда не меньшую роль, чем люди вжанровых или исторических сценах, наконец, они сопровождают нередкочеловека и в портрете.

      Показать  вещи вплотную, на близкое расстояние, заставить вглядеться  в них - в этом пафос натюрморта.

 

 

 

 

 

 

                  2.3. Объекты, изображаемые  в натюрморте

 

Натюрморт  -  это,  прежде   всего   предметы,   которые   организованы тематически, связаны смысловым  содержанием  и  несут  в  себе  определеннуюидею.

Их можно разделить на две больших группы: природные  предметы  (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь и т.д.) и вещи, сделанные руками человека.

Особенности природных объектов натюрморта -  их  недолговечность.  Какправило, они относятся  к  природному  миру (хотя  бывают  и  исключения).

Вырванные из естественной среды,  они  обречены  на  скорую  гибель,  цветывянут, плоды загнивают, дичь портится. Поэтому одна из функций этого  жанра- придать неизменность изменчивому, закрепить не стойкую красоту,  одержатьход времени, сделать тленное вечным.

Это   придает   натюрморту   философичность    и    глубину,    всегда привлкательные для зрителя.

Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов: металла, дерева, керамики, стекла, они относительно  стабильны,их формы устойчивы.

Отличие изготовленных вещей от природных объектов  заключается  в  той содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они в  значительнобольшей степени служат характеристикой человека и его деятельности,  вносятв  натюрморт  социальное  содержание,  дает  в  нем  место  теме  труда   итворчества.

При всем различии природных и искусственных предметов они имеют  общие черты, позволяющие органично объединить эти предметы в натюрморте. И те,  идругие являются частью интерьера, относительно невелики по размерам, гармонично сочетаются  друг  с  другом  (вазы  и  цветы,блюда и фрукты). Главное же, что объединять их - воздействие на человека.

Вводя в него изображения картин,  гравюр,  рисунков  можно  привносить элементы других  жанров:  портрета,  пейзажа  интерьера  -  создающие  новыесвоеобразные пространственные, смысловые и декоративные отношения.

Натюрморт также часто обогащается изображением росписей (на  подносах, чашках), мелкой скульптуры (бюстов, статуэток; барельефов, резьбы на  вазах)и прочее.

Богатые живописные, пространственные  и  содержательные  эффекты  даютизображение зеркал.

Кроме бытовой у вещевой есть так  называемая  знаковая  сущность.  Этаособенность очень важна, так как без учета ее невозможно понять натюрморт и его возможности.

При  раскрытии  темы  необходимо  учитывать   символическое   значение предметов,  растений,  что,  несомненно,  влияет  на  характер  натюрморта,который может быть лирическим, интимным,  торжественным  и  т.д.,  а  такжесоздает некоторую особенность, индивидуальность той или иной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Целостность образного восприятия в композиции

 

«Видеть, знать и уметь - это три ступени познания внешнего мира: от непосредственного наблюдения - обобщению и от него к практике».

Существует суждение, будто композиция  -  некая  обособленная  область свободного творчества,  существующая  сама  по  себе,  но  работа  над  нейнеотделима от восприятия натуры и начинается с развития способностей видетьнатуру  цельно,  художественно,  то  есть  композиционно.  Представление  обудущем произведение во многом зависит от того,  что  подмечено  в  натуре,заинтересовало и увлекло в ней. Чтобы подчеркнуть  существенное,  необходимотбор впечатлений. Не изображать  все,  что  попадает  в  поле  зрения,  неотносится к природе пассивно, механически срисовывая видимое.

В работе с натуры наиболее существенное, как вписанное в раму,  должновозникнуть в сознании прежде, чем на листе проведен хоть один  штрих.  Выбормотива, первое драгоценное впечатление заключает в себе то, ради чего  стоитвзяться за работу и что должно быть  замечено  сразу,  выбор  точки  зрения,определения горизонта, установление формата - все это творческий акт.

Умения чувствовать и подмечать зерно композиции является понимания  ее в самом широком плане. Сказанное непосредственно относится и к практическойстороне, начиная с замысла постановки.  Для  облегчения  выбора  композициииногда используют  видоискатель,  то  есть  маленькую,  вплоть  до  размераспичечного коробка, рамку, в которую смотрят на объект изображения  пологаятаким образом, что композиция найдена и остается только  ее  перенесите  нахолст или лист.

Иной подход: вначале  попытаться  зафиксировать  то,  что  отложить  впамяти, несколько определяющих метод, два - три пятна, самую суть того, чтозатронуто, произвело впечатление при наблюдении натуры. Здесь стоит,  преждевсего, добиться соответствующего изображению, возникшему замыслу.

Композиция должна быть не только  в  основе  начала  работы,  но  и  в дальнейшем корректироваться и совершенствоваться. Далеко  не  всегда  эскизывыполняются  в  том  материале,  в  котором   предполагается   осуществленияглавного.  Иногда  первичные  создаются  в  осуществлении  главного.  Иногдапервичные наметки создаются ограниченными средствами линией и  штрихом.  Дляпредварительных  композиционных  набросков  недостаточно  одного  линеарногорешения. Надо  обладать  развитым,  воображением,  чтобы  на  основе  эскизапредвосхитить колористический строй.

Самостоятельные   постановки   натюрмортов    способствуют    развитиюкомпозиционного  мышления  и  создание  композиций   на   основе   случайнопоставленных предметов. При этом, сравнивая  предметы,  следует  стремитьсянаиболее  рельефно  искать  созвучие  схожих  форм.  И  конечно  постоянныеупражнения в непременной связи изображения с форматом.

Как просто и вместе с тем как дорого пронести от начала до  завершения эскиза  первое  яркое  ощущение  натуры.  Когда  при  восприятии  подлинныхпроизведений искусства всегда восхищает общее впечатление.

Мы любуемся красотой художественных  средств,  передающих  содержание, даже не  пытаясь  в начале  познать  тайну  их  воздействия.  И  лишь  придальнейшем рассматривании начинаем постигать композиционную  слаженность  ицельность образного строя.

Вот эта цельность замысла, когда говорят не убавить, ни прибавить, привсех различиях подчерков художников и является их объединяющим признаком.

Опыт указывает  на  положительное  влияние  кратковременных  рисунков, этюдов, когда при ограниченном времени  надо,  не  упираясь  глазом  в  одинпредмет, успевать постоянно сравнивать основные формы  изображения;  охвативих и окружение единым взглядом. Это первостепенное, необходимое  качество  -чувство целого отличает не только произведение  изобразительного  искусство,но и характеризует высокий замысел,  будь  то  музыкальное  или  поэтическоепроизведение,   архитектурный   ансамбль.   Развивая,   способность   цельновоспринимать натуру влияет на создание единого замыслов композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Композиционные особенности натюрморта

Информация о работе Ход работы над натюрмортом