Искусство Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3-5
1. Искусство этрусков………………………………………………...6-9
2. Искусство Рима эпохи Республики………………………………10-12
3. Искусство Рима Ранней Империи……………………………......13-16
4. Искусство Рима 2 века н.э...………………………………………17-22
5. Искусство Рима 3 века н.э…...……………………………………23-28
6. Искусство позднего Рима ………………………………………...29-32
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Искусство Древнего Рима.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Римляне, как греки и  этруски, были язычниками. Но их религия, а отсюда и художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие — более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозные представления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые основы строительной техники. Уже в эпоху Республики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец.

Во II в. до н. э. греческий  язык стал обычным в высшем обществе. Произведения греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с  прославленных греческих произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным.

Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед  за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, Аппиевой (ее строительство в IV в. до н. э. начал Аппий Клавдий), римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья.

Со II в. до н. э. римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся  на десятки километров акведуки, ибо  снабжение Рима водой с Альбенских гор из-за непригодности воды из Тибра было одной из главных задач. Остатки каменного акведука со свинцовыми и глиняными трубами, по которым шла чистая вода в город, и по сей день сохранились в окрестностях Рима. В период Империи водой десятка акведуков снабжались термы, фонтаны, дома горожан.

Открытие нового строительного  материала — бетона дало новые  конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. Снаружи здание облицовывалось мрамором или камнем. В культовом зодчестве римляне использовали либо тип греческого периптера, по-этруски модифицируя его в псевдопериптер (располагали его на высоком подиуме с лестницей и делали углубленный портик, а колонны храма превращали в полуколонны, не имеющие конструктивного значения), либо тип ротонды, круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами, как например, храм на так называемом Бычьем рынке в Риме (I в. до н. э.) с 10-метровыми коринфскими колоннами.

Во времена Республики центральной площадью Рима — Форумом, где кипела вся деловая, торговая и политическая жизнь великого города,— было место между холмами Капитолий и Палатин. Здесь размещались основные общественные здания — сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы (в одном из них хранилась казна), трибуна, с которой выступали ораторы. Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным горожанам Рима. Размеры Форума в I в. до н. э. были 160х80 м, но облик его менялся во времени. Храмы наполнялись греческими скульптурами и другими предметами искусства, вывозимыми завоевателями отовсюду, в основном из городов эллинистического мира. В 55—52 гг. до н. э. на Марсовом поле был построен театр Помпея — уже самостоятельное здание, а не скамьи под открытым небом.

Римский скульптурный портрет  — одно из самых величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульптуры, ставившей  своей задачей создание идеально прекрасного образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели. «Истоки римского портрета лежат в этрусском погребальном портрете и в древних обычаях самих римлян ставить в домах портретные изображения предков хозяина дома. Восковые отливки этих портретов-масок (или гипсовые слепки) хранили дома, несли в погребальных процессиях. Подобный обычай научил римских скульпторов точной передаче черт человеческого лица. Трезвый, объективный, рациональный ум римлян способствовал развитию именно портретного жанра.» [4. С. 36] Бронзу как основной скульптурный материал сменил в I в. до н. э. мрамор, и первые мраморные портреты характеризуются некоторой жесткостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но с течением времени натуралистичность уступает художественному обобщению. В статуе в рост римляне решили другую проблему — образ делового человека, оратора, гражданина Республики. Его поза проста и естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу, отсюда условное название таких фигур — «тогатус».

 

 

 

 

 

 

 

3. Искусство Рима  Ранней Империи

В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римское искусство переживает свой "золотой век".

При Августе внешний облик  Рима изменился. Было возведено много  больших храмов, терм, базилик. Был создан новый форум. Римляне осознали полноту власти над другими народами и стремились великолепием архитектуры подчеркнуть силу Империи. Начинают перестраивать и воздвигать новые водопроводы, акведуки, огромные термы. Застраивается Марсово поле. Создаются портик Аргонавтов с базиликой Нептуна, не дошедший до нашего времени Пантеон, огромный с озером и каналом парк Агриппы со множеством статуй и географической картой в портике.

Воздвигается и освящается форум Августа. Он был задуман  и построен как культовый центр  с парадными залами для встреч, бесед и собраний. Форум представлял  собой огромный прямоугольник, который  окружала стена длиной по периметру  около 450 м. Снаружи поверхность стены  была расчленена на три яруса, увенчанные карнизами. Вход в форум образовывала полукруглая арка, изнутри стена  была украшена. В глубине площади, на высоком подиуме, стоял храм Марса  Мстителя со входом лишь с одной стороны и глубоким богато украшенным портиком, колонны которого в два раза превышали колонны Парфенона. Стены и подиум храма были облицованы белым мрамором.

Множество зданий строиться  и в римских провинциях, в частности  на юге Франции, где Август основал  колонию.

Большое место в жизни  римлян занимали зрелища. Театры, здания для концертов, амфитеатры были обязательны для античного города. Во времена Августа в Риме было три каменных и множество деревянных театров. Сохранился в руинах лишь театр Марцелла (ок. 14 г. до н.э.) выстроенный из травертина и вмещавший до 14 тысяч зрителей. Места располагались на специально возведенных, постепенно возвышающихся концентрическими полукругами стенах.

В этот период окончательно формируются типы триумфальных арок. Их ставят в различных городах Империи не только по случаю триумфа, но и в честь какого-нибудь торжественного события.

Продолжается строительство  акведуков, мостов и дорог. Мост в  Римини начала 1 в. н.э. функционирует  и в настоящее время.

«Необычны по формам гробницы этого времени. Грандиозный мавзолей Августа 28 г. н.э. был воздвигнут на левом берегу Тибра и представлял собой цилиндр, увенчанный высоким земляным холмом диаметром 80 м. На его вершине росли деревья и стояла статуя Августа. В центре круглой камеры находился толстый опорный столб, и кольцевые стены создавали пять концентрических помещений.» [5. С. 153]

Особое место в истории  мирового искусства занимает портретная пластика Рима. Древний римский портрет  достигал небывалой остроты и  художественной правды. Греческие художники  выражали индивидуальный облик эмоциональным  состоянием, в то время как римские  скульпторы-портретисты воспринимали человека как неповторимую индивидуальность, точно фиксируя внешние физиономические  особенности, показывая неповторимый характер человека с которого писался  портрет.

Римляне хранили портреты предков в парадных комнатах - атриумах, в особых шкафах или нишах - лариях. Скульптурные головы из гипса, воска, терракоты, а позже из мрамора, укреплялись на подставках с надписью, сообщающей имя и гражданские доблести предка. Таким образом составлялись целые галереи. Но особым правдоподобием отличались только голова и лицо, фигуре скульптор не придавал значения. Это определяет способ изготовления большинства римских статуй: в готовую стандартную фигуру вставлялась портретная голова.

Римляне изображали и женщин, один из них - портрет жены Августа  Ливии. Получают распространение портреты детей. Римские скульпторы первыми  обратили внимание на лицо ребенка. Причина  такого внимания больше деловая, нежели художественная, так как изображения были наследников императора.

В изобразительном искусстве  в период правления Августа господствовал  стиль классицизма. Римские мастера  следовали канонам греческого классического  искусства 5-4 вв. до н.э. Идеализация  черт лица, величавая сдержанность жеста, отсутствие сильных эмоций, спокойствие - наиболее типичные черты августовского  классицизма в пластике и живописи.

Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. Дома богатых римлян украшали великолепными стенными росписями. В декоративной живописи уже во втором десятилетии 1 века до н.э. вместо живописных декораций, имеющих цель иллюзорно  раздвинуть действительную плоскость  стены, появляются росписи, которые  украшают стену, не нарушая ее плоскости. Декоративные композиции еще одного стиля состоят из многочисленных легких ажурных сооружений типа трельяжей  и беседок, из небольших картинок в рамках, помещенных на гладкую  однотонную поверхность, расчлененную не монументальными колоннами и пилястрами, а тонкими, обвитыми гирляндами и лентами колоннами, т.н. "канделябрами" или орнаментальными полосами.

Излюбленной темой стенных  картин этого периода являются греческие  мифы. Римские художники также  используют образцы греческого искусства, но создают произведения римского классицизма.

«Станковый живописный портрет уже со времен Римской республики был очень распространен. Но в течении 1 века н.э. живописный портрет теряет в Риме прежнее значение. Только в восточных провинциях портрет продолжал процветать, свидетельством чего являются фаюмские портреты.» [3. С. 227]

Типичной формой римского живописного портрета является тондо (круг). Эта форма идет от древнейшего обычая вставлять восковую отливку, сделанную по посмертной маске, в широкую круглую раму.

Римская живопись также разрабатывала  пейзаж, сделала его составной  частью фигурных композиций. Высочайшего  расцвета в античном мире достигло искусство перспективного построения. Меньше внимания в этот период уделялось выразительности лица. Лица героев мифологических картин и портретов, как правило, спокойны и строги, что соответствует общему стилю искусства. Господствует линеарная манера письма. Больше внимания уделяется четкому контуру, резко обрисованным складкам одежды. Фигуры располагаются на плоскости картины свободно, они выделяются на фоне как статуи, редко образуют связанные друг с другом группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Искусство Рима 2 века н.э.

Для Римской империи 2 в. н.э. был  периодом роста ее территории, подъема  культуры и искусства и одновременно периодом усиления внешних и внутренних противоречий римского рабовладельческого государства. Близился социальный и политический кризис римской рабовладельческой державы. Этот кризис нашел свое отражение в идеологии и культуре рассматриваемого периода, в распространении мистических восточных культов, например культа египетской богини Исиды, иранского божества Митры, в возникновении христианства.

Император Траян (98 - 117), один из самых  талантливых полководцев и правителей, успешными войнами с даками на Дунае и с Арменией и Парфией в Азии добился нового притока рабов, пополнения государственной казны и нового расширения границ, на некоторое время притупив тем самым остроту наступавшего кризиса.

Архитектура времени Траяна, продолжая  традицию времени Флавиев, обращается к наследию эллинизма.

Энергичная строительная деятельность Траяна связана главным образом  с именем одного из наиболее выдающихся архитекторов Древнего Рима — Аполлодора Дамасского. Он состоял официальным архитектором и инженером Траяна.

Аполлодором был построен форум Траяна со всеми сооружениями на нем. Это самый большой и роскошный из императорских форумов, наиболее зрелый по архитектурному решению. Входом в него служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор (120 X 120 м) с портиками, за которыми боковые стены образовывали два полукружия; двор замыкала пятинефная базилика Ульпия, за ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек — латинской и греческой — и колонной Траяна между ними. В глубине площади, на той же продольной оси уже после смерти Траяна был построен храм, посвященный ему, как обожествленному императору.

К северо-восточному полукружию площади  примыкал рынок с пятиэтажными монументальными  торговыми зданиями, руины которых  сохранились до нашего времени. Рынок  Траяна интересен по своим архитектурным  конструкциям с применением бетонно-кирпичной  техники. В главном зале рынка  применен трехпролетный крестовый свод.

«Из построек форума лучше всего сохранилась колонна Траяна (общая высота 38 м). Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка; общая длина рельефа около 200 м, число изображенных на нем фигур — до 2500. На рельефе представлены походы Траяна в Дакию. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна.» [6. С. 233] Внутри колонна полая; в ней проходит винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены. В 16 в. статуя Траяна была снята и заменена статуей апостола Петра.

Рельефы колонны Траяна представляют пример специфически римского скульптурного  жанра — повествовательного исторического  рельефа, в котором римская наблюдательность и склонность к назидательности  находят свое полное выражение. История  победоносных войн римлян с даками развернута в неторопливом повествовании. В изображениях подчеркивается мощь римского войска, во главе которого во всех наиболее трудных положениях находится Траян. Изображение Траяна помещено на колонне девяносто раз.

Информация о работе Искусство Древнего Рима