Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:48, реферат
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества.
Введение……………………………………………………………….3-5
1. Искусство этрусков………………………………………………...6-9
2. Искусство Рима эпохи Республики………………………………10-12
3. Искусство Рима Ранней Империи……………………………......13-16
4. Искусство Рима 2 века н.э...………………………………………17-22
5. Искусство Рима 3 века н.э…...……………………………………23-28
6. Искусство позднего Рима ………………………………………...29-32
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Учреждение высшего
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ)
Кафедра «Музеологии и истории культуры»
Студент Андон Ю.П.
гр. МЗ-113
Искусство Древнего Рима
Руководитель:
Доц. Барашев М.А.
Владимир. 2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Искусство этрусков………………………………
2. Искусство Рима эпохи Республики………………………………10-12
3. Искусство Рима Ранней Империи……………………………......13-16
4. Искусство Рима 2 века н.э...………………………………………17-22
5. Искусство Рима 3 века н.э…...……………………………………23-28
6. Искусство позднего Рима ………………………………………...29-32
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.
Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в., по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.
В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллинов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и форм — не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие, исторические события. Римский мастер, в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Это может быть объяснено не только спецификой собственно римского склада мышления, но и уже сложившейся традицией — развившимся в практике эллинизма тяготением античного художника к возможно более адекватному воспроизведению жизненных образов. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым у римлян было и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. Интерколюмиии допускали к стенам храма не только подходивших к нему людей, но и пространство в целом, весь окружавший его мир. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось, напротив, замкнутым формам. Зодчие любили псевдопериптеры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Человек, приблизившийся к Пантеону не со стороны портика, оказывался около глухой стелы крепостного типа. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинских городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.
Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластические формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Если греческие мастера сознательно порывали с конкретной неповторимостью черт ради передачи широко понимаемой сущности портретируемого — поэта, оратора или полководца, то римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.
Система римских архитектурно-
1. Искусство этрусков
«В северной и центральной частях Апеннинского полуострова жил народ, именовавший себя расенами. Греческое их название «тиррены», а латинское – «туски», или «этруски». Расены были загадкой уже для римлян, остались ею и для нас. … Есть версия, что расены происходят из Малой Азии, тогда они родственники индоевропейцев хеттов» [6. С.229]
До сих пор ученые не раскрыли многих загадок этрусков. Неизвестно, откуда пришел этот народ в Италию, к какой расе он относился. Многие надписи на памятниках так и не удалось расшифровать, хотя этруски использовали греческий алфавит.
Расцвет культуры этрусков пришелся на то время, когда в Греции царило эпоха архаики. «Этрурия была мощной морской державой. «Народы моря», как называли этрусков древние писатели, наводили страх на средиземноморских торговцев и моряков.» [1. С.118] Римом первоначально управляли этрусские цари, хотя вскоре их оттеснили римляне.
Представление об архитектуре этого государства дают главным образом некрополи, которые археологи обнаружили возле городов Этрурии – Вертулонии, Церы, Популонии, Вульчи и др. Города мертвых, состоящие из множества величественных гробниц, играли для этрусков не меньшую роль, чем для древних египтян.
В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. В памятниках монументальной и камерной скульптуры средством для этого служили пластические объемы, сюжетные композиции, украшавшие храмы, гробницы, саркофаги, погребальные урны, культовые и бытовые предметы — треножники, цисты, зеркала. Этрусские скульпторы создавали портретные образы, знаком был им и рельеф различных видов — низкий и высокий. Отпечаток художественного мастерства этрусков сохранила керамика, очень своеобразная по формам, украшавшаяся как рельефными, так и живописными изображениями. Этрусские торевты делали из драгоценных металлов серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы и пр. Резчики по камню создавали на инталиях-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции, умело соотнося характер врезанного рельефа с формой небольшого цветного камня. Особенное значение имеют для науки и искусства этрусские погребальные росписи, дающие представление о характере античной живописи первого тысячелетия до п. э.
В живописи гробниц использовались минеральные краски разных цветов, преимущественно теплых тонов.
Большинство этрусских гробниц найдены в XIX столетии, причем не профессиональными археологами, а любителями и охотниками за сокровищами. Так, патер Реголини и генерал Галасси открыли одно из самых интересных захоронений в Цере. Гробница представляет собой сооружение из плит, вытесанных из туфа, в виде длинного коридора со сводом в форме пирамиды. К средней его присоединены две круглые камеры. Когда они зашли в гробницу, они увидели на ложе тело женщины в богатых одеждах. На сосудах, стоящих рядом, исследователи прочитали ее имя – Лартия. К сожалению, воздух, проникший вместе с ними в помещение, мгновенно превратил тело Лартии в прах.
«Гробницы этрусков имели круглую форму: в древности круг символизировал небо. Потолок гробницы представлял собой свод, образованный рядами нависающих друг над другом камней.» [5. С. 141]Хотя такой ложный свод фактически не опирался на стены, он был достаточно крепким. Поэтому не совсем ясно, с какой целью во многих гробницах ставился столб в середине погребальной камеры. Возможно, он имел символическое значение, представляя собой так называемую космическую ось, соединяющую небесное пространство с земным и подземным.
На близость к египетской культуре указывает и форма многих гробниц, представляющих собой насыпанные курганы, по форме отдаленно напоминающие пирамиды египетских фараонов.
К великому сожалению, не сохранилось ни одного храма, построенного этрусками. В отличие от гробниц они сооружались из кирпича – сырца или дерева, поэтому не могли быть долговечными. Но то, как выглядели эти храмы, известно: они имели квадратную форму и с трех сторон окружались колоннами. Этрусский храм стоял на подиуме. Через портик открывался вход одновременно в три храмовых помещения. В основе подобных сооружений лежал ордер, называемый тосканским или этрусским. Он являлся вариантом дорического ордера но, в отличие от последнего, имел более массивные пропорции и базу.
С традициями этрусской архитектуры
связан италийский тип жилого дома.
Его композиционным центром является
атрий – большой зал с
Крыша этрусского храма украшалось ярко раскрашенными терракотовыми масками сатиров, силенов, менад, Медузы горгоны. Они предназначались для отпугивания нечистой силы – злых духов и демонов, которые могли проникнуть в храм.
Боги Этрурии разделялись на несколько триад, главной среди них была триада , состоящая из Тинии, Уни и Менервы, анологичных Зевсу, Гере и Афине в Греции и Юпитеру, Юноне и Минерве в Риме.
«Именно этруски создали первый римский храм, который жители Древнего Рима считали главной своей святыней, - храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Он был построен из недолговечных материалов, поэтому римляне постоянно ремонтировали его. Тем не менее, сооружение в целости и сохранности простояло довольно долго, до V в. н. э., когда вождь вандалов Гензерих сорвал с храма часть его позолоченной крыши.» [1. С. 134]
Благодаря этрускам у римлян появилась и эмблема – статуя легендарной волчицы, вскормившей основателей Великой империи – Ромула и Рема. Талантливые этрусские мастера отлили ее из бронзы.
Известно, что жители Этрурии одними из первых среди других народов начали создавать города с регулярной планировкой. Этруски обладали прекрасными инженерными способностями. Они строили мосты, арки, дороги. Об их архитектурных талантах говорят ворота, игравшие огромную роль в жизни этрусков: они являлись завершением крепостных стен и защищали от вторжения чужеземцев. Таковы ворота, называемые аркой Августа в Перудже. Над пространством арки между колоннами размещены щиты – символы неба.
Период, когда талантливые мастера – этруски строили храм на Капитолийском холме и создавали бронзовую волчицу, стал завершающим в их истории. К этому времени былое могущество Этрурии осталось в прошлом. Близость конца отразилось и в искусстве, более мрачном и трагичном, чем прежде. Гробницы, как и раньше, походили на жилища живых – дома с предметами быта, одеждой, оружием. Но теперь эти вещи стали попросту бутафорскими, их нельзя взять в руки, отделить от стен, с которыми они составляют единое целое.
К III в. до н.э. большинство городов Этрурии находились уже под властью Рима. Римляне заселяли земли, на которых с давних времен жили этруски, постепенно смешавшиеся с римским населением и забывшие свой язык.
Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н. э. Архитектура, бронзовое литье, каменная скульптура, многокрасочные фрески этрусков лежали в истоках римского изобразительного искусства. Кроме италиков и этрусков, на римских зодчих, ваятелей, живописцев, несомненно, оказывали сильное воздействие и греческие мастера, работавшие на юге Апеннинского полуострова в городах Великой Греции.
2. Искусство Рима эпохи Республики
«В IV—III вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский полуостров, в III—II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все Восточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощное военно-административное государство, ввели твердую упорядоченность в свой быт, напоминавший быт казармы.» [4. С. 33] Постоянный приток рабов из пленных давал дешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратилась очень скоро в могущественную рабовладельческую державу древнего мира. Но на протяжении всей истории существования Римскую республику сотрясали восстания рабов, гражданские войны, борьба за власть, что и привело к падению Республики и возникновению империи.