Искусство Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3-5
1. Искусство этрусков………………………………………………...6-9
2. Искусство Рима эпохи Республики………………………………10-12
3. Искусство Рима Ранней Империи……………………………......13-16
4. Искусство Рима 2 века н.э...………………………………………17-22
5. Искусство Рима 3 века н.э…...……………………………………23-28
6. Искусство позднего Рима ………………………………………...29-32
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Искусство Древнего Рима.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Саркофаг с изображением проповедующего философа из Латеранского музея (Рим) является следующим этапом развития рельефа; композиция приобретает строго симметричный характер: в центре восседает философ в тоге, с развернутым свитком в руках, по сторонам — две женщины в широких одеждах и трое мужчин. Лица индивидуальны и, видимо, портретны, им уделено внимание, но связь между изображенными слабеет; появляется застылость в самих фигурах и в трактовке складок одежды.

Последний этап большого строительства  в Риме относится к началу периода  домината. Напряженное политическое положение, требования обороны привели  к возникновению сооружений крепостного  типа. Императором Аврелианом (270 - 275) были воздвигнуты из кирпича и бетона городские оборонительные стены Рима (длина 19 км, высота 10 - 5 м, толщина 1,2 м) с контрфорсами и башнями. К фортификационным сооружениям 3 в. относятся городские ворота в Трире (Порта Нигра). Два сводчатых пролета ворот фланкированы двумя большими, закругленными с фасада башнями в четыре яруса, соединенными двухъярусной галлереей, возвышающейся над пролетами. Ворота сложены из крупных блоков плотного серого известняка, положенных насухо. Массивные полуколонны и сильно выступающие карнизы подчеркивают прочность ворот.

Само жилище императора мало-помалу приобретает характер укрепленного замка. Знаменитый дворец Диоклетиана  в Сплите в Далмации (305 г.) на берегу Адриатического моря воспринимается как  дворец-крепость. Это огромный дворцовый  комплекс (215x118 м), в основу которого положен принцип планировки римского военного лагеря. Внешние стены дворца являлись одновременно крепостными  стенами с башнями и воротами. Во внутренней части комплекса были распланированы оформленные портиками  улицы и располагались различные  сооружения — корпуса для гвардии, провиантский склад, четырехколонный храм, мавзолей Диоклетиана, круглый внутри и восьмигранный снаружи. Новым архитектурным мотивом явилось применение во дворце Диоклетиана аркады на колоннах, а не на столбах, как это было раньше. Этот тип аркады был широко использован в архитектуре последующих эпох.

Диоклетианом были выстроены  самые большие в Риме термы, вмещавшие 3000 человек.

Последним монументальным произведением  римской архитектуры является базилика Максенция (306 - 312 гг.). Базилика делилась на 3 нефа: широкий средний (35 м) и 2 более узких; в длину базилика имела 101м. Средний неф был перекрыт тремя крестовыми сводами, которые поддерживались контрфорсами и опирались на 8 могучих столбов. Средний неф значительно выше боковых; это дало возможность осветить его, поместив окна на продольных стенах, над крышей боковых нефов. При преемнике Максенция, Константине, базилика была переделана: главный вход поместили на продольной стене, а на противоположной была выведена апсида.

«Базилика Максенция является прототипом позднейших христианских базилик, в ней уже имеются те решения сводчатых каркасных зданий, которые развиваются в Западной Европе в Средние века.» [5. С.166]

В начале 4 в., в 315 г., была сооружена арка Константина. Это трехпролетная арка, украшенная по обеим сторонам 4 коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент; над колоннами поставлены статуи пленников. Арка завершается аттиком с надписью и рельефами. Все сооружение почти сплошь покрыто рельефами. Значительная часть их перенесена с более ранних памятников (фигуры пленников и ряд рельефов, вероятно, сняты с арки Траяна). Рельефы 4 в. свидетельствуют о крайнем огрублении техники и композиционного мастерства: в них применено условное разделение на зоны, заполнение всего пространства фигурами, что превращает рельефы в подобие ковра и разрушает тектонику постройки. В новейшей литературе высказано предположение, что арка Константина является переделкой более ранней арки, чем объясняются ее строгие пропорции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Искусство позднего  Рима

Четвертый век — время  все усиливавшегося разложения Римской  империи. Рабовладельческий способ производства уже изживал себя. Торговля находилась в упадке, и вместе с  ней падало экономическое значение городов. Ведущая роль в экономике  перешла к крупным земельным  поместьям. Колоны прикреплялись к  земле и постепенно превращались в крепостных. Зарождались элементы феодального способа производства.

Социальные изменения  нашли свое отражение в культуре и искусстве. Особенно показательны памятники портретного искусства  этого периода. Идея неограниченной власти монарха воплощалась в  колоссальных статуях и бюстах императоров, подавляющих зрителя своими размерами, преувеличенной монументальностью  условно трактованных форм (статуи и бюсты императоров Константина, Валентиниана и др.). Условность и схематизация достигают своего предела в портрете Максимина Дазы, где лицо человека уподобляется орнаментально трактованной маске. Выбор материала (красного порфира) еще более усиливает абстрактность образа. Одухотворенность этих образов — чисто отвлеченная, она проявляется только в огромных широко раскрытых глазах — мотиве, который получит широкое распространение в образах средневекового искусства.

Римское искусство 4 - 5 вв. развивается  уже в условиях господства христианской религии.

«Строительство христианских храмов могло начаться только с первой половины 4 в. н.э., после эдикта Константина о свободном вероисповедании христианства. Тот факт, что уже в правление Константина были выработаны в своих основных чертах типы христианских культовых построек, объясняется тем, что зодчие этого времени в значительной мере использовали многие из принципов римской дохристианской архитектуры.» [1. С. 250]

Основной тип раннехристианского культового здания — продольно вытянутый  храм, так называемая базилика, восходит к эллинистическим и римским  базиликам, зданиям светского характера. В соответствии с новым культовым  назначением постройки тип базилики получает у зодчих 4 - 5 вв. совершенно иное образное истолкование.

«К наиболее известным римским раннехристианским храмам принадлежит трехнефная базилика Санта Мария Маджоре (святой Марии Великой) и огромные пятинефные базилики Сан Пьетро (не сохранилась) и Сан Паоло фуори ле мура (святого Павла за городскими стенами). Перестроенные в позднейшие века, эти храмы все же сохранили во многом свой первоначальный облик.» [7. С. 99]

Значение выработанного  в позднем римском зодчестве  базиликального храма для последующей истории архитектуры было чрезвычайно велико. Распространившаяся по всей Римской империи римская базилика стала исходным пунктом для формирования основного типа христианского храма уже на новом историческом этапе - в эпоху средневековья - на Ближнем Востоке, в Византии, в странах Центральной и Западной Европы.

Другой созданный в  раннехристианском зодчестве тип  центрических культовых построек, воздвигавшихся обычно над могилами мучеников или  членов императорской семьи и  потому имевший характер мавзолеев, в большей мере связан с античной традицией, с выработанными в  римской архитектуре принципами круглого храма. Уже сам центрический тип постройки означает ее более гармонический характер в сравнении с динамическим решением базиликальных церквей. В мавзолее Констанцы, дочери императора Константина (ныне — церковь Санта Констанца), круглая аркада, опирающаяся на сдвоенные колонны, несет купол, покоящийся на сравнительно высоком барабане. Вокруг аркады идет галлсрся (обход), свод которой нейтрализует боковой распор купола. Но и в этой постройке заметен контраст между нарочито невыразительной внешней архитектурой здания и изощренным композиционным решением интерьера. Что касается интерьера, то и здесь контраст сильно освещенного через окна барабана подкупольного пространства с остающимся в тени обходом, противопоставление толстых, прорезанных глубокими нишами стен обхода и хрупкой, круглой двойной колоннады, благодаря которой взлет купола кажется особенно легким, снова рождают — хотя и в смягченном виде — тот эффект дематериализации архитектурных форм, ощущение порыва, которые так характерна для базиликальных построек. Техника мозаики в наибольшей мере соответствовала задачам, стоявшим перед украшавшими раннехристианские храмы художниками. Своеобразная лучистость мозаики, светозарный характер ее красок способствовали дематериализации фигур, ослаблению их реальной ощутимости, усиливали одухотворенность образов. С другой стороны, мозаика создавала Эффект ослепительного богатства, придававшего мозаичным изображениям подчеркнуто репрезентативный характер.

Самой ранней из дошедших до нас храмовых мозаик является относящаяся  к середине 4 в. мозаика обходной галлереи мавзолея Констанцы. Здесь на белом фоне раскинулись виноградные лозы, между которыми расположены сцены сбора винограда; в небольших круглых медальонах — амуры, овны, голуби; имеются также изображения цветов и плодов. Все эти изображения имеют иносказательный, отвечающий христианской символике смысл, но в изобразительном илане они во многом сохраняют близость к античной реалистической традиции.

Иной характер имеет апсидная мозаика в церкви Сайта Пуденциана (4 в.). Христос представлен здесь па троне в окружении апостолов на фоне сказочных строений небесного Иерусалима. В облаках изображены символы четырех евангелистов — крылатые полуфигуры ангела, льва, быка и орла; над головой Христа — огромный крест. В этой мозаике христианская догматика причудливо смешивается с античной традицией: Христос, представленный в качестве вседержителя, напоминает античные изображения Юпитера, образы ангелов индивидуализированы, фигуры их трактованы с большой пластической выразительностью. Колористическое решение мозаики Сайта Пуденциапа богатством и разнообразием сильных цветовых звучаний заставляет вспомнить мозаики эллинистической эпохи.

В мозаичных композициях  позднейшего времени, например в  церкви Сайта Мария Маджоре, выполненных в 5 в., все более нарастают черты схематизации и отвлеченности образов, все явственнее становятся принципы, характерные уже для искусства следующего исторического этапа, — эпохи средневековья.

«Новые идеи и формы, выработанные в искусстве позднего Рима, после распада Западной римской империи и захвата Рима «варварами», нашли свое продолжение в искусстве Византии.» [4. С. 45]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Римское искусство завершает  собой многовековой путь, начатый  эллинской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведение — не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. «Аудитория» у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и североафриканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему людей различных сословий, рас, общественных положений.

Но в древнем Риме формировались  не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен.

В европейском искусстве  древнеримские произведения часто  служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и  керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Дмитриева Н.А., Акимова  Л.И. Античное искусство: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988. – 256 с.

2. Дмитриева Н.А. Краткая  история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 3-е изд., доп. – М.: Искусство, 1985. – 319 с.

3. Иллюстрированная энциклопедическая  библиотека: Древний Рим /Под редакцией В. Бутромеева. – М.: Современник, 1997. – 544 с.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – 3-е изд., перераб. и доп. -  М.: Высш. шк., 2005. – 368 с.

5. Энциклопедия для детей.  Т. 7. Ч.1. Архитектура, изобразительное  и декоративно-прикладное искусство  с древнейших времен до эпохи  Возрождения. – 2-е изд., испр./Глав. ред. М.Д. Аксёнова; Отв. ред. Н. Майрусян, Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 688 с.

6. Энциклопедия для детей. Том 21. Ч. 2. Культуры мира / Ред. коллегия: М.Аксёнова, Е. Ананьева, М. Боярский и др. – М.: Аванта +, 2005. – 640 с.

7. Янсон Х. В., Янсон Э. Ф.. Основы истории искусств. – М.: ИКАР, Harry N. Abrams, 1996 г. – 512 с.

 


Информация о работе Искусство Древнего Рима