Искусство индейской маски Северной Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Резюмируя все сказанное ранее, я поставил для себя несколько вопросов, на которые должен дать ответы. Итак, вот они:
- каким образом маски появились в жизни и культуре этого народа;
- мифы и легенды, связанные с масками;
- какое место занимали маски в бытовой, культурной, религиозной и военной жизни индейцев;
- виды масок;
- какие материалы и основные методы использовались для создания масок;

Содержание работы

I. Введение.




II. Основная часть. Искусство индейской маски Северной Америки.


Культура и быт племен Северной Америки.

Индейская маска в Северной Америке.



III. Заключение. Актуальность и значимость индейской маски.




IV. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

САМ РЕФЕРАТ.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Костромской Государственный  Технологический 

университет

 

 

 

 

 

кафедра ТХОМ и ТС

 

 

 

 

 

реферат на тему:

 

 

 

Искусство индейской  маски Северной Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Егоров Сергей

07-ТХМ-5

Проверил:

Егорова М. Г. 

2009 г.

 

Содержание.

 

 

 

I. Введение.

 

 

                 

                      

II. Основная часть. Искусство индейской маски Северной Америки.

 

 

      1. Культура и быт племен Северной Америки.

 

      1. Индейская маска в Северной Америке.

 

 

 

III. Заключение. Актуальность и значимость индейской маски.

 

 

 

 

IV. Список использованной литературы.

 

 

 

 

V. Иллюстрации масок.

 

I. Введение.

 

Я выбрал тему «Индейские маски», так  как с самого детства я был  заинтересован жизнью, историей, а  также культурой коренных народов  нового света. Прошло столько много  лет с покорения Америки европейцами, но до сих пор ученые не приходят к единому мнению по множеству вопросов, касаемых этих удивительных людей – индейцев. Когда узнаешь как много люди добились в развитии культуры и искусства, то просто невозможно относиться к этому равнодушно и без интереса. Исходя из этого я просто не мог не выбрать тему, связанную с коренными американцами. Поэтому из всех их традиционных видов декоративно-прикладного искусства я выбрал маски, как тему самую интересную (на мой взгляд) и до конца не исследованную. Думаю, что это важно и интересно не только для меня, но и для многих интересующихся искусством людей.

Резюмируя все сказанное ранее, я поставил для себя несколько  вопросов, на которые должен дать ответы. Итак, вот они:

- каким образом маски появились в жизни и культуре этого народа;

- мифы и легенды, связанные  с масками;

- какое место занимали маски  в бытовой, культурной, религиозной  и военной жизни индейцев;

- виды масок;

- какие материалы и основные  методы использовались для создания  масок;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть.

Искусство индейской маски.

 

1. Культура и быт племен Северной Америки.

 

Культура Америки ассоциируется  у большей части читателей  либо с небоскребами Манхэттена и статуей Свободы, либо с Диснейлендом, в лучшем случае - с плясками и пением независимых и гордых индейцев прерий, стреляющих без промаха и не знающих пощады. Но есть и другая Америка - страна провидцев и поэтов, художников и великих интеллектуалов, страна фантастических цивилизаций, в ряде вопросов превосходящих цивилизацию Европы.

Традиционно считается, что Америка  не является областью прародины человечества - там нет и не было древнейших ископаемых людей, и заселялась она людьми современного вида через существовавший 28-30 тысяч лет назад сухопутный мост между Аляской и Чукоткой - так называемую Берингию. Это был древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива. Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н.э. и имела несколько независимых друг от друга волн. Именно с этого момента начинается отсчет истории американской культуры. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

Современная академическая наука считает, что древние обитатели материка принадлежали к протомонголоидной или протоазиатской группе, генетически связанной с алтайскими, финно-угорскими, сино-тибетскими народами. Это утверждение базируется на лингвистических данных и антропологических признаках аборигенов - прямые жесткие волосы, слабый третичный волосяной покров и т. п.

Ко времени открытия и завоевания континента европейцами его территорию населяли многочисленные коренные народы. Их общая численность равнялась примерно 15-20 миллионам. В результате ошибки первых мореплавателей, принявших открытые ими земли за Индию, начиная с XVI в. эти народы стали называться индейцами. Как правило, сами аборигены зовут себя иначе - самоназвания племен в большинстве случаев образованы от местных географических названий.

До европейской колонизации (она началась в XVI веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна реки Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

 

Племена

арктической зоны.

Северную часть континента населяло большое количество племен и народов, находящихся на стадии первобытности. Первые стоянки собирателей и бродячих охотников, владевших огнем и каменными орудиями, обнаружены в Техасе, Неваде, Калифорнии (Льюисвилл, Тьюл-Спрингс, остров Санта-Роса) и в районе Сандиа (25-15 тыс. до н. э.), а более поздние — в Кловисе (1500 9 тыс. до н. э.) и в Фолсоме (9000-7000 тыс. до н. э.). Поселки земледельцев в Аризоне и Нью-Мексико датируются 7-6 тыс. до н. э.

К XVI в. уровень развития североамериканских народов был неодинаков: они находились на различных стадиях развития первобытного общества. По местам обитания их можно подразделить на несколько групп. К первой относятся охотники и рыболовы арктической зоны - алеуты и эскимосы.

В этом районе выработался своеобразный хозяйственно-культурный тип, обусловленный  сложными климатическими условиями: каждодневный быт был нацелен на главную задачу - выживание. Охота на морских животных, оленей, пушных зверей, птиц, рыболовство и собирание водорослей, ягод, кореньев и трав были их основным занятием. Жилища из жердей, покрытых шкурой или корой, - летом и землянки или иглу (дома изо льда с пологами из шкур внутри) - зимой защищали людей от холода и непогоды. Двухслойная одежда из меха (нижний слой мехом к телу, верхний - мехом наружу), торбаса (высокие меховые сапоги), плащи из рыбьей кожи, кишок или травы и шляпа из бересты - так был одет житель арктического севера.

Природа была сурова к нему, но в битве за жизнь человек не забывал о художественном творчестве. Оно находит выражение в песнях и танцах, резьбе по дереву, камню, рогу и в орнаментации одежды, в узорах татуировки и в изобретении оригинальных средств передвижений (саней, запряженных собаками или оленями, снегоступов, лодок различных модификаций - от одноместного каяка до уммаке на несколько человек). Стойбище было главной социальной единицей и представляло собой соседскую общину с большим количеством родовых пережитков.

 

Индейские племена

Тихоокеанского

побережья и севера.

К арктической группе примыкают жители северной лесной области Канады (атапаски, часть алгонкинов) северо-западного Тихоокеанского побережья (тлинкиты, хайда и др.).

У них были похожие занятия, основные орудия труда (лук, стрелы, гарпуны, силки, ловушки, остроги, капканы) и жилища (принцип землянок), но у алгонкинов были также конусообразные постройки с деревянным каркасом, обтянутые берестой или шкурами, - вигвамы.

Для зимней одежды индейцы сохраняли  мех, для летней делали мягкую замшу. Основой служили рубаха (у мужчин ниже колен, у женщин - до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью - мокасинами. Голову закрывал капюшон, руки - перчатки (зимой - от холода, летом - от насекомых). У обитателей северо-западных районов к одеждам из мехов и кож добавлялась еще тканая - из шерсти горных коз. Особую гордость тлинкитов составляли тканые накидки, украшенные причудливыми узорами.

Украшалась одежда бахромой, иглами дикобраза, оленьим волосом, вышивкой и красочным орнаментом из морских ракушек. Индейцы лесов ценили ожерелья из косточек редких рыб, серьги с розовыми и зелеными жемчужинами из раковин моллюска, нарезные браслеты, гибкие пояса, сплетенные из очищенных корней кедра, окрашенные и искусно разрисованные, а также головные уборы из хвоста рыжей лисицы и орлиных перьев.

Лицо и тело раскрашивались татуировкой. Богатые женщины носили украшения в отверстии нижней губы, что считалось необычайно изящным.

Однако прославился этот народ  великолепной обработкой дерева. Из него делали разнообразную утварь (ложки, сосуды, ковши, блюда), а также предметы ритуала: щиты и шлемы-маски для воинов, жезлы шаманов, трещотки, тотемные маски и тотемные столбы. Это были священные вещи, их создание считалось опасным магическим действием. Шлем олицетворял личное достоинство человека, его внутреннюю силу и храбрость. Щит приносил обладателю счастье и удачу, кольца на нем считались местом входа в наш мир спешащих на помощь богов и духов. Трещотка помогала шаману в вызывании духов и вхождении в транс. Маска была действительным воплощением предка или сверхъестественной силы, и надевший ее перевоплощался в того, кого изображал.

Резные символические фигурки  различных животных, с которыми племя  чувствовало особую внутреннюю связь, покрывали тотемные столбы. Искусство резьбы и раскрашивания этих фигурок часто достигает высокого художественного уровня. Поразительных результатов добивались лишь при помощи точильного камня из песчаника и кусков кожи акулы для полировки.

Тлинкиты были умельцами в изготовлении украшений из меди. Используя способ холодной ковки, мастера делали серьги, кольца, браслеты и ожерелья. И жители северной Канады, и жители севера Тихоокеанского побережья находились на родовой ступени развития общества, но индейцы северо-запада знали рабство, хотя рабы и принадлежали всей общине.

 

Калифорнийские индейцы.

К калифорнийским индейцам относятся шошоны, пенути, хока, юки и др. Эти племена жили в лесистых районах либо с влажным и  мягким, либо с жарким и сухим климатом. Именно поэтому исключительное значение в их жизни имело собирание орехов, плодов, семян и кореньев диких растений. Охота и рыболовство дополняли это занятие. В поисках пищи семьи кочевали с места на место, не зная постоянных жилищ. Навесы из ветвей и травы защищали их от летнего солнца, а землянки - от зимнего ветра. Неотъемлемой частью каждой стоянки были бани и ритуальные парилки.                                                            

Не зная гончарства, калифорнийцы плели великолепные корзины, используя древнюю технику спирально-жгутового плетения. Очищенные от коры ивовые прутья или ветви красного дерева свивались в жгуты и сшивались костяными или деревянными иглами. Изделия украшались двухцветным орнаментом в сочетании коричнево-красного и белого цветов. Плетение было таким плотным, что не пропускало воду. В таких корзинах готовили пищу - раскаленные на огне камни опускались щипцами в заполненную водой посуду. Остывшие камни заменялись новыми. Именно поэтому калифорнийцев часто называют камневарами.

Они не умели ткать и носили легкую одежду: мужчины - набедренную повязку из кожи оленя, а женщины - короткие юбки из луба дерева. И только вожди имели право в особых случаях надевать плащи из перьев птиц.

Калифорнийские индейцы считаются  наиболее примитивной группой коренного населения Северной Америки.

 

Население лесных областей востока

Северной Америки.

В лесных областях востока - южнее Великих озер, от Миссисипи до Атлантического океана - жили племена ирокезов, делаваров, могикан, мосгенов. Эти племена вели оседлый образ жизни. Помимо охоты, рыболовства и собирательства занимались мотыжным земледелием (огородничеством). Зарождение земледельческой культуры на континенте произошло еще в 6500-1500 гг. до н. э. Выращивали бобовые, кабачки, маис (кукурузу), подсолнечник, тыквы, арбузы. В пищу шло мясо диких животных, исключая хищников, и различные растительные лесные дары. К любимым лакомствам относились патока и сахар из кленового сока, из него же готовили опьяняющие напитки. Использовались даже такие продукты, как ореховое и медвежье масло.

Славу жителям восточных областей принесли их ремесленники: мастера по созданию украшений из перьев, скорняки, плетельщики, гончары, ткачи. Ткань создавали из крапивы, древесной коры и даже из индюшачьих перьев. Но самым удивительным было их умение работать с берестой. Из бересты изготавливали не только корзины, емкости для жидкости, шкатулки, но даже каноэ и своеобразную бумагу.

Пиктографические рисунки, нанесенные на нее, свидетельствуют о зарождении письменности. Хроникой такого рода является запись делаваров «Валам олум», что означает «правдивая живопись». Особо сложную информацию передавали пояса вампум - нанизанные на шнур кружочки из белых и фиолетовых раковин квохауг. Они имели высокую денежную стоимость. С помощью комбинации раковин записывались официальные документы. Подобный текст договора о земле, заключенный между индейцами и Уильямом Пенном (основателем английской колонии в Северной Америке) в 1682 г., сохранился до настоящего времени.

Щедрые и гостеприимные земледельцы, жители этого региона, в одночасье могли превратиться в дисциплинированных и непобедимых воинов, объединенных в союзы, подобные Лиге ирокезов. Сами себя ирокезы называли «ходеноса-уни» - «людьми длинного дома», так как жили они в больших жилищах из коры с множеством комнат и очагов, вмещающих около 100 человек. Американцы восхищались ирокезами. Их общественное устройство в качестве модели для Конституции США предлагал Бенджамин Франклин (1706-1790) - американский просветитель и государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости и Конституции США.

Информация о работе Искусство индейской маски Северной Америки