Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 21:51, реферат
Резюмируя все сказанное ранее, я поставил для себя несколько вопросов, на которые должен дать ответы. Итак, вот они:
- каким образом маски появились в жизни и культуре этого народа;
- мифы и легенды, связанные с масками;
- какое место занимали маски в бытовой, культурной, религиозной и военной жизни индейцев;
- виды масок;
- какие материалы и основные методы использовались для создания масок;
I. Введение.
II. Основная часть. Искусство индейской маски Северной Америки.
Культура и быт племен Северной Америки.
Индейская маска в Северной Америке.
III. Заключение. Актуальность и значимость индейской маски.
IV. Список использованной литературы.
Костромской Государственный Технологический
университет
кафедра ТХОМ и ТС
реферат на тему:
Искусство индейской маски Северной Америки.
Выполнил:
Егоров Сергей
07-ТХМ-5
Проверил:
Егорова М. Г.
2009 г.
Содержание.
I. Введение.
II. Основная часть. Искусство индейской маски Северной Америки.
III. Заключение. Актуальность и значимость индейской маски.
IV. Список использованной литературы.
V. Иллюстрации масок.
I. Введение.
Я выбрал тему «Индейские маски», так как с самого детства я был заинтересован жизнью, историей, а также культурой коренных народов нового света. Прошло столько много лет с покорения Америки европейцами, но до сих пор ученые не приходят к единому мнению по множеству вопросов, касаемых этих удивительных людей – индейцев. Когда узнаешь как много люди добились в развитии культуры и искусства, то просто невозможно относиться к этому равнодушно и без интереса. Исходя из этого я просто не мог не выбрать тему, связанную с коренными американцами. Поэтому из всех их традиционных видов декоративно-прикладного искусства я выбрал маски, как тему самую интересную (на мой взгляд) и до конца не исследованную. Думаю, что это важно и интересно не только для меня, но и для многих интересующихся искусством людей.
Резюмируя все сказанное ранее, я поставил для себя несколько вопросов, на которые должен дать ответы. Итак, вот они:
- каким образом маски появились в жизни и культуре этого народа;
- мифы и легенды, связанные с масками;
- какое место занимали маски в бытовой, культурной, религиозной и военной жизни индейцев;
- виды масок;
- какие материалы и основные
методы использовались для
II. Основная часть.
Искусство индейской маски.
1. Культура и быт племен Северной Америки.
Культура Америки
Традиционно считается, что Америка не является областью прародины человечества - там нет и не было древнейших ископаемых людей, и заселялась она людьми современного вида через существовавший 28-30 тысяч лет назад сухопутный мост между Аляской и Чукоткой - так называемую Берингию. Это был древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива. Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н.э. и имела несколько независимых друг от друга волн. Именно с этого момента начинается отсчет истории американской культуры. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.
Современная академическая наука считает, что древние обитатели материка принадлежали к протомонголоидной или протоазиатской группе, генетически связанной с алтайскими, финно-угорскими, сино-тибетскими народами. Это утверждение базируется на лингвистических данных и антропологических признаках аборигенов - прямые жесткие волосы, слабый третичный волосяной покров и т. п.
Ко времени открытия и завоевания континента европейцами его территорию населяли многочисленные коренные народы. Их общая численность равнялась примерно 15-20 миллионам. В результате ошибки первых мореплавателей, принявших открытые ими земли за Индию, начиная с XVI в. эти народы стали называться индейцами. Как правило, сами аборигены зовут себя иначе - самоназвания племен в большинстве случаев образованы от местных географических названий.
До европейской колонизации (она началась в XVI веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна реки Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.
Племена
арктической зоны.
Северную часть континента населяло большое количество племен и народов, находящихся на стадии первобытности. Первые стоянки собирателей и бродячих охотников, владевших огнем и каменными орудиями, обнаружены в Техасе, Неваде, Калифорнии (Льюисвилл, Тьюл-Спрингс, остров Санта-Роса) и в районе Сандиа (25-15 тыс. до н. э.), а более поздние — в Кловисе (1500 9 тыс. до н. э.) и в Фолсоме (9000-7000 тыс. до н. э.). Поселки земледельцев в Аризоне и Нью-Мексико датируются 7-6 тыс. до н. э.
К XVI в. уровень развития североамериканских народов был неодинаков: они находились на различных стадиях развития первобытного общества. По местам обитания их можно подразделить на несколько групп. К первой относятся охотники и рыболовы арктической зоны - алеуты и эскимосы.
В этом районе выработался своеобразный хозяйственно-культурный тип, обусловленный сложными климатическими условиями: каждодневный быт был нацелен на главную задачу - выживание. Охота на морских животных, оленей, пушных зверей, птиц, рыболовство и собирание водорослей, ягод, кореньев и трав были их основным занятием. Жилища из жердей, покрытых шкурой или корой, - летом и землянки или иглу (дома изо льда с пологами из шкур внутри) - зимой защищали людей от холода и непогоды. Двухслойная одежда из меха (нижний слой мехом к телу, верхний - мехом наружу), торбаса (высокие меховые сапоги), плащи из рыбьей кожи, кишок или травы и шляпа из бересты - так был одет житель арктического севера.
Природа была сурова к нему, но в битве за жизнь человек не забывал о художественном творчестве. Оно находит выражение в песнях и танцах, резьбе по дереву, камню, рогу и в орнаментации одежды, в узорах татуировки и в изобретении оригинальных средств передвижений (саней, запряженных собаками или оленями, снегоступов, лодок различных модификаций - от одноместного каяка до уммаке на несколько человек). Стойбище было главной социальной единицей и представляло собой соседскую общину с большим количеством родовых пережитков.
Индейские племена
Тихоокеанского
побережья и севера.
К арктической группе примыкают жители северной лесной области Канады (атапаски, часть алгонкинов) северо-западного Тихоокеанского побережья (тлинкиты, хайда и др.).
У них были похожие занятия, основные орудия труда (лук, стрелы, гарпуны, силки, ловушки, остроги, капканы) и жилища (принцип землянок), но у алгонкинов были также конусообразные постройки с деревянным каркасом, обтянутые берестой или шкурами, - вигвамы.
Для зимней одежды индейцы сохраняли мех, для летней делали мягкую замшу. Основой служили рубаха (у мужчин ниже колен, у женщин - до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью - мокасинами. Голову закрывал капюшон, руки - перчатки (зимой - от холода, летом - от насекомых). У обитателей северо-западных районов к одеждам из мехов и кож добавлялась еще тканая - из шерсти горных коз. Особую гордость тлинкитов составляли тканые накидки, украшенные причудливыми узорами.
Украшалась одежда бахромой, иглами дикобраза, оленьим волосом, вышивкой и красочным орнаментом из морских ракушек. Индейцы лесов ценили ожерелья из косточек редких рыб, серьги с розовыми и зелеными жемчужинами из раковин моллюска, нарезные браслеты, гибкие пояса, сплетенные из очищенных корней кедра, окрашенные и искусно разрисованные, а также головные уборы из хвоста рыжей лисицы и орлиных перьев.
Лицо и тело раскрашивались татуировкой. Богатые женщины носили украшения в отверстии нижней губы, что считалось необычайно изящным.
Однако прославился этот народ великолепной обработкой дерева. Из него делали разнообразную утварь (ложки, сосуды, ковши, блюда), а также предметы ритуала: щиты и шлемы-маски для воинов, жезлы шаманов, трещотки, тотемные маски и тотемные столбы. Это были священные вещи, их создание считалось опасным магическим действием. Шлем олицетворял личное достоинство человека, его внутреннюю силу и храбрость. Щит приносил обладателю счастье и удачу, кольца на нем считались местом входа в наш мир спешащих на помощь богов и духов. Трещотка помогала шаману в вызывании духов и вхождении в транс. Маска была действительным воплощением предка или сверхъестественной силы, и надевший ее перевоплощался в того, кого изображал.
Резные символические фигурки различных животных, с которыми племя чувствовало особую внутреннюю связь, покрывали тотемные столбы. Искусство резьбы и раскрашивания этих фигурок часто достигает высокого художественного уровня. Поразительных результатов добивались лишь при помощи точильного камня из песчаника и кусков кожи акулы для полировки.
Тлинкиты были умельцами в изготовлении украшений из меди. Используя способ холодной ковки, мастера делали серьги, кольца, браслеты и ожерелья. И жители северной Канады, и жители севера Тихоокеанского побережья находились на родовой ступени развития общества, но индейцы северо-запада знали рабство, хотя рабы и принадлежали всей общине.
Калифорнийские индейцы.
К калифорнийским индейцам относятся
шошоны, пенути, хока, юки и др. Эти племена
жили в лесистых районах либо с влажным и мягким, либо с жарким
и сухим климатом. Именно поэтому исключительное
значение в их жизни имело собирание орехов,
плодов, семян и кореньев диких растений.
Охота и рыболовство дополняли это занятие.
В поисках пищи семьи кочевали с места
на место, не зная постоянных жилищ. Навесы
из ветвей и травы защищали их от летнего
солнца, а землянки - от зимнего ветра.
Неотъемлемой частью каждой стоянки были
бани и ритуальные парилки.
Не зная гончарства, калифорнийцы плели великолепные корзины, используя древнюю технику спирально-жгутового плетения. Очищенные от коры ивовые прутья или ветви красного дерева свивались в жгуты и сшивались костяными или деревянными иглами. Изделия украшались двухцветным орнаментом в сочетании коричнево-красного и белого цветов. Плетение было таким плотным, что не пропускало воду. В таких корзинах готовили пищу - раскаленные на огне камни опускались щипцами в заполненную водой посуду. Остывшие камни заменялись новыми. Именно поэтому калифорнийцев часто называют камневарами.
Они не умели ткать и носили легкую одежду: мужчины - набедренную повязку из кожи оленя, а женщины - короткие юбки из луба дерева. И только вожди имели право в особых случаях надевать плащи из перьев птиц.
Калифорнийские индейцы
Население лесных областей востока
Северной Америки.
В лесных областях востока - южнее Великих озер, от Миссисипи до Атлантического океана - жили племена ирокезов, делаваров, могикан, мосгенов. Эти племена вели оседлый образ жизни. Помимо охоты, рыболовства и собирательства занимались мотыжным земледелием (огородничеством). Зарождение земледельческой культуры на континенте произошло еще в 6500-1500 гг. до н. э. Выращивали бобовые, кабачки, маис (кукурузу), подсолнечник, тыквы, арбузы. В пищу шло мясо диких животных, исключая хищников, и различные растительные лесные дары. К любимым лакомствам относились патока и сахар из кленового сока, из него же готовили опьяняющие напитки. Использовались даже такие продукты, как ореховое и медвежье масло.
Славу жителям восточных областей принесли их ремесленники: мастера по созданию украшений из перьев, скорняки, плетельщики, гончары, ткачи. Ткань создавали из крапивы, древесной коры и даже из индюшачьих перьев. Но самым удивительным было их умение работать с берестой. Из бересты изготавливали не только корзины, емкости для жидкости, шкатулки, но даже каноэ и своеобразную бумагу.
Пиктографические рисунки, нанесенные на нее, свидетельствуют о зарождении письменности. Хроникой такого рода является запись делаваров «Валам олум», что означает «правдивая живопись». Особо сложную информацию передавали пояса вампум - нанизанные на шнур кружочки из белых и фиолетовых раковин квохауг. Они имели высокую денежную стоимость. С помощью комбинации раковин записывались официальные документы. Подобный текст договора о земле, заключенный между индейцами и Уильямом Пенном (основателем английской колонии в Северной Америке) в 1682 г., сохранился до настоящего времени.
Щедрые и гостеприимные земледельцы, жители этого региона, в одночасье могли превратиться в дисциплинированных и непобедимых воинов, объединенных в союзы, подобные Лиге ирокезов. Сами себя ирокезы называли «ходеноса-уни» - «людьми длинного дома», так как жили они в больших жилищах из коры с множеством комнат и очагов, вмещающих около 100 человек. Американцы восхищались ирокезами. Их общественное устройство в качестве модели для Конституции США предлагал Бенджамин Франклин (1706-1790) - американский просветитель и государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости и Конституции США.
Информация о работе Искусство индейской маски Северной Америки