Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования искусства, согласно которым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой воли», «божественного откровения» либо подсознательных замыслов и переживаний художника.
Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40- 20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной.

Содержание работы

1. Искусство как феномен культуры. 3
1.1. Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в культуре. Предмет и функции искусства. 3
1.2. Искусство как форма художественного познания. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности. Модель и образ. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация. Общие и специфические черты художественного образа в личных видах и жанрах искусства 6
1.3. Морфология искусства. Содержание и форма в искусстве. Стиль как тип связи содержания и формы. Типология стилей 12
2. Проблемы постсоветской культуры 16
1.2. Проблемы культуры конца ХХ - начала ХХI вв. 16
2.2. СМИ в жизни современного белорусского общества 19
Литература 29

Файлы: 1 файл

SURS.docx

— 91.37 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Республики Беларусь 

Учреждение образования  «»

Кафедра «»

 

 

 

СУРС 

по культурологии

на тему:

«1. Искусство как феномен культуры.

2. Проблемы постсоветской  культуры.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                                        Проверил

студентка  группы        преподаватель

 

 Гомель 2013

Оглавление

1. Искусство как феномен культуры. 3

1.1. Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в культуре. Предмет и функции искусства. 3

1.2. Искусство как форма художественного познания. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности. Модель и образ. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация. Общие и специфические черты художественного образа в личных видах и жанрах искусства 6

1.3. Морфология искусства. Содержание и форма в искусстве. Стиль как тип связи содержания и формы. Типология стилей 12

2. Проблемы постсоветской культуры 16

1.2. Проблемы культуры конца ХХ - начала ХХI вв. 16

2.2. СМИ в жизни современного белорусского общества 19

Литература 29

 

 

 

  1. Искусство как феномен культуры.

    1. Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в культуре. Предмет и функции искусства.

Искусство - специфическая  форма общественного сознания и  человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших  способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические  толкования искусства, согласно которым  оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой воли», «божественного откровения» либо подсознательных  замыслов и переживаний художника.

Источником возникновения  художественной деятельности, а также  предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и  потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного искусства относятся  к эпохе позднего палеолита, примерно за 40- 20 тыс. лет до н. э. У первобытных  народов связь искусства с  трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной.

В своем содержании искусство тесно связано с изменениями в социально-экономической структуре общества. Являясь формой отражения общественного бытия, искусство так или иначе связано с другими явлениями духовной жизни общества: с наукой, техникой (Эстетика и техника), политической идеологией (Партийность искусства), моралью (Эстетическое и этическое).

В то же время искусство обладает рядом определяющих особенностей, отличающих его от всех иных форм общественного сознания. Специфическим предметом искусства являются эстетические отношения человека к действительности, его задача - художественное освоение мира. Именно поэтому в центре произведений искусства оказываются человек, общественная связь и взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных конкретно-исторических условиях. Предмет искусства (жизнь во всем ее многообразии) осваивается, перерабатывается и отражается художником в специфической форме - в художественных образах. Специфика способов воспроизведения действительности и художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи - через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре - через пластические образы, объёмно-пространственные формы; в графике - через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке - через звукоинтонации; в театре и кино - через воплощение живыми людьми, актерами, действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов; главной особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов.

Предмет и форма отражения действительности в искусстве обусловливают его специфическую функцию - удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произведений, которые могут доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эту единую эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей.

Марксизм-ленинизм показал  объективный характер художественного  развития, неразрывно связанного с развитием общества, а изменением его классовой структуры. Хотя общая линия развития искусства - линия углубления художественного отражения действительности, развитие это неравномерно. Так, уже в античном мире искусство достигает высокого уровня и приобретает в известном смысле значение нормы. В то же время капиталистический способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельческий, враждебен, по выражению Маркса, искусству и поэзии, поскольку он чужд высоким социальным и духовным идеалам. Здесь передовое искусство связано либо с периодом становления капитализма, когда буржуазия была еще прогрессивным классом, либо с деятельностью тех художников, которые критически настроены по отношению к этому строю.  

Культура – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Духовная и  материальная культура – это основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное  отношение человека к миру, через  которое человек создает мир  и самого себя. Изучая различные  культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых  люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека. Понятие «культура» употребляется  для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, а также  специфических сфер деятельности или  жизни. В более узком смысле это  сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения. 

Культура всегда подразумевает  сохранение предшествующего опыта. Она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность  нравственной, интеллектуальной, духовной жизни общества. Культура вечна и  всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. 

Искусство – это эстетическое отражение  действительности. Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.

Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства  свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни  и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может  создаваться не только на основе точного  воспроизведения натуры, но и с  помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь  композиционной целостности и образной выразительности картины или  скульптуры.

Образность достигается в искусстве  не простым копированием натуры. Образ  – это такое воспроизведение  единичного явления, которое содержит в себе обобщение, т.е. выражение  общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру  изображения искусство приобретает  идейное значение. Воплощая идеи, оно  становится явлением идеологии. Поэтому  в искусстве всегда проявляется  борьба идей, за которой, в конечном счете, стоит борьба классов.

Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими  его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и  быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью  человеческой истории. Но в отличие  от науки искусство познает мир  не в форме отвлеченных понятий, а в конкретно чувственных, непосредственно воспринимаемых, живых образах, подобных явлениям самой реальной действительности. Искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы. Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки, раскрывает проблемы отношений личности и общества.

Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства  является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые  доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего  мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства). Круг явлений реальной действительности, который изображает искусство, отражается в содержании. Это содержание воплощено в чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов, особых в каждом искусстве. Художественная форма представляет собой конкретную, многогранную структуру произведения, созданную при помощи особого изобразительно-выразительного языка и воплощающую его образное содержание. Совершенными художественными произведениями называются такие, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства. Это единство является основой красоты искусства. Воплощая идеал художника (его представления о современной жизни), произведения искусства создаются по законам красоты, становятся воплощением и олицетворением прекрасного.

    1. Искусство как форма художественного познания. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности. Модель и образ. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация. Общие и специфические черты художественного образа в личных видах и жанрах искусства

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять  потребности людей в наслаждении  красотой.

Специфика искусства как  формы познания мира заключается  в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной  регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение  действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.

Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих  образах, впечатлениях и затем воспроизводится  в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных  объектов выступают произведения искусства.

Искусство является сложным  объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых  обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид  искусства — это конкретный способ художественного представления  мира, воплощающий свои образы в  определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и  т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

У искусства, как и у  культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона  — это традиция в искусстве, благодаря  которой происходит накопление и  передача человеческого опыта в  истории, создается преемственность  произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в  искусстве, отражая объективные  стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.

Однако любой деятель  культуры, искусства всегда стремится  привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать  новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство  в культуре, искусстве.

Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится  соответствовать вневременным канонам  искусства — вечным критериям  прекрасного и вместе с тем  старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.

Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается  на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстратаискусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного  образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное приувеличенное, приуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В эстетике романтизмаподобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора» (термин К. Кедрова). Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

Художественный образ – единство мысли и чувства, рационального и эмоционального.

Эмоциональность – исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественного образа. Древние индийцы полагали, что искусство родилось тогда, когда человек не смог сдержать переполнившие его чувства. В легенде о создателе «Рамаяны» говорится о том, как мудрец Вальмики шел лесной тропой. В траве он увидел двух куликов, которые нежно перекликались. Внезапно появился злой охотник и стрелой пронзил одну из птичек. Охваченный гневом, скорбью и состраданием, Вальмики проклял охотника, и слова, вырвавшиеся из его переполненного чувствами сердца, сами собой сложились в стихотворную строфу с отныне каноническим размером «шлока». Именно таким стихом бог Брахма впоследствии повелел Вальмики воспеть подвиги Рамы. Эта легенда объясняет происхождение поэзии из эмоционально взволнованной речи.

Для создания непреходящего произведения важен не только широкий охват действительности, но и идейно–эмоциональная температура, достаточная для переплавки впечатлений бытия. В связи с этим вспоминается эпизод из жизни итальянского скульптора Бенвенуто Челлини. Однажды, отливая из серебра фигуру кондотьера, Челлини натолкнулся на неожиданное препятствие: когда металл был залит в форму, оказалось, что его не хватает. Художник обратился к своим согражданам за помощью, и они понесли к нему в мастерскую серебряные ложки, вилки, ножи, подносы. Челлини стал бросать эту утварь в расплавленный металл. Когда отливка была готова, взорам зрителей предстала чудесная, тончайшая и искуснейшей выделки фигура. Однако из уха всадника торчал черенок вилки, а из крупа лошади – кусок ложки. Пока горожане несли свою серебряную утварь, температура металла, вылитого в форму, упала, и не все предметы переплавились в скульптурный монумент. Если идейно–эмоциональной температуры, накала сердца не хватает для переплавки в единое целое жизненного материла, тогда из произведения торчат непереплавленные куски действительности, торчат «вилки», на которые натыкается воспринимающий искусство человек.

Художественный образ – единство объективного и субъективного. Объективное в художественном образе – это то, что в нем отражаются существенные стороны действительности. Субъективное – то, что в нем запечатлено и отношение художника к изображенному, и все богатство личности творца. Говоря словами Хуана Гриса (друга Пикассо), «качество художника зависти от количества прошлого опыта, который он несет в себе». 
Современная кибернетическая машина может быть снабжена «зрением» и «слухом», она может перерабатывать впечатления бытия по определенной программе. Но даже самый «умный» компьютер лишен личности. Стихи, написанные подобным роботом, можно даже понять, но нельзя воспринимать как поэзию.

Создание идейно — тематической основы, перевод этой основы в образы и формы, возможны лишь при решающей роли в данном процессе того, что именуется в литературоведении понятиями «типизация» и «индивидуализация». Поэтому эти категории правомерно выступают в качестве важнейших законов мышления в образах. Типизация и индивидуализация относятся к процессу художественного синтеза, вырастания подмостков в сфере познания литературы при помощи абстрактного мышления. Результатом типизации и индивидуализации являются образы — типы.

Сущность типизации и индивидуализации. Значимым определением этих категорий считается устоявшееся суждение о природе художественного обобщения: из фонда похожих реальностей заимствуется наиболее характерное. Факт типизации придает произведению эстетическое совершенство, поскольку одно явление способно достоверно отобразить целый ряд повторяющихся картин жизни.

Специфические сцепления между  индивидуальным и типическим отличают природу каждого художественного метода. Одна из важнейших плоскостей, где постоянно развертываются различия, связана с романтизмом и реализмом. Принципы художественного обобщения становятся теми ключами, с помощью которых можно войти в мир искусства. Когда определяется природа типического и индивидуального следует помнить, что пути и средства художественного обобщения вытекают из природы развернутых писателем мыслей, из той идейной заданности, какую имеет данная конкретная картина.

Взять, к примеру, батальные эпизоды из «Войны и мира». В каждом сражении есть своя внутренняя логика, особый отбор тех явлений и процессов, из которых слагаются и которые определяются течением развития боя. И выбор писателя падает на эпическое изображение битвы армий сквозь призму тончайших деталей. Можно соотнести Бородинское и Шенграбенское сражения, и между ними просматривается резко отличительный принцип. Различия наблюдаются в том, на что обращено внимание художника и что он зафиксировал. На страницах романа имеется бытовая батализация, здесь изображается уклад рядовой массы при Шенграбене. Солдаты жадными глазами смотрят на кухню. Их интересуют желудки. Когда же изображается Бородино, то сражений там нет, нет и армии, там действует народ: «Всем народом навалиться хотят». Все солдаты отказались от положенной перед сражением водки, это генерализация события. Так детализация и генерализация играют свою существенную роль в типизации и индивидуализации. Носителями обобщения являются характеры, образы и сцепляющие их детали. Надо анализировать не только картины, эпизоды, но и совокупность мельчайших частностей. Когда речь идет об одном герое, то следует думать и о другом, и какую роль он играет в судьбе первого. Типическое и индивидуальное воссоздают мир по законам красоты.

Образ заключает в себе картину, изображение, единство обобщения (типизация) и конкретизации (индивидуализация). Так, образ какого — нибудь персонажа обязательно представляет собою некоторую собирательность и неповторимость личности во всей ее конкретности, во всех только ей присущих особенностях. Когда рассматриваются образы Гобсека, папаши Гранде, Плюшкина, Пузыря, Глытая, Кори Ишкамба, то все они подводят под одно обобщение — трагический тип скупца, на что указывают даже их «говорящие» имена (Гобсек — живоглот; Пузырь — безмерная скаредность; Глытай — жадно и торопливо глотает; Ишкамба — желудок). Каждый из этих образов олицетворяет свои неповторимые отличительные черты: особенности внешности, личные привычки, склад характера. Как нет двух несомненно одинаковых людей, так нет двух совершенно сходных, до полной одинаковости, образов. К примеру, во многих французских романах XIX века функционируют образы так называемого «наполеоновского склада», они очень похожие, заключают в себе одинаковое обобщение. Перед исследователем предстает тип Наполеона мирного времени, когда на его смену идет миллионщик, Ротшильд. И все — таки, и эти персонажи разные, они отличаются своей необычностью. Индивидуализация художественного творчества максимально приближается к самой действительности, к жизни. В науке реальная действительность отражается только в чистых обобщениях, абстракциях, отвлечениях.

Итак, общее определение образа сводится к следующему: изображение, обладающее свойствами обобщения или типизации, а с другой стороны, конкретностью (конкретизацией) единичного, индивидуального факта. Без единства конкретизации (индивидуализации) и обобщения (типизации) изображение само по себе не становится сущностью художественного творчества, явлением искусства. Односторонняя типизация именуется схематизмом, в искусстве она совершенно невозможна, разрушительна для него; и столь же недопустима, пагубна ограниченная конкретизация. Когда литературоведы сталкиваются с незначительной индивидуализацией или очень слабым общим выводом, несоизмеримым с реальной стороной изображения, то они называют это фактографией. Здесь частности носят чрезвычайно декларативный характер. Реальные события, выхваченные из самой действительности, приведут автора к художественной неудаче. Вспомним наставление классика: смотрю на забор — пишу забор, вижу на заборе ворону — пишу на заборе ворону.

Литературоведы в таких случаях говорят не просто о схематизме воссоздания картин, но отмечают порок, уязвимую сторону фактографии. Иначе говоря, это чрезвычайный недостаток, деформирующий образ и художественность. В подлинно художественной обрисовке не должно быть односторонности обобщения и конкретизации. Типизирующие моменты обязаны находиться в равновесии с конкретными, фактическими аспектами, только тогда появляется именно образ, полноценное художественное изображение.

Следует вновь оговориться, что  в точных науках и публицистике уместны и даже необходимы схематизм, абстракция, голая обобщенность мысли, но в художественном творчестве они противопоказаны. Всякое искусство, в том числе и литература, отражают реальность в виде максимального к ней приближения, литература воспроизводит действительность в формах самой жизни. На языке теории литературы форма жизни именуется индивидуализацией и типизацией, доведенных до эстетического совершенства. В точных науках (математика, физика, химия...) и публицистике нет самой жизни. Она имеет место только в художественном творчестве.

Так сложилось, что в науке о литературе понятие типизация употребляется применительно к реалистическому искусству. Вокруг этого принципа ведутся дискуссии. Одновременно со словом «типизация» отдельные критики предлагали иные термины, считая, если реализм связан с понятием «типизация», то в романтизме это будет «идеализация». Понятно, что термин «идеализация» неудачен, он имеет отношение к некоторой операции искажения, приукрашивания, сусальности и лакировки. Однако в главном направлении по изучению данных категорий шаг сделан, слово произнесено, и это надо приветствовать, ибо нельзя обозначать одним и тем же понятием художественное обобщение, присущее разным художественным методам, направлениям, течениям. Если в реализме «типизация», то в романтизме будет что-то другое, и как оно станет называться — неизвестно. Во всяком случае, требуют своего уточнения художественные обобщения в искусстве Средневековья, Ренессанса, Просвещения. Больше всего сделано для раскрытия природы реалистического обобщения, тогда как в остальных сферах многое и многое желают лучшего.


    1. Морфология искусства. Содержание и форма в искусстве. Стиль как тип связи содержания и формы. Типология стилей

Морфология искусства относится к научному изучению формы и структуры в искусстве. В визуальных искусствах акцент делается на форме. Уже с конца прошлого столетия психологи приступили к соответствующим исследованиям в области восприятия. Франц Боас в своем труде «Примитивное искусство» (Primitive art) цитирует высказывание Вильгельма Вундта, что «в области психологического изучения искусство занимает место между языком и мифом».

Можно рассматривать зрительно  воспринимаемую форму как образующуюся в процессе взаимодействия четырех  факторов. Первым является структура  образов объектов, проецируемых на сетчатку глаза. Такие формы, в определенном смысле, репрезентируют аспекты остановленных  процессов (arrested processes). Они обладают определенным динамизмом, вытекающим из заложенных в них сил.

Второй фактор состоит  из формирующих сил самого зрительного  аппарата. Образы восприятия (перцепты) упорядочиваются при помощи структур этого аппарата. Гештальт-психолог Макс Вертгеймер сформулировал «принципы группировки» («principles of articulation»), к-рые Рудольф Арнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие» (Art and visual perception) свел к единственному «принципу подобия» («principle of similarity»), являющему собой пример гипотетического общего закона, согласно к-рому силы единого психол. или физиологического поля стремятся к простейшему симметричному распределению.

Третьим фактором является мотивация организма к наблюдению, селекции и пониманию. Она изначально связана с биологическим выживанием. Форма и содержание в изобразительном искусстве связаны с тем, что художники и те, кто их поддерживают, считают для себя значимым. Начиная с изображений бизонов в пещерах эпохи палеолита и кончая «необъективными» ритмами Пита Мондриана, художники выражали свои личные интересы и интересы своего непосредственного окружения. Существовавшие ранее представления о более низком уровне умений «примитивных» художников рассеялись с осознанием того, что функция таких художественных произведений отличается от функции «предметно-изобразительного» творчества.

Последний фактор относится  к выражению аттитюдов, темперамента и внутренних конфликтов художника. Художественный критик Герберт Рид  в своей работе «Воспитание искусством» (Education through art) отмечал существование глубокого духовного родства между художником и выбираемой им формой.

Клиницисты пытаются интерпретировать такие произведения с позиций двух основных подходов: первый опирается на использование метода фрейдовского психоан. Эрнст Крис своим трудом «Психоаналитические разыскания в области искусства» (Psychoanalytic explorations in art) внес значительный вклад в рамках этого направления. Второй подход, известный под названием «изоморфный символизм», исходит из допущения, что структурные качества визуальной формы связаны со аналогичными характеристиками человеческого поведения; было обнаружено, в частности, что дети, предпочитающие «теплые» цвета, обладают более «соц.» темпераментом.

Информация о работе Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры