Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования искусства, согласно которым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой воли», «божественного откровения» либо подсознательных замыслов и переживаний художника.
Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40- 20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной.

Содержание работы

1. Искусство как феномен культуры. 3
1.1. Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в культуре. Предмет и функции искусства. 3
1.2. Искусство как форма художественного познания. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности. Модель и образ. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация. Общие и специфические черты художественного образа в личных видах и жанрах искусства 6
1.3. Морфология искусства. Содержание и форма в искусстве. Стиль как тип связи содержания и формы. Типология стилей 12
2. Проблемы постсоветской культуры 16
1.2. Проблемы культуры конца ХХ - начала ХХI вв. 16
2.2. СМИ в жизни современного белорусского общества 19
Литература 29

Файлы: 1 файл

SURS.docx

— 91.37 Кб (Скачать файл)

Центральным вопросом, определяющим развитие современной культуры является проблема будущего. Именно эта забота привела к появлению в 1968 году объединения, получившего название Римский клуб, в состав которого вошли ведущие ученые разных областей знания, в том числе и футурологи (исследователи будущего). Первые доклады вызвали шок: если мировая система будет развиваться в тех же формах и теми же темпами, то в недалеком будущем Землю ожидает катастрофа, не только экологическая, но и возможное свертывание культуры как таковой. На данный момент прогнозы менее пессимистичны. К примеру, было подсчитано, что при максимально качественном использовании природных ресурсов наша планета в состоянии содержать до 36 миллиардов человек, но пока это остается за гранью возможностей мирового сообщества. Во всяком случае подобные предостережения сыграли свою позитивную роль. Большинство развитых стран, считающих себя постиндустриальными, переходят на энергосберегающие технологии, законодательно закрепленным становится требование экологической чистоты пищевой и промышленной продукции, развивается безотходное производство и т.д. Однако, это касается в первую очередь промышленно развитых государств. Другие же, стоящие на менее высоком уровне развития, не в состоянии поддерживать новые веяния. И зачастую такие страны или регионы свалкой тех отходов, которые развитые государства не могут утилизовать в силу своего нового статуса - постиндустриального общества.

    1. СМИ в жизни современного белорусского общества

Существует общепринятое определение средств массовой информации – это система учреждений, созданных  в обществе для открытой публичной  информации с помощью специальных  технических средств.

С моей точки зрения, средства массовой информации должны преследовать следующие цели: показать, убедить, предотвратить.

К сожалению, в повседневной жизни все больше проявляются  такие задачи средств массовой информации, как: развлечь, заставить.

Типичный пример. Все знают «первый в мире шампунь от перхоти», ведь его так часто рекламируют. Но, к сожалению, не все или считанные единицы знают о том, что шампунь Head & Shoulders содержит химический элемент пиритион цинка, который вызывает привыкание кожи головы к нему, как результат, и в целом к шампуню. Посмотрев рекламу и поверив в нее, вы покупаете шампунь, но отказаться от него вы уже вряд ли сможете без помощи специалистов, т.к. его использование вызывает определенную зависимость, и если вы начинаете пользоваться другим средством для мытья волос, не содержащим пиритион цинка, появляется перхоть. Вы невольно приходите к мысли, что единственное средство, которое спасет вас от перхоти, – это шампунь Head & Shoulders.

К сожалению, пока будет развиваться  коммерция, данная функция средств массовой информации будет эффективно работать и вводить в заблуждение тысячи телезрителей.

Не далее как 2 марта  по ОНТ был показан репортаж о  поимке преступной группировки с присуждением одному члену группировки пожизненного срока, а второму смертной казни. Главарь банды покончил с собой в тюремной камере. Этим репортажем решались сразу две задачи СМИ, о которых говорилось ранее – показать и предотвратить.

Ведь если вы увидите, что  такие приговоры выносятся, то семь раз подумаете, прежде чем идти на какое-либо правонарушительное действие.

На мой взгляд, упомянутые выше цели средств массовой информации – показать, убедить, предотвратить – должны целенаправленно воздействовать на юного человека: легче предотвратить, чем лечить!

Вы уверены, что средства массовой информации эффективно используются только в наше время?

Нет, историческое влияние  средств массовой информации можно  проследить в романах, основанных на реальных событиях, происшедших в далекие времена.

Есть такое выражение: «средства массовой информации работают с нами». Так вот, на основе всего выше сказанного и моих рассуждений, следовало бы было сказать так: «работайте со средствами массовой информации сами, отметайте ту информацию, которая не нужна вам, не интересна для вас и никогда не попадайтесь на рекламу».

 

    1. ва

Рассмотрев историю развития культуры, мы отметили, что культура развивается неравномерно: имеются  периоды подъёма и спада, время  от времени происходят культурные разрывы, при которых многие элементы предыдущих культур отрицаются, а на смену  им приходят новые культуры. Рассмотрим теперь некоторые общие вопросы, связанные с сохранением культурного  наследия, традиции, с причинами  и условиями его освоения и  использования в ходе культурного  развития народов.

В ходе исторического развития любой народ стремится сохранить  свою культуру, "накопить" её и  как можно полнее передать потомкам. Культура постоянно накапливается, сохраняется и получает форму  своего существования в виде богатства  общества, его общественного достояния.

Мы должны различать такие  понятия, как "общественное достояние" и "государственное достояние". Общественное достояние - это совокупность всех накопленных к данному моменту  производительных сил общества, условий  и средств производства, форм общения, духовных продуктов и т. д., созданных рядом поколений людей и осваиваемых ими, находящихся в их использовании, распоряжении, владении. "Государственное достояние" уже общественного. Например, в общественное достояние входит территория, на которой производится и воспроизводится общественное богатство. В государственное достояние оно может и не входить, или входит её часть, признаваемая в качестве территории государства. Поскольку зачастую территория государства зависит от международного признания, она может входить в культурном отношении в сферу его интересов, но официально не быть признанной. Так, культурным общественным достоянием являлась та часть российской, русской культуры, которая создавалась не одним поколением эмигрантов, но эта культура не признавалась государством и не составляла "государственного достояния".

Многие виды духовной продукции, будучи общественным достоянием, в  силу идеологических и политических факторов могут не входить в государственное  достояние. Например, могут запрещаться  некоторые книги, авторы картин или  литературных произведений могут высылаться из страны, лишаться гражданства. Иногда государственное достояние может  быть шире общественного. Так, долгие годы государственным достоянием объявлялся так называемый "марксизм-ленинизм". На поверку оказалось, что сфера  его распространения гораздо  уже, чем протоколировалось государством.

Общественным, государственным  достоянием может выступать материальное и духовное богатство, существующее не только реально, в данный момент, но и потенциально существующее, в  возможности прошлой или будущей. Так, например, все археологические  памятники, участки культурного  слоя составляют часть памятников истории  и культуры, являются всенародным  достоянием и находятся под охраной  государства независимо от того, открыты  они или ещё нет. Но общественным, государственным достоянием является и будущая культура - жизнь будущих  поколений людей, их природная и  социальная безопасность. Общественным достоянием является и культурная, то есть преобразованная человеком  среда, природа, и ещё не затронутая им. Скажем, генофонд растительного  и животного мира, дикие, не одомашненные растения и животные нуждаются в  сохранении, охране, создании условий  для их нормального, "неокультуренного" существования. Так сама "дикая" природа превращается в объект сохранения культурного человека, общества. Не всегда, в силу ряда причин, она может  быть взята под контроль государства. Иногда проходят годы, прежде чем требования общественности о превращении участка леса, луга, морского побережья в государственный заповедник или заказник удовлетворяются.

От категории "общественное", "государственное достояние" следует  отличать в чём-то схожее, но не тождественное  понятие - культурное наследие, за которым  сохраняется специфическое содержание. Культурное наследие - это часть  общественного, в том числе и  государственного достояния, которая  освоена культурным поколением людей  и передаётся им по наследству следующему поколению.

Не всё общественное, государственное  достояние входит в понятие культурного  наследия, ибо не всё, созданное обществом, выступает в его культурном виде. Есть общественные явления, результаты деятельности прошлых культур, от которых  ныне живущее поколение хотело бы отказаться, но ещё не в силах  этого сделать. Например, атомное  оружие, алкоголь, наркотики, терроризм  и другие явления. Таким образом, культурное наследие часто уже общественного, государственного достояния.

Но и не всё, что составляет культурное наследие, осваивается новым  поколением людей, перенимается им, принимается  в качестве наследства. Таким образом, реальный процесс преемственности  в области культуры ещё более  специфичен, чем создание и освоение культурного наследия. Предлагаемое старшим поколением наследство весьма критически оценивается подрастающими "детьми": часть его безропотно принимается, часть бесповоротно отвергается с порога, а часть беспощадно расходуется в ходе освоения в силу неумения, неопытности, разгильдяйства.

Но и в области сохранения культурного наследия мы наблюдаем  аналогичные процессы. Так, одни народы, выходя на передний край истории, подчас уничтожают культуру более слабых народов, или предают её забвению, а зачастую объявляют своей. В своё время, римская  культура строилась на взаимодействии различных культурных компонентов - жизнь ей дали этруски, сабины, латины и другие этносы. Но над всеми возобладало латинское начало, положив основание культуры Древнего Рима. И этруски, народ с более древними культурными традициями, со временем забыли свой язык, обычаи, традиции, то есть утеряли свою культуру, а значит, не сохранились как этнос.

В области взаимодействия культур различных народов, эпох мы можем встретить примеры, когда  одна культура не может мирно уживаться  с другой. Так, христианство беспощадно искореняло варварскую культуру древней  Европы. Католичество, проникнув в  Новый Свет, уничтожало индейские  культуры коренных жителей Америки, их литературные произведения, архитектуру, искусство. Во время войн беспощадно уничтожаются не только армии, население, но и памятники культуры.

Рассмотрим, какие факторы  влияют на сохранение и освоение культурного  наследия, оставленного нам трудами  прошлых поколений.

Культурное наследие - это  не только материальное богатство, но и духовная продукция. Это не только материальный продукт, но и процессы, виды деятельности в материальной и  духовной сферах общества. Но это - и  общественные отношения людей, созданные  ими и передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям.

Вся культура человечества создана им, покоится на его труде, является продуктом творчества человека. Каждое поколение трудится вполне определённое количество времени, общественно необходимое  ему, и создаёт общественно необходимый  продукт, используемый им для своего сохранения в данном статусе.

Но иногда естественный ход  трудового процесса может нарушаться. Возможность неурожая, неудачной  охоты, болезни, стихийного бедствия заставляет человека производить продукции  больше, чем ему необходимо. Создаётся  дополнительный продукт. Для сохранения дополнительной продукции также  требуются известные усилия членов общества, уже не определяемые необходимостью, но связанные с осознанием производства дополнительного продукта и его  сохранения, то есть производства некоего  излишка, избыточной продукции, используемой для производства дополнительного  продукта. Таким образом, продукт, произведённый  обществом, приобретает сложный, интегративный  характер. Он используется не только как  необходимая продукция общества, но и как его дополнительная и  избыточная форма, используемая для  вторичных, производных целей общества, свободно определяемых его членами. Этот продукт и образует базу культурного  развития общества.

Пока происходит рост производительности труда, создаётся как необходимый, так и избыточный продукт, происходит развитие культуры. При падении производства, его кризисе, уменьшении производства продукции происходит разрушение культуры общества. Общество уже не в состоянии  поддерживать существующую систему  разделения труда (цивилизационный  аспект культуры). Сменяются собственники и формы общения (формационный аспект культуры). Теряется былая мотивация  труда, изменяются интересы людей, их ценности, установки, идеалы. Та культура, освоение которой ещё недавно было престижным и предпочтительным, теряет свою привлекательность. Общество ищет новые формы культурного  развития.

Какова природа кризиса, приводящего к падению производительности труда?

Человек - это деятельное существо. Производительный труд - это  его родовое, специфическое свойство, отличающее его от животных. Человеку свойственно трудиться, как цветам - цвести, облакам - копить влагу, солнцу - светить. Человек осуществляет свой труд с помощью орудий труда, средств труда. Для того, чтобы привести их в движение, использовать наиболее целесообразно, он объединяется с другими людьми, то есть осуществляет общественный труд общественными орудиями труда. Пока общественный труд доставляет человеку продукт, соответствующий его вкладу в производство, мотив труда и результат труда совпадают. Как только продукт труда перестаёт удовлетворять человека, соответствовать его вкладу в трудовой процесс, изменяется мотивация труда. Такой "общественный" труд перестаёт привлекать человека, он начинает стремиться организовать его в иной форме, в иной общности людей. Таким образом, в основе кризиса культуры лежит конфликт между производительными силами общества, личностными и вещественными, и производственными отношениями. Он приводит к снижению общественной производительности труда, к тому, что человек не в силах не только воспроизводить культурное достояние, но и просто сохранять его от разрушения.

Иногда этот конфликт в  самом способе производства может  принять внешнюю форму: разрушения культуры в ходе завоевания, набега, восстания и т. д. Так, европейское  Средневековье не наследует культуру Древнего Рима, не является её простым  продолжением, а отрицает её, разрушает  многие её формы, и лишь некоторые  из них сохраняет и использует. Например, латынь в Средневековье  становится языком "межнационального" общения, римское право - составной  частью многих европейских правовых систем и др.

На механизм культурного  наследования оказывает воздействие  уровень развития социальных конфликтов. Многие не умеют водить автомобиль. Эта культура, культура вождения автомобиля, для них остаётся чуждой. Но при  соответствующих условиях - наличии  свободного времени, денег, интереса к  вождению и т. п., каждый нормальный человек может освоить искусство  вождения автомобиля. Чужая и чуждая культура может быть освоена, превращена в свою собственную культуру. Однако враждебная культура, то есть культура, направленная на уничтожение противника, не может быть им освоена принципиально. Враждебная культура не осваивается, не наследуется, не заимствуется.

Информация о работе Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры