Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования искусства, согласно которым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой воли», «божественного откровения» либо подсознательных замыслов и переживаний художника.
Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40- 20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной.

Содержание работы

1. Искусство как феномен культуры. 3
1.1. Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в культуре. Предмет и функции искусства. 3
1.2. Искусство как форма художественного познания. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности. Модель и образ. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация. Общие и специфические черты художественного образа в личных видах и жанрах искусства 6
1.3. Морфология искусства. Содержание и форма в искусстве. Стиль как тип связи содержания и формы. Типология стилей 12
2. Проблемы постсоветской культуры 16
1.2. Проблемы культуры конца ХХ - начала ХХI вв. 16
2.2. СМИ в жизни современного белорусского общества 19
Литература 29

Файлы: 1 файл

SURS.docx

— 91.37 Кб (Скачать файл)

В истории мировой культуры очень часто возникали ситуации, когда вражда экономическая, социальная, политическая переносилась на область  культуры, воспринималась как культурная вражда, и тогда культура чужого народа воспринималась как враждебная и уничтожалась. Чужое может быть освоено, либо может оставлять человека равнодушным, безразличным и чуждым к себе, но оно, чужое, может хранить  в себе и враждебные элементы. Поэтому  многие народы выработали в своих  культурах настороженное отношение  к чужому, опасаясь скрывающихся в  нём враждебных элементов, и не осваивая из-за него те элементы культуры, которые  несут в себе общечеловеческое содержание и могут, должны быть освоены.

В условиях, когда социальная вражда приобретает устойчивые формы, чуждые явления культуры воспринимаются как враждебные и уничтожаются. Во время экспедиции войск Наполеона  в Египет солдаты французской  армии расстреливали из пушек  скульптурные памятники древнеегипетской культуры. Это была культура их врага, которая не ценилась ими и подлежала, с их точки зрения, уничтожению. Но в той же армии Наполеона были учёные, которые понимали историческую ценность этих памятников былых культур. Их усилиями многие из этих памятников были спасены от бесчинств солдатни и вывезены во Францию.

В условиях снижения социальной напряжённости враждебные элементы культуры могут начать восприниматься как чужие, подлежащие изучению и  освоению. Постепенно они способны вытеснить собственную культуру народа, заменить её чужими ценностями, по сути выполнить враждебную роль. Мы уже приводили пример с этрусками, которые, переняв латинскую культуру, позабыли свой родной язык, потеряли свою идентичность. Физически они продолжали жить. Культурно - они более не существовали как этруски, но сохранялись как римские граждане.

Таким образом, освоение культурного  наследия, покоясь на развитии производительных сил, на соответствующей системе  производственных отношений, в то же время не сводится к ним, но продолжается в социальной и политической областях, определяется идеологическими факторами. Более того, оно зависит от состояния  самой культуры, правильного определения  линии в отношении культурного  наследия. Так, культура, рассматривающая  все окружающие народы как враждебные, замыкается в своих границах, будучи не в состоянии осваивать общечеловеческие ценности, и отстает в своём  развитии: "Богат торговый гость  Садко, но богаче его Господин великий  Новгород!"

Как бы ни была богата в культурном отношении страна, сокровищница мировой  культуры всего человечества - богаче, разнообразнее, полнее! Ни один народ, ни одна культура не могут развиваться  изолированно, в отрыве от развития мировой культуры. Но и общее культурное достояние современной цивилизации  покоится на богатстве, многообразии многочисленных культур, характеризующих отдельные  народы. Мы ещё можем встретить  в малоисследованных областях Амазонии или на островах Тихого океана примитивные культуры, изолированные от влияния человечества. Но ход истории показывает, что эта изоляция - временная и относительная. Она может сохраняться и искусственно, так же, как и другие культурные продукты человечества. Истории культуры известны примеры искусственной изоляции того или иного народа. Например, Япония вплоть до "революции Мэйдзи" 1867 г. оставалась "закрытым обществом", но и она вынуждена была открыть двери для налаживания диалога с мировым сообществом. Долгие годы были ограничены контакты населения СССР с иностранными гражданами, но развитие событий показало эфемерность такого рода политики. Современная культура составляет общечеловеческое достояние, которое наследуется, сохраняется и преумножается всем человечеством, а значит, и каждый его представитель должен иметь возможность приобщиться к общечеловеческим ценностям, освоить общественное достояние человечества. Каждый из нас - полноправный наследник всей культуры всего человечества.

В основе вражды, которая  пропитывает поры общества, лежит  эксплуатация человека человеком, извлечение части продукта, произведённого работником, владельцем средств производства и его использование с целью сохранения механизма эксплуатации. А такое состояние характерно не для всякого общества, а для цивилизации - общества, основанного на частной собственности, классовом делении, эксплуатации классом собственников другого класса, лишённого собственности, и подавлении его сопротивления. Классовая вражда, вызывающая классовую борьбу, пронизывает и поры культуры. Появляется враждебная культура, принципиально не осваиваемая соперничающим классом, да и не предназначенная ему. Например, это может сказываться в языке, в развитии способностей, в системе права, в праве голоса, в продвижении по службе и проч.

Как правило, цивилизация  избегает состояния внутренней вражды: забастовки запрещаются, открытое сопротивление  в виде восстаний, заговоров - беспощадно подавляются. Но есть и более изощрённые формы предотвращения состояния  открытой войны, угрожающей целостности  общества. Например, в Спарте все  недовольные своим положением илоты (члены эксплуатируемой части  этноса) похищались. Таким образом, пассионарии - наиболее активная часть народа, возможные руководители сопротивления, устранялись из культуры. Иногда преследованиям подвергаются критикующие существующий режим, но случается, что преследованиям за критику подвергаются и люди, критикующие отдельные недостатки режима, или отдельных чиновников - представителей режима.

Однако, часто применяются и более "цивилизованные", "культурные" формы "нейтрализации": подкуп недовольных, создание для них хорошо оплачиваемых постов; выдвижение перед социальными движениями тупиковых целей развития, внесение в ряды противников духа раскола, соперничества и т. д.; распространение иллюзий в виде утопий, различных религиозных идей, отвлекающих от решения основного вопроса - об эксплуатации, и привлекающих внимание к решению второстепенных проблем и проч. Не редкость - и распространение веществ, приносящих временное удовлетворение, успокоение, разрядку нервного напряжения - табака, алкоголя, наркотиков, дурманящих газов. Цивилизация выработала и методы воздействия на население, связанные с манипулированием, управлением сознанием посредством методов психологического, мифологического, идеологического давления. Так, всё чаще распространение информации служит не средством просвещения масс, а ставит себе целью снятие психологического напряжения: дозированная подача сцен насилия и секса - основных психических раздражителей сознания - позволяет снять психологический стресс, искусственно создать настроение удовлетворения, умиротворения. В этом случае реальное удовлетворение потребностей в здоровом труде, активном отдыхе, семейном счастье, человеческом общении подменяется иллюзорным их удовлетворением при помощи средств массовой информации. Широко используются современные мифы - приёмы искусственной обработки слов, понятий с целью придания им определённой эмоциональной окраски, дополнительных смыслов, значений, подмена одних значений другими, выхолащивающими их адекватное содержание и т. п. Но миф даёт фрагментарную картину мироздания, общества, его культуры. Рано или поздно, но возникает потребность в осмыслении всей картины - включающей природу, общество, человеческое мышление, в целом, с точки зрения классового интереса, целей его развития. Эту задачу выполняет идеология.

Идеология, как классовое  сознание, позволяет передать представления  об окружающей человека культуре и  о нём самом в целостном  виде. Важнейшая функция идеологии - представить этот классовый интерес  в виде всеобщего - "всенародного", "общечеловеческого", "всемирного". А поскольку в цивилизации  всеобщий интерес не всегда совпадает  с классовым, то идеология выступает иллюзорной формой сознания. С помощью идеологии господствующий класс свои иллюзии, в качестве всеобщих, навязывает угнетённым классам и всем слоям общества. При смене формационных культур, как правило, происходит идеологический разрыв. Корни его лежат в отношениях собственности, в классовой структуре, то есть имеют цивилизационный характер.

Так, сложный характер, который  приобрела система наследования при переходе от культуры Рима к  средневековой, объясняется, прежде всего, цивилизационными причинами: социальный строй варварских культур сохраняет  ещё элементы социальной однородности. Он покоится на свободе выбора, работник сам выбирает - платить ли ему  за услуги или продукты духовной деятельности, или создавать их самому. Присоединиться ли ему к шайке грабителей и  отправиться в "варяги", или  остаться на земле. Цивилизация лишает его свободы. Самим фактом рождения он становится классовым индивидом  со своей судьбой: раб - рождает раба, свободный - свободного. Это состояние  насильственно поддерживается обществом: раб не может носить оружия, свидетельствовать  в суде и т. п., в противном случае ему угрожает наказание. Поэтому  между цивилизацией и предшествующей ей культурой варваров создаётся  состояние вражды. Оно объективно. Но оно может быть дополнено враждой  экономической, политической, религиозной, что и произошло в истории.

Переход от цивилизации к  цивилизации в рамках схожих формаций, например, переход между феодализмом  и буржуазным обществом, может происходить, не приобретая форму вражды, через  ряд компромиссов, соглашений, что  приводит к постепенной трансформации  культуры. Так, культура буржуазной Англии в наибольшей степени сохраняет  культурное наследие феодальной поры: архитектуру, систему права, философские  системы и т. д. Но и здесь разрыв в области идеологий был значительным. Изменение положения и роли буржуазии  в обществе привело к смене  идеологий - на смену католичеству пришла такая форма протестантизма, как англиканская церковь.

Во Франции, поскольку  противоречия достигли значительной глубины  и вылились в ряд политических переворотов, сопровождавшихся массовыми  казнями непокорных, разрыв в области  идеологии был вполне решительным: католических священников вешали на фонарях, а культ и церемониал были первоначально отменены. Максимилиан  Робеспьер, руководитель одного из радикально настроенных политических кругов революционеров, стал вводить культ Верховного разумного  существа и возводить науку в  ранг религии. Но скоро, после его  гибели, всё вернулось к старым формам, которые постепенно стали  наполняться новым идеологическим содержанием. Поскольку идеология  очень тесно связана с эстетикой, моралью, философией, литературой, то идеологический разрыв приводит к отказу от тех  или иных произведений искусства, литературы и др. Так, могут уничтожаться скульптуры, сжигаться книги, изменяться названия и т. п.

Таким образом, проблема сохранения культурного наследия - сложна. Она  носит комплексный характер, охватывая  область общефилософских, общесоциологических  закономерностей, но включает в себя и особенности экономики, политики, идеологии.

 

 

 

Литература

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с
  2. Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998.
  3. Энциклопедия символизма. М.: Республика, 1998.
  4. История русского и советского искусства/ Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979 и след. изд.
  5. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
  6. Вебер А. История культуры как культурная социология. - Лейден, 1985.

 


Информация о работе Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры