Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:15, реферат
Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования искусства, согласно которым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой воли», «божественного откровения» либо подсознательных замыслов и переживаний художника.
Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40- 20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной.
1. Искусство как феномен культуры. 3
1.1. Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в культуре. Предмет и функции искусства. 3
1.2. Искусство как форма художественного познания. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности. Модель и образ. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация. Общие и специфические черты художественного образа в личных видах и жанрах искусства 6
1.3. Морфология искусства. Содержание и форма в искусстве. Стиль как тип связи содержания и формы. Типология стилей 12
2. Проблемы постсоветской культуры 16
1.2. Проблемы культуры конца ХХ - начала ХХI вв. 16
2.2. СМИ в жизни современного белорусского общества 19
Литература 29
В истории мировой культуры
очень часто возникали
В условиях, когда социальная вражда приобретает устойчивые формы, чуждые явления культуры воспринимаются как враждебные и уничтожаются. Во время экспедиции войск Наполеона в Египет солдаты французской армии расстреливали из пушек скульптурные памятники древнеегипетской культуры. Это была культура их врага, которая не ценилась ими и подлежала, с их точки зрения, уничтожению. Но в той же армии Наполеона были учёные, которые понимали историческую ценность этих памятников былых культур. Их усилиями многие из этих памятников были спасены от бесчинств солдатни и вывезены во Францию.
В условиях снижения социальной напряжённости враждебные элементы культуры могут начать восприниматься как чужие, подлежащие изучению и освоению. Постепенно они способны вытеснить собственную культуру народа, заменить её чужими ценностями, по сути выполнить враждебную роль. Мы уже приводили пример с этрусками, которые, переняв латинскую культуру, позабыли свой родной язык, потеряли свою идентичность. Физически они продолжали жить. Культурно - они более не существовали как этруски, но сохранялись как римские граждане.
Таким образом, освоение культурного
наследия, покоясь на развитии производительных
сил, на соответствующей системе
производственных отношений, в то же
время не сводится к ним, но продолжается
в социальной и политической областях,
определяется идеологическими факторами.
Более того, оно зависит от состояния
самой культуры, правильного определения
линии в отношении культурного
наследия. Так, культура, рассматривающая
все окружающие народы как враждебные,
замыкается в своих границах, будучи
не в состоянии осваивать
Как бы ни была богата в культурном
отношении страна, сокровищница мировой
культуры всего человечества - богаче,
разнообразнее, полнее! Ни один народ,
ни одна культура не могут развиваться
изолированно, в отрыве от развития
мировой культуры. Но и общее культурное
достояние современной
В основе вражды, которая пропитывает поры общества, лежит эксплуатация человека человеком, извлечение части продукта, произведённого работником, владельцем средств производства и его использование с целью сохранения механизма эксплуатации. А такое состояние характерно не для всякого общества, а для цивилизации - общества, основанного на частной собственности, классовом делении, эксплуатации классом собственников другого класса, лишённого собственности, и подавлении его сопротивления. Классовая вражда, вызывающая классовую борьбу, пронизывает и поры культуры. Появляется враждебная культура, принципиально не осваиваемая соперничающим классом, да и не предназначенная ему. Например, это может сказываться в языке, в развитии способностей, в системе права, в праве голоса, в продвижении по службе и проч.
Как правило, цивилизация избегает состояния внутренней вражды: забастовки запрещаются, открытое сопротивление в виде восстаний, заговоров - беспощадно подавляются. Но есть и более изощрённые формы предотвращения состояния открытой войны, угрожающей целостности общества. Например, в Спарте все недовольные своим положением илоты (члены эксплуатируемой части этноса) похищались. Таким образом, пассионарии - наиболее активная часть народа, возможные руководители сопротивления, устранялись из культуры. Иногда преследованиям подвергаются критикующие существующий режим, но случается, что преследованиям за критику подвергаются и люди, критикующие отдельные недостатки режима, или отдельных чиновников - представителей режима.
Однако, часто применяются и более "цивилизованные", "культурные" формы "нейтрализации": подкуп недовольных, создание для них хорошо оплачиваемых постов; выдвижение перед социальными движениями тупиковых целей развития, внесение в ряды противников духа раскола, соперничества и т. д.; распространение иллюзий в виде утопий, различных религиозных идей, отвлекающих от решения основного вопроса - об эксплуатации, и привлекающих внимание к решению второстепенных проблем и проч. Не редкость - и распространение веществ, приносящих временное удовлетворение, успокоение, разрядку нервного напряжения - табака, алкоголя, наркотиков, дурманящих газов. Цивилизация выработала и методы воздействия на население, связанные с манипулированием, управлением сознанием посредством методов психологического, мифологического, идеологического давления. Так, всё чаще распространение информации служит не средством просвещения масс, а ставит себе целью снятие психологического напряжения: дозированная подача сцен насилия и секса - основных психических раздражителей сознания - позволяет снять психологический стресс, искусственно создать настроение удовлетворения, умиротворения. В этом случае реальное удовлетворение потребностей в здоровом труде, активном отдыхе, семейном счастье, человеческом общении подменяется иллюзорным их удовлетворением при помощи средств массовой информации. Широко используются современные мифы - приёмы искусственной обработки слов, понятий с целью придания им определённой эмоциональной окраски, дополнительных смыслов, значений, подмена одних значений другими, выхолащивающими их адекватное содержание и т. п. Но миф даёт фрагментарную картину мироздания, общества, его культуры. Рано или поздно, но возникает потребность в осмыслении всей картины - включающей природу, общество, человеческое мышление, в целом, с точки зрения классового интереса, целей его развития. Эту задачу выполняет идеология.
Идеология, как классовое сознание, позволяет передать представления об окружающей человека культуре и о нём самом в целостном виде. Важнейшая функция идеологии - представить этот классовый интерес в виде всеобщего - "всенародного", "общечеловеческого", "всемирного". А поскольку в цивилизации всеобщий интерес не всегда совпадает с классовым, то идеология выступает иллюзорной формой сознания. С помощью идеологии господствующий класс свои иллюзии, в качестве всеобщих, навязывает угнетённым классам и всем слоям общества. При смене формационных культур, как правило, происходит идеологический разрыв. Корни его лежат в отношениях собственности, в классовой структуре, то есть имеют цивилизационный характер.
Так, сложный характер, который приобрела система наследования при переходе от культуры Рима к средневековой, объясняется, прежде всего, цивилизационными причинами: социальный строй варварских культур сохраняет ещё элементы социальной однородности. Он покоится на свободе выбора, работник сам выбирает - платить ли ему за услуги или продукты духовной деятельности, или создавать их самому. Присоединиться ли ему к шайке грабителей и отправиться в "варяги", или остаться на земле. Цивилизация лишает его свободы. Самим фактом рождения он становится классовым индивидом со своей судьбой: раб - рождает раба, свободный - свободного. Это состояние насильственно поддерживается обществом: раб не может носить оружия, свидетельствовать в суде и т. п., в противном случае ему угрожает наказание. Поэтому между цивилизацией и предшествующей ей культурой варваров создаётся состояние вражды. Оно объективно. Но оно может быть дополнено враждой экономической, политической, религиозной, что и произошло в истории.
Переход от цивилизации к
цивилизации в рамках схожих формаций,
например, переход между феодализмом
и буржуазным обществом, может происходить,
не приобретая форму вражды, через
ряд компромиссов, соглашений, что
приводит к постепенной трансформации
культуры. Так, культура буржуазной Англии
в наибольшей степени сохраняет
культурное наследие феодальной поры:
архитектуру, систему права, философские
системы и т. д. Но и здесь разрыв
в области идеологий был
Во Франции, поскольку
противоречия достигли значительной глубины
и вылились в ряд политических
переворотов, сопровождавшихся массовыми
казнями непокорных, разрыв в области
идеологии был вполне решительным:
католических священников вешали на
фонарях, а культ и церемониал
были первоначально отменены. Максимилиан
Робеспьер, руководитель одного из радикально
настроенных политических кругов революционеров,
стал вводить культ Верховного разумного
существа и возводить науку в
ранг религии. Но скоро, после его
гибели, всё вернулось к старым
формам, которые постепенно стали
наполняться новым
Таким образом, проблема сохранения культурного наследия - сложна. Она носит комплексный характер, охватывая область общефилософских, общесоциологических закономерностей, но включает в себя и особенности экономики, политики, идеологии.
Информация о работе Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры