Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:15, реферат
Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования искусства, согласно которым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой воли», «божественного откровения» либо подсознательных замыслов и переживаний художника.
Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40- 20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной.
1. Искусство как феномен культуры. 3
1.1. Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в культуре. Предмет и функции искусства. 3
1.2. Искусство как форма художественного познания. Художественный образ как специфическая форма отражения действительности. Модель и образ. Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация. Общие и специфические черты художественного образа в личных видах и жанрах искусства 6
1.3. Морфология искусства. Содержание и форма в искусстве. Стиль как тип связи содержания и формы. Типология стилей 12
2. Проблемы постсоветской культуры 16
1.2. Проблемы культуры конца ХХ - начала ХХI вв. 16
2.2. СМИ в жизни современного белорусского общества 19
Литература 29
Форма и структура в искусстве, следовательно, не являются статичными элементами, они порождаются динамическим взаимодействием процессов, происходящих в самом художнике и объектах его восприятия.
Еще одной значимой в философии искусства и в искусствознании категорией является стиль. Фактически это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона, точнее — достаточно устойчивая для определенного периода истории искусства, конкретного направления, течения, школы или одного художника, трудно описываемая многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.
В XIX—ХХ вв. эта категория энергично разрабатывалась многими историками и теоретиками искусства, эстетиками, философами. Школа искусствоведов Г. Вёльфлина, А. Ригля и других понимала под стилем достаточно устойчивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, простоту, сложность, открытую или закрытую форму и др.) и на этом основании считала возможным рассматривать всю историю искусства как надындивидуальную историю стилей («история искусства без имен» — Вёльфлин).
А.Ф. Лосев определял стиль как «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения».
О. Шпенглер в «Закате Европы» уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль — это «метафизическое чувство формы», которое определяется «атмосферой духовности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства. Как некая метафизическая стихия данного этапа культуры «большой стиль» сам творит и личности, и направления, и эпохи в искусстве. При этом Шпенглер понимает стиль в значительно более широком, чем художественно-эстетическое, значении.
«Стили следуют друг за другом, подобно волнам и ударам пульса. С личностью отдельных художников, их волей и сознанием, у них нет ничего общего. Напротив, именно стиль и творит самый тип художника». Стиль, как и культура, есть первофеномен в строжайшем гётевском смысле, все равно стиль искусств, религий, мыслей или стиль самой жизни.
Как и «природа», стиль есть вечно новое переживание бодрствующего человека, его alter ego и зеркальное отображение в окружающем мире. Оттого в общей исторической картине какой-либо культуры может наличествовать только один стиль — стиль этой культуры. При этом Шпенглер не согласен с достаточно традиционной в искусствоведении классификацией «больших стилей». Он, например, считает, что готика и барокко не различные стили: «это юность и старость одной и той же совокупности форм: зреющий и созревший стиль Запада».
Современный русский искусствовед В.Г. Власов определяет стиль как «художественный смысл формы», как ощущение «художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве. Стиль — художественное переживание времени». Он понимает стиль как «категорию художественного восприятия». И этот ряд достаточно разных определений и пониманий стиля может быть продолжен.
В каждом из них есть что-то общее и нечто, противоречащее другим определениям, но в целом ощущается, что все исследователи достаточно адекватно чувствуют (внутренне понимают) глубинную сущность этого феномена, но не могут достаточно точно выразить ее словами. Это лишний раз свидетельствует о том, что стиль, как и многие другие явления и феномены художественно-эстетической реальности, — относительно тонкая материя для того, чтобы ее можно было более или менее адекватно и однозначно дефинировать. Здесь возможны только какие-то кружные описательные подходы, которые создадут, в конечном счете, в восприятии читателя некое достаточно адекватное представление, о чем собственно идет речь.
На уровне культурных эпох
и направлений искусства
В истории искусства крупные
стили возникали, как правило, в синтетические
эпохи, когда основные искусства формировались
в какой-то мере по принципу некоего объединения
вокруг и на основе ведущего искусства,
которым обычно выступала архитектура.
Живопись, скульптура, прикладные искусства,
иногда и музыка ориентировались на нее,
т.е. на систему принципов работы с формой
и художественным образом (принципами
организации пространства, в частности),
складывающуюся в архитектуре. Понятно,
что стиль и в архитектуре, и в других видах
искусства (так же, как стиль жизни или
стиль мышления — говорят и о таких стилях)
формировался исторически и интуитивно,
несознательно. Никто и никогда не ставил
перед собой конкретной задачи: создать
такой-то стиль, отличающийся такими-то
чертами и характеристиками. Фактически
«большой» стиль является сложно опосредствованным
оптимальным художественным отображением
и выражением на макроуровне (уровне целой
эпохи или крупного художественного направления)
неких сущностных духовных, эстетических,
мировоззренческих, религиозных, социальных,
предметно-практических характеристик
определенной исторической общности людей,
конкретного этно-исторического этапа
культуры; своего рода макроструктурой
художественного мышления, адекватного
определенной социокультурной, этно-исторической
общности людей.
Некоторое влияние на стиль
могут оказывать и конкретные
материалы искусства, техника и
технология их обработки в процессе
творчества.
Стиль — это в какой-то мере
« материально зафиксированная относительно
определенная система изобразительно-выразительных
принципов художественного мышления,
хорошо и достаточно точно воспринимаемая
всеми реципиентами, обладающими определенным
уровнем художественного чутья, эстетической
чувствительности, «чувством стиля»; это
некая более или менее ясно ощущаемая
тенденция к целостному художественному
формообразованию, выражающему глубинные
духовно-пластические интуиции (коллективное
художественное бессознательное, пластические
архетипы, праформы, соборные переживания
и т.п.) конкретной эпохи, исторического
периода, направления, творческой личности,
поднявшейся до ощущения духа своего времени;
это, образно говоря, эстетический почерк
эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления,
школы, личности) эстетическая модель
отображения (система характерных принципов
организации художественных средств и
приемов выражения), внутренне одухотворенная
жизненно важными для данной эпохи принципами,
идеалами, идеями, творческими импульсами
из высших уровней реальности. Если нет
этой одухотворенности, стиль исчезает.
Остаются только его внешние следы: манера,
система приемов.
Стиль, при всей ощутимости
высокоразвитым эстетическим чувством
его наличия в тех или иных произведениях
искусства, даже для «больших» стилевых
феноменов не является чем-то абсолютно
определенным и «чистым».
Нарастание кризисных явлений в экономике, политике, культуре в начале нашего столетия привело к Первой мировой войне (1 августа 1914 года – 30 ноября 1918 года), опрокинувшей прежние представления о гуманизме и классических идеалах, подведшей черту под предшествующим развитием культуры, открыв тем самым путь новым культурным формам. ХХ столетие окончательно указало на близкий конец культуры Нового времени, а так как век уже закончился, то, вероятно, начало XXI века будет все же продолжением культуры XX-го.
Говорить о культуре ХХ веке трудно вдвойне. Во-первых, потому что он только что завершился и трудно оценить те или иные культурные процессы, а во-вторых, это век завершения всей культуры Нового времени.
В конце XIX и в ХХ веке перед человеческой
мыслью встал ряд принципиально
новых проблем, связанных с глобальными
кризисами современности, с переосмыслением
места и назначения человека в
историческом процессе. Вопросы, поставленные
перед человечеством никак
Свой взгляд на человека и мир предлагает необычайно популярная в ХХ веке концепция, получившая название экзистенциальной (Николай Бердяев, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер). Эта концепция пытается осмыслить человека не как нечто абстрактное, а как конкретно-личностное явление, учитывая при этом все моменты его психологической жизни. Тем не менее, одна из важнейших целей экзистенциальной философии - преодоление человеческой отчужденности - оказалась нереализованной.
Весьма популярным течением ХХ века стал также психоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм), пытающийся постичь не только “разумную” природу человека, но и его иррациональные страсти. Современный Запад настолько уверовал в психоанализ, что у каждого уважающего себя американца обязательно есть собственный психоаналитик. Большинство американских триллеров построено на идее чрезвычайной важности подсознания в человеческой жизни. А криминалистика в США уже не идет за преступление, а пытается предотвратить его, используя в том числе и методы психоанализа.
Для понимания сущности культуры ХХ
века важным является рассмотрение двух
феноменов - модернизма и постмодернизма.
Несмотря на то, что иногда под этими
понятиями подразумевают
Введем символ, объясняющий рождение
модернизма из модерна, его развитие
и последующий переход в
В постмодернистском искусстве
существуют различные направления: хеппени
С социокультурной точки зрения, в современном обществе совершается переход от индустриального к постиндустриальному, или информационному, обществу, концепция которого стала популярной в 60-70-х годах нынешнего века (Белл, Кан, Бжезинский, Тофлер). Эта теория выдвигалась как альтернативная прежде всего марксистской теории общественно-экономических формаций. Согласно этой концепции, на определенном, достаточно высоком этапе экономического и технического развития происходит кардинальная смена системы ценностей. На смену экономическим и техногенным ценностям приходят ценности иного, информационного и научного плана. Раскрепощенный человек, освобожденный от тяжелого физического труда, обретает подлинную свободу через материально-техническое благосостояние и сосредотачивает свое внимание на интеллектуальном самосовершенствовании. К сожалению, эта концепция оказалась утопичной. Общества относительного изобилия конца ХХ века, основанные на рынке конъюнктуры, на принципе спроса и предложения так и не смогли преодолеть ограниченность рационально-экономического мышления. Технические перевороты, на которые возлагали надежды теоретики постиндустриализма, лишь обострили кризисные явления в современной цивилизации, поставив под угрозу нравственное и физическое существование человечества. Возникновение новых способов передачи и обработки информации сближает страны и народы, но еще более разъединяет отдельных людей. Происходит усиленная дегуманизация культуры - человеческая личность вытесняется за культурные рамки, что само по себе парадоксально. Возникает некая культурная форма, которая перестает быть связанной с человеческим началом. И главной причиной такого развития стал сам человек, потому что бросившись вдогонку за цивилизацией, пытаясь овладеть материальной стороной мира, он бросил культуру, которая в большей степени консервативна. Но, не сумев догнать развитие цивилизации, человек таким образом оказался в состоянии между культурой и цивилизацией, не принадлежа в полной мере ни той, ни другой. Вероятно, именно этот смысл вложен в понятие “постмодернизм” - “постсовременность”. Современностью для человека, как полноценной личности, может быть только культура, а для человека-машины таковой является цивилизация. Человек оказался “после” современности, на полпути от человека-личности к человеку-машине.
Информация о работе Искусство как феномен культуры. Проблемы постсоветской культуры