МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
В.И. ВЕРНАДСКОГО
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)
Институт филологии, истории
и искусств
Кафедра изобразительного искусства,
методики преподавания и дизайна
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Исследования особенностей
технологии изготовления древнегреческой
керамики. Древнегреческая вазопись.»
Направление подготовки 54.03.02
«Декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы»
Профиль подготовки «Художественная
роспись»
Выполнила студентка 21/2 ДПИ
группы _____________________
И.В.Рощина
Подпись
Научный руководитель
(должность)
_____________________
В.П.Мухин
подпись
ЯЛТА, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
РАЗДЕЛ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ВАЗОПИСИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ5
1.1 Гомеровский
период5
1.2. Архаика6
1.3. Классика………………………………………………………………………………………..9
1.4. Эллинизм…………………………………………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
КЕРАМИКИ…………….......................................................17
2.1. Общие
сведения об изготовлении керамики…………………………...…….17
2.2. Общие
сведения о греческой керамике…………………………………...….18
2.3. Виды
греческих глин……………………………………………………….….19
2.4. Техника
и материалы росписи………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………...28
ВВЕДЕНИЕ
Ничто на земле не проходит
бесследно, расцвет греческой цивилизации
миновал несколько столетий назад, но
искусство не легло в могилы, оно не просто
является объектом изучения, как что–то
очень древнее и интересное, но мы получаем
от него удовольствие, подражаем ему. Эта
работа посвящена керамике древней Греции,
а именно тому, как она изготавливалась
и декорировалась. Изучая росписи, мы обогащаем
наши сведения об античной мифологии,
литературе, театре, быте, не говоря уже
об искусстве: архитектуре, скульптуре,
художественной утвари и в особенности
об утраченных произведениях эллинской
монументальной живописи.
Искусство Древней Греции внесло
значительный вклад в развитие всего мирового
искусства. Цель данной работы – рассмотреть
эволюцию древнегреческой живописи. Вазовая
живопись, сыграла большую роль в истории
Древней Греции, отображая жизнь эллинов.
Современные искусствоведы
выделяют несколько эпох развития вазовой
живописи: гомеровский, архаический, классический
и эллинистический. Греческие вазы, которых
осталось десятки тысяч – самый полный
источник знаний обо всём эллинском: о
жизни, обрядах, обычаях, образовании.
Но не только жизнь и быт древних эллинов
привлекает современного человека.
Само создание этих ваз восхищает
и удивляет современных живописцев. То,
с какой ответственностью древнегреческие
мастера подходили к своему делу. Особенно
интересно узнать какие использовались
краски. Привлекают внимание узоры (меандры),
изображаемые древнегреческими мастерами.
Почему у многих мастеров возникало желание
изобразить светлую фигуру на чёрно–лаковом
фоне. Как мастера делали фигуры почти
реальными с помощью нескольких цветов.
Вместе с тем, изучая
греческие вазы, мы не должны
забывать, что они являются не
только произведениями искусства.
Вазы изготавливались специально
для того, чтобы служить предметами
повседневного домашнего обихода;
они имели различное бытовое
и культовое назначение. Колпинский
Ю.Д. [6].
Масло в кладовых греков хранилось
в глиняных кувшинах. Рядом на деревянных
полках стояло множество других сосудов
из глины: горшки всех размеров, чашки,
кубки и миски, блюда и тарелки, котлы и
жаровни, цедилки и воронки, горшки и корчаги
с припасами. Комнаты дома украшали расписные
кувшины и глиняные коробки тонкой работы.
В них хозяева держали дорогое душистое
масло, лекарства, румяна, мелкие вещи
и украшения.
Многие художники и исследователи
интересовались греческой вазописью,
в частности, Сидорова Н.А., Тугушева О.В.,
Забелина В.С. [12].
Цель исследования
- исследования особенностей
технологии изготовления древнегреческой
керамики. Древнегреческая вазопись.
Задачи исследования:
1)Изучить и проанализировать
научные источники по теме исследования
2)Выделить особенности выполнения
греческой вазописи
3)Подготовить эскизы росписи
4)Выполнить роспись по керамике
Объект
исследования – это процесс формирования
умений и навыков древнегреческой росписи
в процессе обучения ДПИ.
Предмет исследования – условия формирования умения и навыков
древне -
греческой росписи
Методы исследования: художественное наблюдение;
метод проб и ошибок; анализ научных источников;
изучение и использование для практической
работы опыта мастеров древнегреческой
росписи.
Научная новизна
полученных результатов – специфика древнегреческой
росписи раскрыта в условиях обучения
современной методики и новых технологий.
Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что сувенирный
амфора может быть использована как показательная
работа для студентов, а так же в выставочной
деятельности.
РАЗДЕЛ 1.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВАЗОПИСИ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1. Гомеровский
период
Древнейший период развития
греческого искусства носит название
гомеровского по имени легендарного автора
эпических поэм “Иллиада” и “Одиссея”,
описавшего это время. Изобразительные
искусства и архитектура гомеровской
Греции при всем их непосредственно народном
происхождении не достигли ни широты охвата
общественной жизни, ни художественного
совершенства эпической поэзии.
Начальный этап собственно
греческого искусства – геометрика (IX
- VIIIв. до н.э.) возвращение к древнему знаково–символическому
языку. Самое яркое своё выражение геометрика
нашла в керамике. Вазы, так называемого
“геометрического стиля” отличаются
благородством, четким решением композиции,
строгостью силуэта, подчёркнутого росписью.
Роспись наносилась коричневой краской
по бледно желтоватому фону глиняного
сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно
в верхней ее части рядом кольцевых поясов,
иногда заполнявших всю ее поверхность.
Повсюду возникали школы керамики. Геометрические
вазы предназначались для погребальных
ритуалов: в них хоронили прах умерших,
клали в качестве дара в могилы, а в Аттике
ставили в качестве надгробия.
Наиболее полное представление
о “геометрическом стиле” дают
так называемые дипилонские вазы,
относящиеся к 9 – 8 вв. до н.э. и найденные
археологами на древнем кладбище близ
Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень
большие сосуды, высотой иногда почти
в рост человека, имели погребальное и
культовое назначение, по форме повторяя
глиняные сосуды, служившие для хранения
больших количеств зерна или растительного
масла. На дипилонских амфорах орнамент
особенно обилен: узор состоит чаще всего
из чисто геометрических мотивов, в частности
плетенки–меандра (меандровый орнамент
сохранялся в качестве орнаментального
мотива и на всем протяжении развития
греческого искусства). Кроме геометрического
орнамента широко применялся схематизированный
растительный и животный орнамент. Фигуры
животных (птиц, зверей, например лани
и др.) многократно повторяются на протяжении
отдельных полос орнамента, придавая изображению
ясный, хотя и однообразный ритмический
строй.
Важной особенностью
более поздних дипилонских ваз (8
в. до н.э.) является введение в узор примитивных
сюжетных изображений со схематизированными,
сведенными почти к геометрическому знаку
фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень
разнообразны (обряд оплакивания умершего,
состязание колесниц, плывущие суда и
т. п.). При всей своей схематичности и примитивности
фигуры людей и особенно животных обладают
известной выразительностью в передаче
общего характера движения и наглядностью
рассказа. По отношению к искусству доклассового
общества эти вазы безусловно знаменуют
шаг вперед.
1.2. Архаика
Период архаики стал расцветом
художественных ремесел. Потребность
в изделиях прикладного искусства вызывалась
ростом благосостояния значительной части
свободного населения и развитием заморской
торговли. Особенно высокого расцвета
достигла греческая керамика (слово “керамика”
произошло от греческого “керамус”
– гончар; одно из предместий Афин – Керамик
особенно славилось в 6 и 5 вв. до н. э. своими
гончарами).
Греческие вазы служили
для самых различных целей и потребностей.
Они были очень разнообразны по форме
и размерам. Обычно вазы покрывались художественной
росписью. Лучшие произведения мастеров
архаической вазописи были подлинными
художественными созданиями, и, видимо,
сами мастера относились к ним со всей
серьезностью и ответственностью. Не случайно,
поэтому, многие вазы носят подпись создавшего
их мастера, а иногда и двух — горшечника
и художника.
В 7 и особенно в 6 в. до н. э. сложилась
система постоянных форм ваз, имевших
разное назначение. Так, амфора предназначалась
для хранения вина и масла; кратер — для
смешивания (во время пира) воды с вином;
из килика пили вино; в стройном лекифе
хранились благовония для возлияний на
могилах умерших. По сравнению с керамикой
гомеровского периода формы и пропорции
ваз стали строже и красивее. Своим ясным,
тонко почувствованным ритмом, соразмерностью
всех частей греческие вазы превзошли
сосуды и Древнего Египта и Эгейского
мира. Размещение рисунков на вазах и их
композиционный строй были тесно связаны
с формой вазы.
Эволюция вазовых росписей
шла от схематичных и отвлеченно–декоративных
изображений к композициям развернуто
сюжетного характера, наглядно повествующим
о действиях и поступках изображенных
героев. Смелые реалистические искания
художников–вазописцев часто опережали
развитие скульптуры.
Во времена ранней архаики (кон
8 –7 в. до н. э.) геометрический стиль стал
сменяться. Отличительная черта – появление
обмазки – тонко приготовленной и очищенной
глины, которая скрывала грубоватый материал,
из которого изготавливалась ваза и позволяла
наносить росписи не только чёрным лаком,
но и разжиженным до получения различных
оттенков коричневого, сероватого, красного,
оранжевого, золотистого. С этого времени
две накладные краски, пурпурная и белая,
часто применялись для обогащения живописных
композиций.
Центрами этого направления
были торговые города островной и малоазийской
Греции, а также Коринф. Вазы с островов
Мелоса, Родоса и из Коринфа отличались
нарядностью росписи, носившей в основном
декоративный характер. Целый ряд мотивов
орнамента благодаря торговым и культурным
связям был заимствован с Востока. Художники
этих ваз соединяли в одной композиции
схематичные изображения человека, животных
или фантастических существ с чисто орнаментальными
мотивами, стремясь заполнить все поле
композиции, не оставляя пустых мест, и
этим создать впечатление декоративного
целого. Принципиальной разницы между
изображением людей и орнаментом мастер
не видел. Часто центр росписи – символическое
древо жизни (финик, пальметта, четырёхлистник,
волюта и т.д.)
В 6 в. до н.э. появилась чернофигурная
вазопись. Узорный орнамент был вытеснен
четким силуэтным рисунком, характеризующим
общий облик фигуры и более или менее выразительно
передающим жест и движение. Рисунки людей
и животных заливались черным лаком и
отчетливо выделялись на красноватом
фоне обожженной глины; иногда добавлялись
белый цвет и процарапывание узора одежды,
волос и т. п. по поверхности лака. Последовательно
проходившая перед зрителем вереница
фигур развертывала ясную и понятную ленту
повествования.
Наибольшего расцвета чернофигурная
вазопись достигла в Аттике. Кратер Клития,
выполненный в мастерской Эрготима около
560 г. до н.э. (так называемая “Ваза Франсуа”),
может дать представление обо всем изобразительном
богатстве чернофигурной вазописи. Рисунок
на огромном кратере разбит на ряд поясов.
Большинство из них носит конкретный сюжетный
характер и посвящено рассказам о целом
ряде событий (охота на каледонского вепря,
состязание колесниц и т. п.). Горбунова
К.С, Передольская А.А. [3].
Крупнейшим аттическим вазописцем
середины 6 в. до н.э. (550–530), с наибольшей
силой раскрывшим все живые и прогрессивные
стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.
В его руках мифологические сказания и
эпизоды из гомеровского эпоса превратились
в выразительные сцены, хотя он сохранил
еще ограниченные стороны силуэтного
рисунка. Горбунова К.С, Передольская А.А.
[3].
По мере дальнейшего нарастания
реализма в греческом искусстве в вазописи
наметилась тенденция к преодолению плоскостности
и условности, заложенной во всей художественной
системе чернофигурной вазописи. Это привело
около 530 г. до н.э. к целому перевороту
в технике вазовой росписи — к переходу
к так называемой краснофигурной вазописи
со светлыми фигурами на черном фоне. Законченные
образцы новой техники были созданы в
мастерской Андокида, но в полную меру
все художественные возможности краснофигурной
вазописи были раскрыты уже в период классического
искусства. Горбунова К.С, Передольская
А.А.[3].
Таким образом, в вазописи, как
и в архитектуре, к концу архаического
периода получили исключительно важное
значение реалистические тенденции, во
многом подготовившие победу реализма
в искусстве Греции эпохи классики.
1.3. Классика
С первых десятилетий 5 в. до
н.э. начался классический период развития
греческой культуры и греческого искусства.
Для Древней Греции это был период наивысшего
расцвета драмы, политического красноречия,
архитектуры, скульптуры, монументальной
живописи и вазописи. Высоко совершенное,
последовательно реалистическое и полное
глубокого чувства красоты, искусство
греческой классики определило собой
новый и наиболее важный этап в развитии
всего мирового искусства.