Исследования особенностей технологии изготовления древнегреческой керамики. Древнегреческая вазопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследования особенностей технологии изготовления древнегреческой керамики. Древнегреческая вазопись.
Задачи исследования:
1)Изучить и проанализировать научные источники по теме исследования
2)Выделить особенности выполнения греческой вазописи
3)Подготовить эскизы росписи
4)Выполнить роспись по керамике

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВАЗОПИСИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5
1.1 Гомеровский период 5
1.2. Архаика 6
1.3. Классика………………………………………………………………………………………..9
1.4. Эллинизм…………………………………………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ…………….......................................................17
2.1. Общие сведения об изготовлении керамики…………………………...…….17
2.2. Общие сведения о греческой керамике…………………………………...….18
2.3. Виды греческих глин……………………………………………………….….19
2.4. Техника и материалы росписи………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………...28

Файлы: 1 файл

2.КУРСОВАЯ.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

Как видно из сказанного выше, краска, как правило. Служила для росписи, реже ее использовали для подсвечивания поверхности глины. Так, на кампанских краснофигурных вазах для подсвечивания светлой желтоватой глины применялась легкая красная краска.

Наконец, следует упомянуть о глазури, сравнительно редкой в древнегреческой керамике. На подражающих египетскому фаянсу архаических фигурных вазах навкратийского производства встречается голубая, белая и черная глазурь.              На фигурных вазах того же времени восточно-ионийской работы глазурь бывает голубая, зеленоватая, желтая, желтоватая, белая и черная.

На поздних эллинистических рельефных сосудах применялась темно–зеленая глазурь со стекловидной блестящей поверхностью. Как мы уже отмечали, роспись  греческих ваз в основном производилась черным лаком, по большей части непосредственно наносившимся на поверхность глины. При этом иной раз мастера применяли особые упрощенные приемы нанесения лака, облегчавшие массовое производство сосудов. Так, для быстроты расписывания небольших арибаллических лекифов с краснофигурными пальметтами на тулове, их обычно обмакивали в лак; погружалась в жидкость вся верхняя часть сосуда и тыльная сторона тулова.        При нанесении концентрических кругов на доньях сосудов или поясков лака на стенках мастера прибегали к гончарному кругу, что немало способствовало не только быстроте, но и качеству работы. Однако эти приемы имели место при работе над второстепенными частями, в основном же роспись греческих ваз проводилась вручную. Главными инструментами греческого вазописца были кисть и перо (бекасиное), которыми наносились тонкие, немного выпуклые линии. Особое значение получило перо в краснофигурных росписях, в которых им исполнялись практически все линии внутри фигуры, для чего вазописей пользовался не только густым черным лаком, но также и разбавленным коричневатого или золотисто–желтого тона.

В отличие от графиков более поздних времен, которые помещали рабочий конец инструмента между большим, указательным и средним пальцами, греческие мастера держали его совершенно другим образом. Они пропускали рабочий конец между средним и безымянным пальцами, зажимая противоположный конец инструмента большим и указательным пальцами. Такое положение пера, удерживаемого четырьмя пальцами, придавало рисунку большую уверенность и способствовало широкой манере в рисунке, исполненном твердым движением всей руки;  однако так работать может только мастер, виртуозно овладевший техникой графики.

Помимо пера и кисти, греческие вазописцы пользовались еще острым инструментом, служившим для процарапывания линий по лаку уже после обжига сосуда. Таким образом на вазах коврового и чернофигурного стилей наносились внутренние линии, моделирующие фигурные изображения и детали орнаментов. Процарапанные линии встречаются и на поздних вазах с накладной росписью (так называемые группы Гиафии и др.), но почти не применялись в классическую эпоху.

Процарапаны линии по большей части наносились свободно, от руки, но иногда они исполнялись посредством циркуля. Так обозначились контуры и ободы круглых щитов или дугообразные линии чешуйчатого орнамента.

На краснофигурных вазах, особенно украшенных сложными многофигурными композициями высоко художественного достоинства, росписи нередко предшествовало нанесение предварительного рисунка. Эскиз будущей росписи набрасывался на сухой поверхности глины каким–нибудь твердым инструментом, вероятно, заостренной деревянной палочкой. При внимательном рассмотрении аттических ваз V в. до н.э. нередко можно подметить чуть вдавленные лини первоначального эскиза. Такой предварительный рисунок намечался лишь в самых общих контурах и не включал сколько-нибудь тщательно отработанных деталей.

Наносившаяся поверх предварительного рисунка, роспись повторяла намеченную композицию в главных чертах, нередко отступая в некоторых подробностях. Основные линии часто проводились не по намеченным предварительным рисунком, а немного отклоняясь от них. Так, линии складок одежды нередко идут параллельно первоначально намеченным, отстоя от них на 1–2 миллиметра. Иной раз случалось, что вазописец при исполнении какой-нибудь детали изменял первоначальный замысел и рисовал ногу или руку одной из фигур в несколько другом положении.

При нанесении краснофигурной росписи мастер сначала обводил снаружи кистью контур фигуры. Затем фон сплошь закрашивался лаком, а детали внутри фигуры обозначались пером или кистью. Чтобы придать контуру фигур большую четкость и выразительность, на более ранних краснофигурных вазах его обычно проходили пером.

При расписывании вазы случалось, что художник вносил те или иные изменения в первоначальный замысел; особенно легко могли подвергаться переделке детали. Весьма интересен в этом отношении рисунок на одном краснофигурном стамносе, хранящемся в Лувре. Там вазописец, изображая силена, заменил первоначальное изображение хвоста другим. Очевидно, он предполагал закрасить первый хвост, но забыл это сделать, и у силена оказалось два хвоста: один, свешивающийся между ногами, а другой, изгибающийся позади него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подробно изучив материал о древнегреческой вазописи, я узнала многое об исторических периодах развития древнегреческого искусства.

В гомеровском периоде греческое общество сохраняло родовой строй. Жители были свободными землевладельцами, отчасти пастухами. Самым популярным искусством был эпос. Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Именно в период архаики складывается рабовладельческое общество, что очень важно для дальнейшего развития Эллады.

Период классики был самым важным в истории развития древней Греции. Этот период стал расцветом драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Художники VII в. до н. э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и растительные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз VII в. до н. э., назвали в последнее время ковровым.

Роспись ваз происходила самыми разнообразнейшими образами. Сначала росписи на вазах представляли собой геометрические фигуры, в дальнейшем же вазописцы производили рисунки людей и животных в движении. Они чаще обращали внимание на мелочи в человеческой одежде, структуре тела. Рисунки на вазах становились объемнее и накладывались друг на друга.

Процесс создания вазы проходил не быстро: добыча глины, размачивание, смешивание с добавками, обжиг. Но результат дал о себе знать. К большому сожалению, до нас дошли отчасти только разбитые вазы и зачастую их обломки.   Но нам достаточно этого количества чтобы изучить вазопись древней Греции.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Букина А.Г. Круговращение колеса гончарного. /А.Г. Букина С–Пб.: Изд–во

Государственного Эрмитажа, 2005 – 250 с.

  1. Голубева О.Л. Основы композиции. /О.Л. Голубева – М.: Просвещение,

2012 – 120 с. 

  1. Горбунова К.С, Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз.           

/К.С.

Горбунова, А.А. Передольская – Л., 1961 – 120 с.

  1. Ефимов А. В. Цвет + форма. /А.В. Ефимов – М.: БуксМАрт, 2014. – 616 с.
  2. Йоханнес И. Словарь античности. /И. Йоханнес – М.: Прогресс, 1989–762с.
  3. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для

современности. /Ю.Д. Колпинский  –  Москва. Изобразительное искусство, 1988 – 370 с.

  1. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. /Г.М. Логвиненко – М.:

ВЛАДОС, 2009 – 160 с.

  1. Молчанов А.А., Нерознак В.П., Шарыпкин С.Я. Памятники древнейшей

греческой письменности. /А.А. Молчанов, В.П. Нерознак, С.Я. Шарыпкин – М., 1988 – 192 с.

  1. Максимова М.И. Античные фигурные вазы. /М.И. Максимова – М., 1961 –

146 с.

  1. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре.

/М.О. Сурина  – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2010. – 152 с.

  1. Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно– прикладное искусство

/М.В. Соколов, М.С. Соколова – М.: ВЛАДОС, 2013. – 400с.

  1.  Сидорова Н.А., Тугушева О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика

из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. /Н.А. Сидорова, О.В. Тугушева, 

В.С. Забелина – М., 1985 – 230 с.

  1.  Соколов Г.И. Искусство древней Эллады. /Г.И. Соколов – Москва.

«Просвещение», 1996 – 224 с.

 

 


Информация о работе Исследования особенностей технологии изготовления древнегреческой керамики. Древнегреческая вазопись