Центром развития классической
эллинской культуры стали в основном Аттика,
северный Пелопоннес, острова Эгейского
моря и отчасти греческие колонии в Сицилии
и Южной Италии — так называемая Великая
Греция. Малоазийские города (Милет и др.),
хотя и оправились от разгрома, учиненного
персами, но уже не могли играть былой
ведущей роли в экономической и культурной
жизни Греции.
Время наивысшего расцвета
древнегреческого искусства — в “эпоху
Перикла” — продолжалось примерно также
четыре десятилетия — с 450 по 410 г. до н.э.
Художественные создания периода высокой
классики отличались героической величавостью,
монументальностью и гармоничностью человеческих
образов и одновременно жизненной непринужденностью,
естественностью и простотой.
К концу 5 в. до н.э. искусство
развивалось в условиях кризиса греческого
рабовладельческого полиса. Оно в некоторой
мере утратило героический, гражданственный
характер, ясную гармонию своих монументальных
образов. Вместе с тем в искусстве великих
мастеров поздней классики разрабатывались
новые задачи раскрытия в образах искусства
мира внутренних переживаний человека
иди бурной, беспокойной человеческой
деятельности. Их искусство стало более
драматичным и лиричным, более психологически
углубленным.
Македонское завоевание во
второй половине 4 в. до н.э. положило конец
самостоятельному существованию греческих
городов–государств. Оно не уничтожило
традиции греческой классики, но в целом
с этого времени развитие искусства пошло
по другим путям. Соколов Г.И.[13].
Ранняя классика
Черты архаической условности
некоторое время еще давали о себе знать
и в вазописи, и, особенно, в скульптуре.
Но это были теперь только лишь быстро
уходящие в прошлое пережитки архаической
традиции. Все греческое искусство в течение
первой трети 5 в. до н.э. было пронизано
напряженными поисками методов реалистического
изображения человека, в первую очередь
правдивой передачи движения, так же как
и создания естественной, свободной от
принципов декоративной симметрии групповой
композиции. В вазописи, а затем и в скульптуре
и монументальной живописи победил реализм.
Решительно расширился круг тем и сюжетов.
Период расцвета города–государства
был и периодом расцвета художественных
ремесел различных видов прикладного
и декоративного искусства. Ведущее место
среди них продолжала сохранять керамика,
украшенная высокохудожественной росписью.
В период ранней классики реалистические
тенденции передовых художников–вазописцев
поздней архаики получили быстрое и глубокое
развитие, став уже в годы греко–персидских
войн господствующими. Краснофигурная
техника в это время окончательно вытеснила
чернофигурную. Она давала возможность
реалистически изображать объем и движение,
строить любые ракурсы, естественно и
свободно моделировать человеческое тело.
Художественное мировоззрение
классики, основанное на глубоком интересе
к окружающей жизни и к реальному человеку,
быстро расширило круг возможностей реалистического
изображения, заключенный в краснофигурной
технике. Вместо плоскостного силуэта
чернофигурной вазописи художники стали
строить трехмерные тела, взятые в самых
разнообразных и живых поворотах и ракурсах.
Эта свободная и убедительная передача
движения, далекая от условной игры черных
пятен и процарапанных по черному лаку
линий, дополнялась еще и большей естественностью
красноватого цвета глины, которой пользовались
теперь для изображения человеческих
фигур, так как он несравненно ближе был
представлению о загорелом обнаженном
теле, чем блестящий черный цвет лака.
Черные линии рисунка на светлом фоне
глины передавали теперь мускулы и детали
тела, позволяя реалистически воспроизводить
строение тела человека и его движение.
Это дало мощный толчок развитию искусства
рисунка. Соколов Г.И.[13].
Композиция вазописи ранней
классики становилась все более законченной
и целостной, она была естественно ограничена
внутренней поверхностью плоской чаши
или боковой поверхностью между ручками
вазы. В пределах отведенной для композиции
поверхности вазы художники–вазописцы
с исключительной свободой и наблюдательностью
передавали самые разнообразные сцены
повседневной жизни, так же как и героические
события мифов и гомеровского эпоса. Традиционные
мифические сюжеты переосмыслялись, насыщаясь
новыми мотивами, почерпнутыми из жизни.
Виднейшими мастерами вазописи
этого времени были Евфроний, Дурис и Бриг,
работавшие в Афинах. Всем им было свойственно
стремление к естественности изображения.
Позже, в первой четверти 5 в.
до н.э. мастера научились находить такие
художественные средства изображения
движения, которые могли, не разрушая целостности
поверхности сосуда, давать ощущение трехмерной
пространственности рисунка, и это привело
к окончательному преодолению архаического
принципа плоскостности изображения.
Ближе к началу второй четверти
5 в. до н.э. многочисленнее и совершеннее
становятся композиции, сознательно ставящие
задачу органической связи жизненно естественного
изображения с формой и ритмическим строем
сосуда. Мастера вазописи все более ясно
стали представлять себе, что архитектурная
красота форм сосуда никогда не должна
разрушаться изображением, что их тесная
связь должна служить к их взаимной пользе.
Во второй четверти 5 в. до н.э.
греческая вазопись приобретает невиданную
ранее строгую и ясную гармонию, но она
вместе с тем в какой-то мере теряет ту
непосредственную остроту и яркость, какой
отличались работы первых вазописцев
классического искусства — Дуриса или
Брига. Но вазопись этого времени, так
же как и монументальную живопись, целесообразнее
рассмотреть вместе с искусством Эпохи
Перикла — искусством высокой классики.
Высокая классика
Вторая половина 5 в. до н. э.
– время расцвета всех видов искусства
и наиболее гармоничного воплощения всех
идеалов классики. Ведущее место среди
полисов Греции продолжают занимать Афины,
которые в период правления Перикла переживают
золотой век своего экономического, политического
и культурного развития.
Вазопись в эпоху высокой классики
развивалась в тесном взаимодействии
с монументальной живописью и скульптурой.
Вазописцев середины 5 в. до
н.э. стало привлекать изображение не только
действия, но и душевного состояния героев.
Как и в скульптуре высокой классики, в
образах вазописи этого времени передавались
самые общие состояния человеческого
духа, еще без внимания к конкретным и
индивидуальным чувствам человека, к их
противоречиям и конфликтам, к смене и
борьбе настроений. Все это еще не входило
в сферу внимания художников. Зато ценой
некоторой обобщенности чувства было
достигнуто то, что человеческие образы,
созданные вазописцами середины 5 в. до
н.э., обладают такой типичностью и столь
ясной чистотой своего душевного строя.
Примерами вазописи высокой
классики могут служить такие сделанные
во второй половине века рисунки, как “Сатир,
качающий на качелях девушку во время
весеннего праздника” как “Полиник, протягивающий
ожерелье Эрифиле” (так называемая “Ваза
из Лечче”) и многие другие.
Около середины века получили
широкое распространение лекифы с росписью
по белому фону, служившие для культовых
целей (связанных с погребением умерших).
В них нередко рисунок достигал особенной
непринужденной легкости (подчас переходившей
в небрежность); он наносился черным лаком,
обрисовывая основные линии фигуры, и
после обжига раскрашивался (почему иногда
из–за стершейся краски фигуры выглядят
обнаженными). Образцом мастерского рисунка
на белом фоне является изображение девушки,
приносящей дары умершему, на аттическом
лекифе Бостонского музея.
К концу 5 в. до н.э. вазопись
начала приходить в упадок. Уже Мидий и
его подражатели стали перегружать рисунки
на вазах декоративными деталями; в этой
нарядной узорной орнаментации фигуры
людей, изображенные в затейливых ракурсных
построениях, потеряли свое первенствующее
значение — они стали безличными и одинаковыми,
теряясь посреди развевающихся драпировок.
Логвиненко Г. М. [7]. Кризис свободного
труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился
на творчестве мастеров-керамистов и рисовальщиков.
Вазопись начала утрачивать художественное
качество, превращаясь постепенно в механическое
и безликое ремесло. Соколов Г.И.[13].
Поздняя классика
Концентрация всё больших богатств
в руках крупных рабовладельцев приводит
в конце 5 в. до н. э. к падению значения
свободного труда в полисах, к кризису
рабовладельческой демократии. Распад
полисов повлёк в философии и искусстве
утрату идеала свободного гражданина.
Трагические конфликты общественной действительности
вызвали появление более сложного взгляда
на явления жизни, на человека, привели
к значительным изменениям в области искусства,
которое обретает в известной мере противоречивый
характер. Художники всё чаще обращались
к таким сторонам бытия человека, которые
не укладывались в мифологические образы
и представления прошлого. Были достигнуты
первые успехи в раскрытии духовной жизни
личности. Зарождается, хотя и в самых
общих чертах, интерес к быту и характерным
особенностям психологического склада
человека.
Прикладные искусства в период
поздней классики продолжают процветать.
Однако наряду с собственно греческими
центрами художественных ремесел в последней
трети 4 в. до н.э., особенно в эпоху эллинизма,
получают развитие центры малоазийские,
Великой Греции (Апулия, Кампанья) и Северного
Причерноморья. Формы ваз все более усложняются;
чаще, чем в 5 в. до н.э., встречаются вазы,
подражающие в глине технике дорогих серебряных
ваз с их сложной и тонкой чеканкой и профилировкой.
Очень широко применяется раскраска выпуклых
рельефных изображений, помещаемых на
поверхности вазы.
Появление ваз такого рода было
следствием роскоши и пышности частной
жизни, характерной для богатых домов
4 в. до н.э. Относительное экономическое
процветание в 4 в. греческих городов южной
Италии определило особенно широкое распространение
ваз такого стиля.
Часто создают мастера керамики
4 в. до н.э. и фигурные вазы. Причем, если
в 5 в. до н.э. мастера ограничивались обычно
изображением головы человека или животного,
реже отдельной фигурой, то в 4 в. они часто
изображают целые группы, состоящие из
нескольких тесно сплетенных и ярко раскрашенных
фигур. Таков, например, скульптурный лекиф
“Афродита в сопровождении двух Эротов”
малоазийского происхождения.
Однако в целом прикладные искусства
и особенно вазопись не достигают в 4 в.
до н.э. того высокого художественного
совершенства той тонкой связи композиции
с формой сосуда, которые были столь типичны
для вазописи 5 в. Соколов Г.И.[13].
1.4. Эллинизм
К концу 4 в. до н. э. на развалинах
громадной державы Александра Македонского
возникли государства нового типа – деспотические
монархии, которые вступили в новый период
исторического и культурного развития,
получивший условное название эллинизма.
Этот этап в развитии античного общества
характеризуется сочетанием восточной
и греческой форм общественного устройства,
нарастающим контрастом между колоссальным
богатством рабовладельческой верхушки
и нищетой народных масс, безраздельной
властью монарха и, по существу, полным
бесправием граждан. Греция утратила былое
экономическое и политическое значение.
На первое место выдвинулись большие эллинистические
государства: Египет, царство Селевкидов
в Сирии, Пергам в Малой Азии, Родос и др.
(Соколов Г.И. [13].
Эпоха эллинизма была отмечена
крупными научными открытиями, развитием
точных и естественных наук, материалистической
философией, глубоким интересом к моральным
и эстетическим проблемам. Расширилась
тематика, разрабатывались разнообразные
художественные жанры. Получила широкое
развитие мелкая пластика, а также садово-парковая
скульптура. Наряду с мифологическими
темами распространялись аллегорические,
исторические, жанровые, а также портрет
и пейзаж. Сильнее проявился интерес к
повседневной жизни, к натуралистическим
деталям и подробностям. В вазописи эллинизма,
в глиптике, торевтике, художественных
сосудах из стекла прослеживаются общие
для этой эпохи тенденции. Сидорова Н.А.,
Тугушева О.В., Забелина В.С. [12].
Условия жизни в эпоху эллинизма
в большой мере способствовали расцвету
прикладного искусства. Возникшие перед
мастерами того времени задачи художественного
убранства дворцов и богатых домов, характерное
для эпохи стремление к украшению быта
были причиной создания большого числа
произведений прикладного искусства.
Со временем, изображение в
вазописи становится всё более рельефным
и к концу 4 в до н.э. совсем исчезает. В
эпоху эллинизма в моду вошли простые
цветные вазы, украшенные лишь рельефными
изображениями.
Завершением долгого пути развития
греческой керамики некоторые считают
317 г. до н.э., когда правитель Афин Деметрий
Фалерский издал закон, запрещавший роскошь.
Бытовая же керамика почти не дошла до
нас. Изменилось в афинской керамике и
содержание изображения. С одной стороны,
все чаще стали появляться мифологические
мотивы, связанные с винопитием. Многочисленные
пиры, игры, связанные с дионисийским культом,
буквально заполоняют поверхности сосудов.
С другой стороны, сосуды все больше становятся
атрибутами богов и богинь. Соответственно,
и их изображения появляются на сосудах.
Это Пандора, открывающая теперь уже ящик;
Немезида с вазой полной богатств и почета
для награждения достойных; Геба как виночерпий
огов; юноша Гилас, силящийся вырваться
из рук коварных нимф; Кадм, убивающий
змея, обвившего горшок.
Подводя общие итоги обзору
эллинистического искусства, следует
отметить его огромное значение в развитии
искусства в античный период и в последующие
эпохи. Накопленный эллинистическими
зодчими опыт в решении таких важных вопросов,
как принципы градостроительства, проблемы
архитектурного ансамбля и парковой архитектуры,
имел чрезвычайно большое значение для
архитектуры Древнего Рима и для зодчества
последующих эпох. Еще более велика в этом
смысле роль эллинистического изобразительного
искусства; принципы греческого реалистического
искусства распространились в ту пору
в искусстве не только собственно эллинистических
государств, но и во многих сопредельных
странах. Эллинистическая скульптура
и живопись явились одними из важных слагаемых
в создании древнеримского искусства,
а впоследствии — в формировании средневекового
искусства в Византии и странах Ближнего
Востока. Эллинистическое искусство было
одной из важных ступеней в развитии реализма;
лучшие произведения этой эпохи являются
памятниками, сохраняющими непреходящую
художественную ценность. Соколов Г.И.
[13].
РАЗДЕЛ 2.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
И ДЕКОРИРОВАНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ
2.1. Общие сведения
об изготовлении керамики
Керамика это все, что
сделано из глины и обожжено
в печи (от греческого keramos – глина).
Йоханнес И. [5].Сырая глина из разных
месторождений различаются по химическому
составу, а потому из них при обжиге получаются
изделия разного цвета (от чистого белого
до темного коричневого). В любой необожженной
глине содержится вода, которая улетучивается
только в гончарной печи при нагревании
до температуры 500-600 ºС. Одновременно оставшиеся
элементы спекаются в плотный, похожий
на камень, хотя и хрупкий материал. Керамические
горшки и фигурки могут разбиться, но их
обломки почти не подвержены разрушению
временем. Поэтому ученые, изучающие историю
и искусство древности, Букина А.Г. [1] всегда
могут рассчитывать, что, даже если от
той или иной эпохи не сохранилось никаких
других следов, керамика хоть что–то да
расскажет им о тех людях, которые создавали
и использовали ее.