Исследования особенностей технологии изготовления древнегреческой керамики. Древнегреческая вазопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследования особенностей технологии изготовления древнегреческой керамики. Древнегреческая вазопись.
Задачи исследования:
1)Изучить и проанализировать научные источники по теме исследования
2)Выделить особенности выполнения греческой вазописи
3)Подготовить эскизы росписи
4)Выполнить роспись по керамике

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВАЗОПИСИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5
1.1 Гомеровский период 5
1.2. Архаика 6
1.3. Классика………………………………………………………………………………………..9
1.4. Эллинизм…………………………………………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ…………….......................................................17
2.1. Общие сведения об изготовлении керамики…………………………...…….17
2.2. Общие сведения о греческой керамике…………………………………...….18
2.3. Виды греческих глин……………………………………………………….….19
2.4. Техника и материалы росписи………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………...28

Файлы: 1 файл

2.КУРСОВАЯ.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

Хороший обжиг – это только последний этап в сложном процессе изготовления глиняной вазы. Сперва нужно правильно выбрать глину и подготовить ее – отмучить, а именно придать ей необходимую плотность, избавить от примесей. Для этого у гончаров есть много разных приемов: глину выдерживают в ямах и чанах с водой, в темноте и на свету, долго мнут, чтобы не осталось комочков и проделывают с нею еще много других операций, как кому подсказывает собственный опыт. В результате получается мягкая пластичная масса. Из которой можно лепить предметы любой формы. В отмученную глину для улучшения ее свойств вносят примеси, например мелкий песок или толченые ракушки.

Если постараться сделать это, сосуд получится стройным и прочным, а его обожженная поверхность – ровной и приятной для глаза. Это особенно важно, если глина, которой пользуются в той или иной местности не очень хороша. После обжига она может оказаться пористой и пропускающей жидкость. Чтобы этого не произошло, изготовленные из такой глины горшки обмазывали изнутри и снаружи глиной, тщательно подготовленной и очищенной для того, чтобы частицы в ней спекались крепче. Растирая с водой цветные камни и глину, мастера получали также специальные краски, которыми они могли расписывать свои горшки. Такие краски закрепляются на поверхности глиняных ваз в огне.

2.2. Общие сведения о греческой керамике

 

  Вазы из глины на  территории современной Греции  начали делать около восьми тысяч лет назад. Максимова М.И. [9]. Примерно в это время ее тогдашние жители открыли первые секреты гончарного производства. Самый важный из них был таков: если обжечь глиняный горшок в огне, он станет крепче, не рассыплется со временем и не размокнет от воды. Ведь в огне глина превращается в новый материал – керамику. Техника ее производства в Греции стояла на значительной высоте. Изучая многочисленные дошедшие до нас сосуды и их обломки, среди которых особенно интересны различные образцы производственного брака, мы можем исследовать технику изготовления ваз. Облегчают эту задачу сохранившиеся орудия труда гончаров (печи, формы и пр.), изображения гончаров и вазописцев за работой, и, наконец, скудные письменные источники. Большинство греческих глиняных ваз изготовлялись на ручном гончарном кругу. При выделке больших сосудов формовка производилась мастером, а круг вращал его помощник. Вазы сложной формы делались по частям, которые затем склеивались жидкой глиной. Аналогичным   образом   приставлялись от дельно от руки сформованные ручки. Сформованную вазу просушивали, потом расписывали и обжигали в специальной печи. Нужно думать, что обжиг вазы обычно производился один раз, иногда два и, может быть, большее число раз.

 

  Глиняное тесто, из  которого делались греческие  вазы, было хорошо отмучено и  отличалось высоким качеством, особенно в эпоху высшего расцвета керамического производства в VI—V вв. до н. э. Глина, употреблявшаяся для простой и художественной посуды, в различных областях Греции не была однородной, отличаясь по цвету, плотности и примесям. Различить эти разновидности не всегда легко, ибо глина нередко приобретает при обжиге различные оттенки. Несколько затруднительно также достаточно   точно   определить   признаки, по которым можно было бы отличить один от другого различные виды глины слишком для этого несовершенна и мало разработана терминология, которой мы пользуемся для обозначения цвета, фактуры и плотности обожженной глины. Остановимся на главнейших видах греческих глин.

2.3. Виды греческих глин

 

 Коринфская и аналогичная ей сикиопская глина (Йоханнес И. [5]) отличаются светлыми тонами, чаще всего желтоватого цвета; иногда они имеют сероватый, оливковый, тепло–оранжевый или оранжево–розовый оттенок. Встречается и беловатая глина, очень близкая по цвету слоновой кости. Глина на наружной поверхности черепка нередко бывает светлее, чем внутри. Поверхность глины обычно очень гладкая, этим особенно отличаются беловатые сорта.  Коринфская глина обладает небольшим весом, в силу чего при наличии весьма тонких стенок довольно большие сосуды могут быть очень легкими. Коринфской глине близка по цвету глина беотийских ваз, подражающих коринфской керамике. Преимущественно желтая, она имеет разнообразные оттенки. Характерным отличием так называемых беотийско–коринфских ваз являются довольно обильные выбоины, появляющиеся на поверхности сосудов в результате выпадения небольших камешков и крупных песчинок. Такие примеси, видимо, в значительном количестве заключались в беотийской глине. На более ранних беотийских вазах геометрического стиля глина светло-коричневого цвета имеет многочисленные, большей частью белые, включения мелких  известняковых камешков.

Лаконские вазы (Йоханнес И. [5]) геометрического стиля исполнены из тонкой, довольно твердой глины светло-красного, желтоватого, реже серого цвета.

 

 Родосская глина бывает различных оттенков светлого красноватого, красновато-желтоватого    или      коричневатого     цвета

с большим или меньшим количеством мелких блесток слюды; встречается также желто-коричневатая и красноватая глина без примеси слюды.

Вазы с острова Феры сделаны из местной  глины вулканического   происхождения красноватого цвета; она имеет включения красноватого или серого цвета.  Клазоменские вазы исполнены из твердой тонкой глины от желтого до красновато–коричневатого цвета с гладкой тускло–блестящей поверхностью; встречается также глина различных оттенков от розовато-желтого до светло–красного. Йоханнес И. [5]. Навкратийская глина различных тонов от коричневатого до бледно–красного с легким желтоватым оттенком, применялась и более яркая по   цвету   красноватая   глина, в  которой   встречаются белые включения но нет слюды). Для ионийских ваз характерна светлая красноватая с желтоватым оттенком бледная глина с небольшим количеством мельчайших блесток слюды. Встречаются и несколько иные оттенки оранжевато–коричневатого цвета. 

Оранжевато–коричневатые, теплые, сравнительно яркие тона свойственны и халкидским   чернофигурным   вазам.   Но особенно теплым и сочным тоном отличается аттическая глина, имеющая различные оттенки от желто– и оранжево–коричневатого до красновато–коричневатого тонов. Поверхность аттической глины нередко отличается исключительно гладкой фактурой; иной раз она обладает легким блеском, благодаря нанесенному на нее тончайшему слою прозрачной глазури.

Глина италийских ваз, подражающих аттической керамике, не имеет присущего последней замечательного теплого тона. Луканская глина более светлая, бледных желтоватых оттенков. Глина кампанских ваз светло–желтая, нередко с грязно–серым оттенком.

Наконец, упомянем глину боспорских расписных ваз (так называемых акварельных), она довольно груба с хорошо заметной зернистой структурой. Цвет ее желтоватый или оранжевый с сероватым оттенком; встречается также и  серая  глина.

2.4 Техника и  материалы росписи.

 Роспись греческих  ваз производилась главным образом  особой блестящей черной глазурью, которую принято называть черным  лаком. Горбунова К.С, Передольская А.А. [3]. Рецепт изготовления черного лака до сего времени окончательно не установлен. Густо нанесенный на поверхность сосуда, он давал глубокий черный, иногда с зеленоватым, коричневатым или синеватым отблеском тон. Положенный очень жидко или разбавленный лак имел коричневато–желтый или золотисто–желтоватый цвет. По условиям обжига черный лак иногда имел коричневатую, красновато–коричневую или даже красную окраску.   Это прекраснейший черный лак на греческих сосудах не следует смешивать с характерным для римской керамики красным лаком, получившим распространение с I в. до н.э.

Греческий лак, видимо продолжает традицию лака эгейской керамики. Основные разновидности черного лака в общем отвечают главным этапам развития греческой керамики: эпохам геометрического стиля, архаики, классики и эллинизма.

 

  В VI в. до н.э. мы наблюдается заметное изменение в характере и качестве греческого лака.

 

  На клазменских вазах этого времени встречается черно–коричневый и черный лак, иной раз обладающий довольно интенсивным отблеском. Вазы VI в. до н.э. из западно–ионийских центров также дают образцы блестящего лака черного цвета. На изготовленных в то же время халкидских вазах мы находим черный с синеватым отблеском лак, мало чем уступающий аттическому. Йоханнес И. [5]

 

  Аттический лак бесспорно  занимает  первое место среди других греческих лаков. Уже на вазах VI в. до н.э. он отличается очень интенсивным глубоким черным цветом и весьма сильным блеском. Нередко этот лак имеет различные оттенки: коричневатый, оливковый, синеватый.

 

  Особенно резко заметно  превосходство аттического лака  над лаками других центров  в эпоху классики, когда в греческом  керамическом производстве Афинам  принадлежало доминирующее положение.

   Наибольшего    расцвета    производство    аттического  лака достигло в V в. до н. э., мастера того времени умели придавать лаку изумительно ровную, зеркальную, блестящую поверхность. Это довольно хорошо можно почувствовать даже на ощупь. Аттический лак в известной мере можно отличить от других лаков посредством осязания поверхности.  Сплошь  покрытая   лаком   аттическая    ваза V в. до н.э. нередко настолько хорошо отражает   находящиеся   возле   нее   предметы, что почти может служить  зеркалом.  Способность   такого  лака   очень силь-но отражать свет вызывает даже значительные неудобства,   возникающие  при фотографировании, ибо крайне трудно бороться со световыми  бликами. Мы уже отмечали, что аттический лак V в. до н. э. имеет глубокий черный тон, нередко, однако, на некоторых частях вазы он обладает характерным оливковым оттенком. Сурина М.О.[10].

 

  С IV в. до н. э. можно  наблюдать некоторое снижение  качества аттического лака. Правда, нередко встречаются великолепные  образцы иссиня–черного лака, не уступающие по интенсивности блеска и глубине тона лучшим произведениям предшествующего столетия, но у них нет той изумительной зеркальной поверхности, которая была на вазах V в. до н. э. Черный лак италийских ваз, имитировавших аттические образцы, заметно уступает последним, отличаясь значительно менее интенсивным блеском и менее глубоким черным тоном. 

Вапулнйскои керамике IV–III вв. до н. э. применяется блестящий черный лак, иногда приближающийся по качеству к хорошему аттическому, но не достигающий последнего. Апулийский черный лак нередко имеет оливковый или оливково–коричневатый оттенки. Образцы блестящего черного лака дает также и луканская керамика. Йоханнес И.[5]

На   кампанских   вазах   встречается   лак черного и коричневато–черного цветов, иногда с оливковым и коричневато–оливковым   оттенком.    В   отличие   от блестящего апулийского лака, кампанский лак часто более тускл и кажется матовым. Встречается, однако, и лак с довольно интенсивным «беспокойным» отблеском, поверхность которого производит впечатление не зеркально-ровной, а как бы зернистой. Такой лак нередко встречается на каленских вазах, где он обладает оливковым оттенком и беспокойным отблеском.

В эллинистическую эпоху качество черного лака постепенно падает; этот процесс завершается полным исчезновением самого лака. В III в. до н. э. встречаются еще довольно хорошие образцы блестящего черного лака, но в II в. до н. э. этот лик вы–рождается в коричневатый или сероватый (иной раз с буро–зеленоватым оттенком) тускло блестящий так называемый «графитный» лак с характерной неровной «зернистой», а не гладкой поверхностью.

На расписных вазах III в. до н. э. широко применялся лак темно–коричневого цве–та, переходящий в светло–коричневый и золотисто–желтый. Яркость золотисто–желтой окраски лака усиливается нанесением последнего на светлый фон облицовки.

В керамике II в. до и. э. встречается коричневатый лак с красноватым оттенком. Характерные для этого времени «мегарские чаши» покрывались лаком различных оттенков сероватого (графитного), серовато–черного и коричневато-красного цвета, со слабым, нередко «беспокойным» блеском.

В I веке до н.э. эллинистический лак вытесняется красным лаком. Красно лаковая керамика производилась в Малой Азии, Италии и в ряде римских провинций. Лак на этих сосудах имеет различные красновато–коричневатые оттенки и отличается различной степенью блеска.

Помимо лака греческие вазописцы довольно широко применяли различные краски. Уже на некоторых вазах геометрического стиля (Лаконика) мы встречаем белую краску. В VII-VI вв. до н.э. в широком ходу были и белая и пурпуровая краски. Пурпуровая имела различные оттенки цвета запекшейся крови: от розовато–коричневатого до темно–коричневого тона, но по большей части лилово–коричневатых оттенков. Как белая, так и пурпурная краски закреплялись обжигом и отличались довольно большой прочностью. Обе они имели слегка шероховатую поверхность, заметно отличавшуюся по фактуре от блестящей, гладкой поверхности лака. Так белая и пурпуровая краски обычно накладывались поверх лака, то эта особенность позволяет установить их наличие даже в тех случаях, когда они кажутся совершенно утраченными. Покрытая в древности краской поверхность лака после утраты краски вновь приобретает черный цвет, но фактура ее продолжает быть немного матовой и лишенной блеска, что резко отличает ее от обычной поверхности лака.

В краснофигурной вазописи V в. до н.э. значение этих красок сильно падает, но взамен получают распространение краски в росписи погребальных лекифов с белой облицовкой. Эти краски были значительно менее прочными. Поверхность их также слегка шероховата. Контуры обычно исполнялись коричневато–красноватым цветом, а поля покрывались различными тонами (синим, серым, розовым, светло–коричневым, желтоватым).

В росписях IV–III вв. до н.э. на поверхность глины и особенно часто лака наносились прочные минеральные краски пурпурового, красно–белого и белого, переходящего в желтый, цветов. Последняя краска особенно типична для рассматриваемого времени в отличие от чистого белого тона ранней эпохи. Применялись в эту пору и менее прочные краски, обычно именуемые акварельными (голубая, розовая, красная, серая, желтая).

Орнаменты, надписи, изображения отдельных деталей, оружия, предметов обихода на поздних вазах наносились желтовато–коричневатой жидкой глиной, в отличие от обыкновенной краски, которую накладывали легким, а порой и довольно высоким рельефом. Позолотой греческие вазописцы пользовались довольно редко – для выделения небольших деталей; так, в  V в. до н.э. она встречается в росписях по белому фону и несколько чаще в следующем столетии, когда ею охотно покрывали части, выполненные накладной глиной.

Информация о работе Исследования особенностей технологии изготовления древнегреческой керамики. Древнегреческая вазопись