Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа
Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4
1. Ручное ткачество…………………………………………………….5
2. Что такое шпалера…………………………………………………...5
3. Что такое гобелен……………………………………………............6
Глава 2. Страницы истории……………………………………………………7
Глава 3 Современный гобелен………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Словарь терминов……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19
Московский Государственный
Университет им. М. А. Шолохова
Художественно-графический факультет
Специальность: декоративно-прикладное искусство
КУРСОВАЯ РАБОТА
по НХП
Тема: История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства
Работу выполнила студентка
5 курса, веч. отд.
Безручкина Е. Н.
Руководитель: Корнеева Е. Н.
Москва
2004
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4
1. Ручное ткачество…………………………………………………….
2. Что такое шпалера…………………………………………………...5
3. Что такое
гобелен……………………………………………......
Глава 2. Страницы истории……………………………………………………7
Глава 3 Современный гобелен………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………
Словарь
терминов…………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
№1. «Танец»………………………………………………………..
№2. «Солнце в море»……………………………………………....21
№3. «Земля зеленая»……………………………………………….22
№4. «Аль Пачино»………………………………………........
№5. «Тюльпаны»………………………………………………….
№6. «Шаланда»…………………………………………………….
№7. «Бабочка»…………………………………………………….
Введение
Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.
Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.
С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.
Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.
Гобелен создается длительное
время и требует больших
Однако результат этой кропотливой работы иногда превосходит все ожидания. Именно поэтому и еще потому, что гобелен всегда привлекал меня своей красотой и теплотой, я выбрала тему своей курсовой работы.
Ознакомившись и узнав историю развития гобелена, я была поражена, что его путь был тернист и нелегок. История этого удивительного вида декоративно-прикладного искусства то угасало, то с новой силой притягивало к себе интерес.
Современные художники, дизайнеры и просто любители сумели внести в гобелен свежие решения и идеи, что придало ему еще большее очарование и популярность.
Но что, пожалуй, самое интересное в нашей современности, так это Интернет. В нем можно найти множество информации, посвященной искусству гобелена, целые сайты с подробными уроками плетения и освоения этой техники. Я считаю, что это очень полезно для развития молодежи, в частности, да и других поколений тоже.
Глава I. Роль декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное
искусство имеет вековые
Стремление к красоте заложено природой в каждом человеке. Красота - самое могучее средство, которое может повернуть человека к культуре. Деятельность по законам красоты свойственна только человеку. Красота вытекает из совершенного мастерства, и любая вещь, мастерски сделанная, становится красивой. Мастерство - это высокая степень владения данной формой труда, умение создать совершенный предмет или изделие, исходя из точного понимания его назначения.
Тайна красоты изделия кроется в отношении между различными элементами его содержания и формы.
Самое важное состоит в том, что, украшая жизнь людей, прикладное искусство может идейно-эмоционально организовать жизнь людей во всех главных ее проявлениях. Возбуждая в душе человека определенные ощущения, настраивая его психику на определенный лад, вызывая определенный строй мыслей и чувств, декоративно-прикладное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.
Декоративно-прикладное искусство является одним из видов художественного творчества. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности. Прежде всего, это общность социально-исторических и психологических закономерностей и проявлений прекрасного, выступающего главной эстетической категорией. Чтобы понять роль и специфику декоративно-прикладного искусства в жизни, нужно принять во внимание необычный диапазон его видов, тем, сюжетов, типов произведений, художественных техник. Это художественная чеканка (монументальная, станковая), предметно-объемная и национальная одежда разных народов, гобелен, игрушка и садово-парковое искусство, монументально-декоративная роспись стен и оформление витрин, резьба на предметах мебели и т.д.
Главное их назначение - служить художественному обогащению окружающей человека обстановки.
В
большинстве своих
Художественное богатство, совершенство среды, в которой живет и действует человек, определяется не только и не столько количеством внесенных в нее элементов убранства. Художественные элементы не просто украшают обстановку, а усиливают, обогащают, развивают ее художественно образное содержание, выразительность.
Декоративное искусство несет в себе и выражает идеал эмоционально и интеллектуально насыщенной повседневной человеческой жизни. Любой входящий в среду художественный акцент оказывает влияние на человека, придает его жизни мировоззренческую осмысленность.
1. Ручное ткачество
Ткачество - это один из древних видов декоративно-прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Существует множество примеров ручного ткачества. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль и в украшении жилища, при оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядов. Столь же древние традиции имеет и ручное ковроделие.
По технологии изготовления ковры делятся на войлочные и тканые. Тканые ковры подразделяются на безворсовые, ворсовые и махровые. В безворсовых коврах нити основы закрываются утком, а в ворсовых между нитями основы завязываются узелки, за счет чего образуется бархатистая поверхность. В махровых коврах между нитями основы тоже завязывают узелки, но длину концов оставляют намного больше.
Наряду
с этими видами ткачества развивался
такой вид декоративно-
В настоящее время все ворсовые и гладкотканые сюжетные и бессюжетные ковры ручной работы называют гобеленами.
2. Что такое шпалера
Шпалера – это безворсовые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными изображениями. Исполнялись они в очень сложной технике ручного тканья на станках простой конструкции 2-х типов и в зависимости от стана получили название. Шпалеры, выполненные на станках, где основа вертикально натянута на валы, параллельно закрепленные в стойках один над другим, получили название готлисс (от франц.- высокая основа). Другой вид шпалер – баслисс – ткали на горизонтальных станках, где основа закреплялась на валы, расположенные параллельно в горизонтальной плоскости (basselisse-низкая основа). Основой служила обычно неокрашенная крученная в несколько нитей шерсть или лен. Насновывалась она на стан из расчета в среднем 8-10 нитей на сантиметр. Изображение передавалось переплетением особым образом нитей основы нитями утка, в качестве которых использовались различных тонов шелк, иногда металлическая золоченная или серебряная нить. Для облегчения работы на основу переносился контур рисунка, намечались главные цветовые пятна. Моделью исполнения служил так называемый картон – специально исполненный для этой цели эскиз ковра в красках в натуральную величину.
В России же чаще всего работа велась с готовой уже шпалеры или картоны. Мастер ткал с изнаночной стороны. На вертикальных станах с лицевой стороны помещалось зеркало, в которое мастер мог видеть часть исполненной шпалеры. Модель располагали сбоку или за спиной ткача. При работе в технике баслисс дело обстояло проще: эскиз шпалеры в красках помещали под нитями основы, и, раздвигая их, можно было корректировать работу.
Производство шпалер было делом очень трудоемким (искусный мастер в год исполнял около 1 кв. метра), и требовала эта работа от ткача высокого мастерства, чувства цвета, знания рисунка и большого художественного вкуса.
Различить шпалеры, выполненные в технике готлисс и баслисс, практически невозможно. Только наличие модели, с которой они исполнены, позволяют определить технику, т.к. при готлиссе шпалера повторяет оригинал, а баслисс делает его зеркальное отражение.
3. Что такое гобелен
Гобелен – вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В строгом смысле – изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 году как королевская) включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, (основанную в 1607 году). Ее главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 века красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и ее изделиями.
Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 веке Ф. Буше, Ж. Б. Удри и других. Гобелены ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т.е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью.
Характерная особенность гобелена – рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства гобелена 17-18 в.в. (с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называть вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и других европейских стран, а в 19 веке – вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (так называемые гобеленовые ткани). В 19 веке художественный уровень гобелена резко снижается. С 1930-х годов искусство гобелена возрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для гобеленов в конце 19-начале 20 в.в. создавали Г. Жефруа, К. Моне, Ж. Ф. Рафаэли и другие. После 1945 года заметно способствовали развитию искусства гобелена картоны художника Жана Люрса.
Глава II. Страницы истории
Шпалера - это руно, окрашенное во всей
глубине, насыщенное формами, красками,
символами.
Жан Люрса
Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Здесь репсовое переплетение было известно еще во времена Нового царства (XVI-XI в.в. до н.э.). В египетском музее Каира хранится льняная пелена, затканная узорами с изображением лотосов и скарабеев. Она была найдена в гробнице Тутмоса IV и датируется 1400 годом до н.э. Высочайшим художественным совершенством отличались вытканные цветной шерстью на льняной основе. Они использовались как драпировка, или украшали одежду. Изящество и тонкость рисунка, умелое сочетание изображения людей и животных с декоративной орнаментальной системой композиции близки живописи и мозаике древних коптов. По их тканям судят о многих сюжетах и орнаментах и орнаментальных мотивах несохранившихся памятников (фресок, надгробий, рельефов) эллинистического и раннехристианского Египта.
Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы использующиеся и сегодня.
Информация о работе История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства