История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4
1. Ручное ткачество…………………………………………………….5
2. Что такое шпалера…………………………………………………...5
3. Что такое гобелен……………………………………………............6
Глава 2. Страницы истории……………………………………………………7
Глава 3 Современный гобелен………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Словарь терминов……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Московский Государственный Открытый Педагогический

Университет им. М. А. Шолохова

 

 

 

 

Художественно-графический  факультет

 

Специальность: декоративно-прикладное искусство

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по НХП

 

 

Тема:   История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила студентка 

5 курса, веч. отд.

Безручкина  Е. Н.

Руководитель: Корнеева Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2004  
Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

Глава 1.   Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4

1.  Ручное ткачество…………………………………………………….5

2.  Что такое шпалера…………………………………………………...5

3.   Что такое гобелен……………………………………………............6

 

Глава 2.   Страницы истории……………………………………………………7

 

Глава 3   Современный гобелен………………………………………………..15

 

Заключение……………………………………………………………………….17

 

Словарь терминов……………………………………………………………….18

 

Список  литературы……………………………………………………………...19

 

Приложения……………………………………………………………………...20

№1.   «Танец»………………………………………………………...20

№2.   «Солнце в море»……………………………………………....21

№3.   «Земля зеленая»……………………………………………….22

№4.   «Аль Пачино»……………………………………….................23

№5.   «Тюльпаны»…………………………………………………...24

№6.   «Шаланда»…………………………………………………….25

№7.   «Бабочка»……………………………………………………...26

 

Введение

 

 

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

 Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Гобелен создается длительное время и требует больших физических усилий.

Однако результат этой кропотливой работы иногда превосходит все ожидания. Именно поэтому и еще потому, что гобелен всегда привлекал меня своей красотой и теплотой, я выбрала тему своей курсовой работы.

Ознакомившись и узнав  историю развития гобелена, я была поражена, что его путь был тернист и нелегок. История этого удивительного вида декоративно-прикладного искусства то угасало, то с новой силой притягивало к себе интерес.

Современные художники, дизайнеры и просто любители сумели внести в гобелен свежие решения и идеи, что придало ему еще большее очарование и популярность.

Но что, пожалуй, самое интересное в нашей современности, так это Интернет. В нем можно найти множество информации, посвященной искусству гобелена, целые сайты с подробными уроками плетения и освоения этой техники. Я считаю, что это очень полезно для развития молодежи, в частности, да и других поколений тоже.

 

Глава I. Роль декоративно-прикладного искусства

 

Декоративно-прикладное искусство имеет вековые традиции. Развиваясь одновременно с другими видами искусств, оно кроме чисто бытового назначения обрело и вторую, не менее важную функцию способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждать их творческую активность.

Стремление  к красоте заложено природой в  каждом человеке. Красота - самое могучее средство, которое может повернуть человека к культуре. Деятельность по законам красоты свойственна только человеку. Красота вытекает из совершенного мастерства, и любая вещь, мастерски сделанная, становится красивой. Мастерство - это высокая степень владения данной формой труда, умение создать совершенный предмет или изделие, исходя из точного понимания его назначения.

Тайна красоты изделия кроется в  отношении между различными элементами его содержания и формы.

Самое важное состоит в том, что, украшая жизнь людей, прикладное искусство может идейно-эмоционально организовать жизнь людей во всех главных ее проявлениях. Возбуждая в душе человека определенные ощущения, настраивая его психику на определенный лад, вызывая определенный строй мыслей и чувств, декоративно-прикладное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.

Декоративно-прикладное искусство является одним из видов  художественного творчества. В нем  проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности. Прежде всего, это общность социально-исторических и психологических закономерностей и проявлений прекрасного, выступающего главной эстетической категорией. Чтобы понять роль и специфику декоративно-прикладного искусства в жизни, нужно принять во внимание необычный диапазон его видов, тем, сюжетов, типов произведений, художественных техник. Это художественная чеканка (монументальная, станковая), предметно-объемная и национальная одежда разных народов, гобелен, игрушка и садово-парковое искусство, монументально-декоративная роспись стен и оформление витрин, резьба на предметах мебели и т.д.

Главное их назначение - служить художественному  обогащению окружающей человека обстановки.

В большинстве своих разновидностей декоративное искусство связано с художественной проработкой утилитарно-полезных объектов.

Художественное  богатство, совершенство среды, в которой  живет и действует человек, определяется не только и не столько количеством внесенных в нее элементов убранства. Художественные элементы не просто украшают обстановку, а усиливают, обогащают, развивают ее художественно образное содержание, выразительность.

Декоративное  искусство несет в себе и выражает идеал эмоционально и интеллектуально насыщенной повседневной человеческой жизни. Любой входящий в среду художественный акцент оказывает влияние на человека, придает его жизни мировоззренческую осмысленность.

 

1. Ручное ткачество

 

Ткачество - это один из древних видов декоративно-прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Существует множество примеров ручного ткачества. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль и в украшении жилища, при оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядов. Столь же древние традиции имеет и  ручное ковроделие.

По  технологии изготовления ковры делятся  на войлочные и тканые. Тканые ковры  подразделяются на безворсовые, ворсовые и махровые. В безворсовых коврах нити основы закрываются утком, а  в ворсовых между нитями основы завязываются узелки, за счет чего образуется бархатистая поверхность. В махровых коврах между нитями основы тоже завязывают узелки, но длину концов оставляют намного больше.

Наряду  с этими видами ткачества развивался такой вид декоративно-прикладного искусства, как изготовление шпалер, - настенных ковров с сюжетными и орнаментальными композициями.

В настоящее время все ворсовые и гладкотканые сюжетные и бессюжетные  ковры ручной работы называют гобеленами.

 

2. Что такое шпалера

 

Шпалера – это безворсовые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными изображениями. Исполнялись они в очень сложной технике ручного тканья на станках простой конструкции 2-х типов и в зависимости от стана получили название. Шпалеры, выполненные на станках, где основа вертикально натянута на валы, параллельно закрепленные в стойках один над другим, получили название готлисс (от франц.- высокая основа). Другой вид шпалер – баслисс – ткали на горизонтальных станках, где основа закреплялась на валы, расположенные параллельно в горизонтальной плоскости (basselisse-низкая основа). Основой служила обычно неокрашенная крученная в несколько нитей шерсть или лен. Насновывалась она на стан из расчета в среднем 8-10 нитей на сантиметр. Изображение передавалось переплетением особым образом нитей основы нитями утка, в качестве которых использовались различных тонов шелк, иногда металлическая золоченная или серебряная нить. Для облегчения работы на основу переносился контур рисунка, намечались главные цветовые пятна. Моделью исполнения служил так называемый картон – специально исполненный для этой цели эскиз ковра в красках в натуральную величину.

В России же чаще всего работа велась с готовой уже шпалеры или картоны. Мастер ткал с изнаночной стороны. На вертикальных станах с лицевой стороны помещалось зеркало, в которое мастер мог видеть часть исполненной шпалеры. Модель располагали сбоку или за спиной ткача. При работе в технике баслисс дело обстояло проще: эскиз шпалеры в красках помещали под нитями основы, и, раздвигая их, можно было корректировать работу.

Производство  шпалер было делом очень трудоемким (искусный мастер в год исполнял около 1 кв. метра), и требовала эта  работа от ткача высокого мастерства, чувства цвета, знания рисунка и  большого художественного вкуса.

Различить шпалеры, выполненные в технике готлисс и баслисс, практически невозможно. Только наличие модели, с которой они исполнены, позволяют определить технику, т.к. при готлиссе шпалера повторяет оригинал, а баслисс делает его зеркальное отражение.

 

 

 

3. Что такое гобелен

 

Гобелен – вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В строгом смысле – изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 году как королевская) включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, (основанную в 1607 году). Ее главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 века красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и ее изделиями.

Гобелены  выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 веке Ф. Буше, Ж. Б. Удри и других. Гобелены ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т.е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью.

Характерная особенность гобелена – рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая  нитями основы, и неровная поверхность  оборотной стороны, образуемая швами  и нитями утка. Высокие художественные достоинства гобелена 17-18 в.в. (с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называть вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и других европейских стран, а в 19 веке – вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (так называемые гобеленовые ткани). В 19 веке художественный уровень гобелена резко снижается. С 1930-х годов искусство гобелена возрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для гобеленов в конце 19-начале 20 в.в. создавали Г. Жефруа, К. Моне, Ж. Ф. Рафаэли и другие. После 1945 года заметно способствовали развитию искусства гобелена картоны художника Жана Люрса.

 

Глава II. Страницы истории

 

Шпалера - это руно, окрашенное во всей

глубине, насыщенное формами, красками,

символами.

Жан Люрса

 

Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю  историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был  известен еще в Древнем Египте. Здесь репсовое переплетение было известно еще во времена Нового царства (XVI-XI в.в. до н.э.). В египетском музее Каира хранится льняная пелена, затканная узорами с изображением лотосов и скарабеев. Она была найдена в гробнице Тутмоса IV и датируется 1400 годом до н.э. Высочайшим художественным совершенством отличались вытканные цветной шерстью на льняной основе. Они использовались как драпировка, или украшали одежду. Изящество и тонкость рисунка, умелое сочетание изображения людей и животных с декоративной орнаментальной системой композиции близки живописи и мозаике древних коптов. По их тканям судят о многих сюжетах и орнаментах и орнаментальных мотивах несохранившихся памятников (фресок, надгробий, рельефов) эллинистического и раннехристианского Египта.

Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной  обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы использующиеся и сегодня.

Информация о работе История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства