Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа
Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4
1. Ручное ткачество…………………………………………………….5
2. Что такое шпалера…………………………………………………...5
3. Что такое гобелен……………………………………………............6
Глава 2. Страницы истории……………………………………………………7
Глава 3 Современный гобелен………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Словарь терминов……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19
Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.
На протяжении веков техника гобелена изменялась. Созданная переплетением нитей основы и разноцветных нитей рисунка, полностью скрывающих нити основы шпалера изготавливается на высоком или низком станке.
Различие между этими двумя техниками заключается в основном в расположении нитей основы: горизонтальном - на низком станке и вертикальном - на высоком. Это связано с определенным устройством станков и требует характерных движений при работе. Но в обоих случаях ткань ткачи располагают одними и теми же средствами для выражения на ткани рисунка объема рельефа и изменения тонов.
Основные из этих приемов это сопоставление как в мозаике цветовых пятен; чередование нитей разных цветов для передачи постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение и саму ткань. Таким образом, шпалера не является ни канвой, ни вышивкой. Но она не является и уникальным изделием, поскольку по одному эскизу можно выткать несколько экземпляров, хотя и каждый раз разных.
Картон или "большой шаблон" ("grand patron") по средневековой терминологии это модель шпалеры в натуральную величину. Он является отправной точкой для всякой шпалеры.
Можно выделить следующие виды картонов:
Начиная с "Деяний Апостолов" Рафаэля шпалеры полностью подчиняются живописи. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства, так, например, работал Лебрен для мануфактуры Гобеленов.
Также можно назвать эскизы Буше из Музея изящных искусств в Безансоне, по которым Дюмон исполнил картоны для китайских шпалер.
В XV в. ткач определял
цвет шпалеры, используя яркие красители
растительного и животного
Приемы шпалерного ткачества были хорошо известны в доколумбовой Америке. Образцы этого искусства лучше всего сохранились в сухом климате Перу (самые ранние восходят к 2500 г. до н.э.). Археологические данные позволяют говорить об очень высоком уровне технического мастерства ткачей. Сотканные из шерсти и хлопка при помощи репсового переплетения, их изделия достигали невероятной тонкости: на 1 см основы приходилось до 200 уточных нитей. Такую ткань использовали в качестве каймы для одежды, иногда ею украшали и целиком всю одежду.
В Азии в технике, сходной со шпалерным ткачеством, работали китайские мастера. Некоторые источники указывают на то, что она использовалась, начиная с эпохи Хань. Хорошо известны работы эпохи Сун (X-XIII в.в.) и позднейшие, вплоть до XVIII века. Основа и уток здесь были только из шелка, поэтому шелковые ковровые панно «кэсы» (буквально «резаный шелк») отличались невероятной тонкостью и эластичностью. Число уточных нитей на 1 см достигало 116. Не только тонкостью и мягкостью славились «кэсы»: они были знамениты также своими сложными грациозными композициями, с пейзажно-растительными мотивами и рафинированной колористической гаммой.
Японцы к началу 3 века познакомились с китайскими шелками в период Нара (VII-VIII в.в.) уже сами выделывали шпалерные ткани.
В Западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию. В XI-XII в.в. крестоносцы возвращались из Святой Земли с богатой добычей, где, несомненно, вместе с драгоценностями были ковры и разные ткани. С этого времени и начинается история западноевропейской шпалеры. Однако не во Франции, сыгравшей впоследствии столь существенную роль в дальнейшем развитии этого искусства, а на Севере Европы – в Германии. Возможно потому, что тамошний климат холодный и влажный, препятствовал широкому распространению стенописи, популярный в южных европейских странах, зато способствовал усилению здесь монументальных качеств шпалеры, превращая ее порой в своего рода «шерстяную фреску». Наиболее ранней из сохранившихся до наших дней считается шпалера, вытканная в XI в. Рейнскими мастерами. Она происходит из церкви Св. Гереона в Кельне. По замыслу и исполнению композиция еще не очень сложна, некоторые ее фрагменты (например, грифон, атакующий льва) повторяет сюжетные мотивы византийских шелковых тканей IX-X в.в.
Первые шпалеры, как и фрески, создавались по заказу церкви (иногда по личному заказу епископа на библейские или исторические темы). Серьезность задачи требовала образцов, полного возвышенного величия и суровой силы. На условно трактованном фоне, как правило, вне всякой перспективы, изображались монументальные фигуры: формы отличались простотой и лапидарностью; детали, ровно, как и диапазон красок, сводились к минимуму.
Эти особенности характерны для лучших образцов, выполненных в Германии. Три таких шпалеры (из несохранившейся целиком серии) – «Ангелы», «Апостолы», «Карл» - находятся в кафедральном соборе в Хальберштадте. Несомненная близость к романской стенописи позволяет датировать их 1-ой половиной XII века. По-видимому, немецкие мастера в течении XII-XIII в.в. достаточно преуспели в освоении шпалерного искусства – их работы начали проникать и в Скандинавию. Некоторые исследователи предполагают, что именно мастера из Германии, примерно в 1180 г., выполнили шпалеру с изображением двенадцати месяцев для Бальдисхольской церкви в Норвегии. Сохранились лишь 2 фрагмента – «Апрель» и «Май», которые находятся теперь в Музее прикладных искусств в Осло.
Знаменитый цикл шпалер «Анжерский Апокалипсис» (созданный во Франции в 1380 г.) справедливо относят к высочайшим достижениям искусства готики. Он был выполнен по заказу Людовика I, герцога Анжуйского, для его замка в Анже. Грандиозный цикл (5,50×144 м) состоял из семи шпалер с изображением сцен Апокалипсиса. Сохранилось лишь 2 трети всего ансамбля: 69 фрагментов, общей протяженностью около 100 метров. Шпалеры выткала группа парижских мастеров, которую возглавлял Николай Батай, придворный ткач короля Карла V. Картоны для всего цикла выполнил в 1375-1379 годах известный миниатюрист Жан Бандоль из Брюгге. В качестве образца для шпалерных композиций были использованы миниатюрные рукописи "Комментарии к Апокалипсису", созданной в X веке испанцем Беатусом из Льебаны и принадлежавшей брату герцога Анжуйского Карлу V.
Заметный подъем искусства шпалеры наступает во второй половине XIV столетия в Париже и Appace, затем в Турне и Брюсселе, хотя происхождение того или иного произведения из-за отсутствия архивных сведений не всегда известно.
На смену шпалерам с геометрическим рисунком геральдическими мотивами или лиственными узорами приходят шпалеры "с образами" на исторические темы.
Ярким примером является гобелен "Condottiere", созданный примерно в 1330 году. На панно представлен капитан Гуидо Ричио де Фоглиано после одержанной победы над замками Монтемаси и Сазафорте.
С XIV века слава Арраса становится столь большой, что спустя два века выражение "Арраское сукно" является синонимом шпалеры. Фактически после упадка парижской школы Аррас занимает главенствующее положение в производстве шпалер вплоть до XV века.
Иногда трудно отличить арраские шпалеры от шпалер из Турне, а характерное для эпохи обилие тем и фигур сильно отличается от строгости композиций предшествующего столетия.
С конца XIV в. шпалера вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов во время торжественных праздников и процессий, трибун для зрителей рыцарских турниров. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей европейского художественного ремесла. Создавались уже не отдельные мастерские, а крупные мануфактуры. Здесь над изготовлением шпалер вместе с художником - автором эскизов работали картоньеры. Картоньер, глядя на эскиз, рисовал и раскрашивал картон (клеевыми красками) на бумаге или масляными - на холсте (в натуральную величину будущей шпалеры).
Ткачи трудились над выполнением картона в материале. Большие по размеру шпалеры выполнялись целыми бригадами ткачей, каждый из них должен был в совершенстве владеть секретами ткачества. Ткач должен был также уметь рисовать и обладать развитым колористическим чутьем: он хоть и прибегал к услугам красильщиков, но в процессе работы, подбирая тона по картону, часто сам подкрашивал пряжу, добиваясь точности цветов и оттенков. Бывало, что в процессе работы ткачи вносили существенные коррективы не только в колористические, но и в композиционное решение произведения. В разное время многие центры шпалерного ткачества оспаривали пальму первенства. В XIV веке был Париж, затем Аррас. В XV Аррас и Турне. В XV-ХVI веках - города в бассейне Луары. В XVI Брюссель, Антверпен, Ауденарде - во Фландрии, Феррара и Флоренция - в Италии. В XVII-ХVIII веках Королевская мануфактура в Париже, мануфактура в Бове. Лучшими среди всех европейских мануфактур до конца XVIII в. оставались фламандские и французские Характерно, что каждый центр специализировался на одной технике ткачества. Так, готлисному отдавали предпочтение мастера Парижа, Арраса, Блюгге, Турне, тогда как баслиское предпочитали в Брюсселе, Ауденарде.
В городах бассейна реки Луары, куда в годы изнурительной Столетней войны переселились многие парижские ткачи, к концу XV века зародился особый тип шпалер, так называемых "мильфлеров" (франц. Millefleurs - тысяча цветов). Такое название они получили из-за своей отличительной особенности: множеством мелких цветочков густо усеян темно-синий или темно-розовый фон отдельных изображений, сюжетных сцен, декоративной каймы. В "мильфлерах" можно увидеть близость к готической фреске и витражу, к книжной миниатюре. И здесь и там фигурам людей и животных, архитектуре, деревьям с птицами на ветвях, усыпанных плодами или цветами, "аккомпанируют" травы, цветущие кусты с бабочками на бутонах и многие другие растительные мотивы.
Особое место среди французских "мильфлеров" конца XV в. занимает созданный в Турене цикл из шести шпалер "Дама с Единорогом.
Современному зрителю нелегко прочесть всю необычную символику этого великолепного произведения, хотя существует мнение, что изображенная на шпалерах Дама - реальное историческое лицо, представительница одного из знатнейших семейств города Лиона - Клод де Висте, а весь цикл был заказан ее женихом, Жаном де Шабан - Ванденесом к их свадьбе. Шесть шпалер "Дама с Единорогом" (Париж, музей Клуни) продолжают оставаться шестью ларцами с неисчисляемыми драгоценными сокровищами, общение с которыми дает столь же бесконечное и изысканное наслаждение, как лирика провансальских трубадуров, как звучание старинного органа, как благоухание цветов и трав на лугу. Авторство "Дамы с Единорогом" недавно приписано одному из учеников Вюлькопа, являющегося также автором картонов к "Охоте на единорога" (Нью-Йорк, музей Клуатры).
В XV столетии самые значительные шпалеры создаются в мастерских Брюсселя.
В последней четверти XV в. брюссельские ткачи создают исключительную по своей тонкости и кропотливости шпалеру «Три коронования» (Сане, собор) в которой заметна все большая зависимость искусства шпалеры от живописи и в частности влияние Мемлинга и Клентина Массейса. Ведущее положение по-прежнему сохраняет Брюссель.
С конца XV века главенствующую роль в развитии шпалеры взяла на себя Фландрия. Если во Франции это искусство поддерживалось главным образом заказами меценатов, а мануфактуры основывались по распоряжению королей, то во Фландрии, которая уже в XII-ХV веках слыла одной из наиболее экономически развитых областей Западной Европы, ткачам покровительствовали городские цеха мастеров. Фламандские шпалеры в течение трех столетий (XV-XVIII в.в.) были ценнейшим предметом международной торговли.
Превосходная организация ее в основных центрах - Антверпене и Брюгге - способствовала тому, что фламандские шпалеры в огромном количестве распространились повсюду. Этим объясняется их количественное преобладание в различных коллекциях (как частных, так и музейных). Преддверием "золотого века" фламандской шпалеры стала деятельность мастеров Арраса. Они первыми стали употреблять для утка, наряду с шерстью и шелком, так называемое "кипрское золото": льняные или шелковые крученые нити, обвитые сплющенной проволокой из золота или серебра.
Новый период в истории шпалерного ткачества связан в первую очередь с именем Рафаэля, которому папа Лев X заказал картон для шпалер Сикстинской капеллы. Для серии из 10 грандиозных шпалер "Деяние апостолов" (1513-1516 гг.) Рафаэль создал композиции практически не отличающиеся от его фресковой живописи. Шпалеры, выполненные по картонам Рафаэля, определили дальнейшее направление пути европейского шпалерного ткачества как искусства "шерстяной фрески", со всеми особенностями, присущими монументальной живописи того времени. Характерно, что именно благодаря Рафаэлю шпалера XVI века получила очень близкое ее специфике нововведение: тканые бордюры с изобразительными мотивами, которые, так же как и рама, отделяющая полотно, окаймляют центральный сюжет шпалерных композиций. Эти мотивы назывались "гротесками".
Помимо Брюсселя и Ауденарде широкую славу завоевали в XVI веке произведения еще одного центра - Турне.
Страстный любитель шпалер Франциск I приобрел в Брюсселе ряд произведений. Позже около 1540 года король перевел парижских ткачей в Фонтенбло, где они делали шпалеры для галереи Франциска I (Вена, Музей истории искусств).
Эти мастерские существовали достаточно эфемерно. Они возникли исключительно по приказу короля, который пожелал полностью воспроизвести галерею с 1534 года, украшавшуюся Россо и Приматиччо.
Росписи Приматиччо вдохновили Жана Кузена на создание шпалер, для которых он в 1544 году сделал картоны (над шпалерами работали два парижских ткача Пьер Бласс Младший и Жак Ланглуа). Вскоре в 1551 году Генрих II создает мастерскую в госпитале Ла Трините на улице Сен-Дени в Париже. Ей приписываются шпалеры "История Дианы" (в 1550-е замок Ане; Руан Музей древностей; Нью-Йорк музей Метрополитен), исполненные для замка Ане возможно по картонам Луки Пенни.
Однако в настоящее время этой мастерской могут быть с уверенностью приписаны лишь два фрагмента "Жизни Христа" по картонам Лерамбера (Париж), "голова Св. Петра" (Париж музей Клуни) и "голова Христа" (Париж, Музей Гобеленов).
Фрагменты арабесок ("Флора", Париж, Мобилье Насьональ), возможно созданные в Ла Трините, отмечены влиянием "Книги гротесков" (1566) Жака Андруэ Дюсерсо, в которой в несколько "вульгаризированном" виде представлены росписи в Фонтенбло и которая стала еще одним источником искусства шпалер. Зачастую шпалеры создаются под заказ знатных вельмож, например, "Depart de chasse", "Pastorale", "Fato Prudentia Minor" (1530), "Royal arms of England" (1539). Заслуга в организации шпалерных мастерских в Париже принадлежит Генриху IV.
В 1597 году была основана мастерская в доме иезуитов на улице Сент-Антуан. Руководимая Жираром Лораном, к которому присоединился перешедший из Ла Трините Морис Дюбо, она вскоре была переведена в галерею Лувра. Одной из первых работ этой мастерской была "История Дианы" (Париж, Мобилье Насьональ).
Информация о работе История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства