История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4
1. Ручное ткачество…………………………………………………….5
2. Что такое шпалера…………………………………………………...5
3. Что такое гобелен……………………………………………............6
Глава 2. Страницы истории……………………………………………………7
Глава 3 Современный гобелен………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Словарь терминов……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

В первой четверти XVII в. фламандское искусство ткачества переживает новый период расцвета. Он связан с именем Рубенса и Иорданса, которые создавали картоны для шпалер.

К середине XVII в. славу фламандского шпалерного ткачества постепенно снова затмевают французские мануфактуры, в которых наряду с французскими работают и фламандские ткачи.

Начиная с 1653 г., Никола Фуке, министр Людовика, развиваем мануфактурное производство разнообразных предметов убранства. Так, в 1658 г. в Менси, в окрестностях замка Фуке, была основана небольшая мастерская шпалер. Возглавлял ее Шарль Лебрен. Франция сделалась едва ли не мировым средоточием искусства шпалеры с тремя крупнейшими центрами ткачества в Париже, Бове и Оббюссоне. Лебрен был назначен директором самой крупной во Франции мануфактуры, она включала в себя и красильную мастерскую гобеленов (так называемый "Отель гобелен"). Теперь это огромное объединение называлось "Королевской мануфактурой гобеленов, и мебели Лебрен не только исполнял директорские функции. Он был автором картонов знаменитых серий шпалер: "Времена года", "История Александра Македонского", "Королевские замки", "История Людовика XIV".

Он  вошел в историю шпалеры не только как талантливый автор эскизов и картонов, но и как тонкий знаток специфики художественного ткачества. Кроме Лебрена, парижской мануфактурой руководил Жан Батист (из шпалер, выполненных по его эскизам, наиболее известна серия "Охота Людовика XV" и Франсуа Буше). Наряду с французскими существовал ряд шпалерных мануфактур в других странах Европы.

В Англии, в городе Мортлейк в 1610 году была создана королевская мануфактура, где работали приглашенные из Фландрии ткачи. Однако просуществовала она менее 100 лет, и в 1703 г. мануфактура была закрыта.

Желая обновить слишком часто повторяющиеся  сюжеты Людовик XIII в 1622 году заказал Рубенсу "Историю Константина". Первый экземпляр шпалер (Филадельфия, Музей искусства), которые имели значительный успех, был в 1625 году подарен королем кардиналу Барберини, который в свою очередь поручил французскому ткачу Жаку де Ла Ривьеру управление римскими мастерскими, работавшими по эскизам Пьетро да Картоны Пуссена ("История Сципиона") и Романелли ("Жизнь и смерть Христа").

Важной датой в истории  шпалер стал 1627 год, когда из Италии по приказу короля вернулся Симон  Вуз. Вуэ устроил на мануфактуре "Гобеленов" настоящую мастерскую, в которой шпалеры изготовлялись по его рисункам и картонам.

Продукция парижских  мастерских была очень значительна  и высокого качества. В различных  парижских мастерских, часто работавших по одним и тем же картонам, изготовлялись шпалеры Психея (Париж Мобилье Насьональ), первоначально созданные в Брюсселе для Франциска I.

В 1662 году Кольбер  решил объединить в одну мануфактуру "Гобеленов", разбросанные по Парижу мастерские. Его целью было создание художественных произведений, способных конкурировать с продукцией соседних стран. Таким образом, это экономическое предприятие стало началом обновления искусства шпалеры во Франции.

Королевская мануфактура Гобеленов ("Gobelins") в Париже играла исключительно важную роль в развитии декоративного искусства XVII-XVIII вв., а ее история была тесно связана с историей французской живописи. Продукция парижских мастерских была очень значительна и высокого качества. В различных парижских мастерских, часто работавших по одним и тем же картонам, изготовлялись шпалеры Психея (Париж Мобилье Насьональ), первоначально созданные в Брюсселе для Франциска I.

В Испании, в Мадриде, в XVIII была основана королевская шпалерная мануфактура, которая прославилась лишь благодаря тому, что эскизы для картонов, в основном со сценами из современной жизни, создавал Франсиско Гойя. Однако деятельность мануфактуры вскоре прекратилась.

Мануфактура в  Бове становится известной во всей Европе. Расцвет мануфактуры, основанной в 1664 году, связан с именем Ф. Беагля, возглавившего ее в 1684 году. В начале XVIII века здесь работали Удри и Франсуа Буше, а во второй половине столетия Лепренс Казанова и Юэ. В этот период создаются гобелены по картонам Франсуа Буше "Le Nid" ("Гнездо"), "Le Galant Berger" (Галантный пастушок), которые сейчас храняться в Лувре, Париж.

В XVIII веке в  Испании работала мануфактура Санта-Барбары, основанная Филиппом V Бурбоном. Среди  первых ее работ следует упомянуть  шпалеры заказанные королем Уассу ("Телемах") и Андреа Прокаччини ("История Дон Кихота"). После смерти этих двух художников наступил период упадка мануфактуры, длившийся вплоть до середины XVIII века.

Подлинную известность  мастерские Санта-Барбары приобрели  в последней четверти XVIII века, когда  в качестве художника здесь работал  Гойя. В период с 1774 по 1791 год он написал 45 картин, шаблонами для шпалер, которые предназначались для украшения королевских дворцов. Эти картины изображают сцены из жизни Мадрида.

В первой половине XVIII века в Петербурге по указу Петра I была создана шпалерная мануфактура, производство которой налаживали мастера, приглашенные из Парижа.

Периодом  расцвета Петербургской шпалерной  мануфактуры принято считать 1760-1770 годы - к этому времени здесь работали русские мастера - не только красильщики и ткачи, но и художники картоньеры.

Среди произведений петербургской мануфактуры особое место занимает портрет - жанр, не распространенный в шпалерном ткачестве. Ткачам заказывались портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины П. Сохранились далеко не все. К числу наиболее совершенных по тонкости колорита и точности воспроизведения оригинала относятся 2 шпалеры (в вытканных золоченых рамах). Они воспроизводят два известных пейзажа Павловска, созданных С. Щедриным "Колоннада Аполлона" и "Храм дружбы".

К концу 1820-х годов мода на шпалеры  в России проходит, деятельность петербургской мануфактуры постепенно сокращается, и в 1858-м мануфактуру упраздняют. Неуклонный рост промышленного производства в Западной Европе не способствовал, а скорее препятствовал дальнейшему развитию тех областей декоративно-прикладного искусства, которые были связаны с индивидуальным исполнительством. Шпалерную мануфактуру должна была заменить ткацкая фабрика, воспроизведение замысла художника вместо рук ткача взяла на себя машина.

В XIX в. крупные  мастерские остались только во Франции (мануфактуры Гобеленов и Бове). Тем не менее, следует отметить несколько событий в истории шпалеры.

Так в Англии в 1861 Уильям Моррис основал мануфактуру, которая работала вплоть до 1940 года. Моррис и художники-прерафаэлиты в  частности Эдвард Берн-Джонс стремились освободить шпалеру от подчинения живописи (вернуть ограниченный набор цветов отказаться от перспективы). Их идеи оказали заметное влияние в некоторых странах Европы. Так в Норвегии с 1890 года шпалеры производятся по эскизам таких художников, как Фрида Хансен и Геранд Мунте которые возвращаются к растительным красителям.

В этот период создаются  такие произведения, как "Flora" (1885), "Tree of Life", "Fox and Pheasants" (1888).

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский.

Во Франции  после Аристида Майоля, который также  использовал натуральные красители, Мариус Мартен, директор Национальной школы декоративного искусства в Абюссоне, стремился ввести ограничения на цвета и возвращение к декоративному стилю.

Но, несомненно, возрождение искусства шпалеры связано с именем Жана Люрса - знаменитого французского художника и мастера декоративного искусства.

Решающую роль сыграло  знакомство Люрса с мастерами  из Абюссона. Частные мастерские, получившие некогда стараниями Кольбера звание Королевские мануфактуры в Абюссоне, долгое время испытывали нужду в оригинальных и качественных картонах.

По инициативе Мари Кутголи мастерские Абюссона исполнили шпалеру по картону Жоржа Руо «Цветы зла» (1928), а затем (1932) по картинам известных художников Леже, Матисса, Пикассо, Дюфи.

Тогда же Мари Куттоли  обратилась к Жану Люрса, который  в 1932 году предложил свой первый эскиз для Абюссона «Гроза». Этот опыт возродил интерес к шпалере.

В 1936 году национальные мануфактуры заказали Люрсу новые  работы.

Признавая за современной  шпалерой независимость от живописи, что должно возвратить ее большому искусству, как это было в средние века, Люрса считал шпалеру монументальным искусством. Это мнение разделял и Ле Корбюзье, который будет говорить о "шерстяной стене". Среди его значительных работ следует особо отметить "Апокалипсис" для капеллы в Асси и "Песнь мира" (Анжер, музей шпалер).

После Люрса  свой вклад в развитии искусства  шпалеры внесло целое поколение  художников: Громер, Пикар, Леду. В 1946 для  мануфактуры в Бове Матисс исполнил картон "Полинезия" (Париж, Мобилье  Насьональ).

С тех пор  в этой области работали такие живописцы, скульпторы и архитекторы, как Пикассо, Брак, Шагал. Благодаря Люрса в 1960-е годы в Лозанне была создана международная Выставка шпалер, которая должна была представить все практические поиски и определить взаимосвязь шпалеры и живописи.

Распространенный стиль Hi-tech продолжил историю гобелена. Современные художники стараются создать нейтральные изображения, которые способны вписаться в любой интерьер. Пусть художественная ценность современных гобеленов промышленного производства не сопоставима с копиями старинных шпалер, но приятно осознавать, что в помещениях, оформленных в жестких и минималистических тенденциях, находится место яркому текстильному пятну.

 

Глава III. Современный гобелен

 

20 век давно поколебал привычную  иерархию жанров, веками казавшуюся незыблемо устойчивой. Широко распахнув мир для творческого эксперимента, эра научно-технического прогресса внесла глубокие изменения и в законы пластического мышления.

Самый молодой вид декоративно-прикладного  искусства. Это искусство предстает сегодня как искусство идейно-содержательное, очень современное по своему духу. Это искусство, вызывающее ощущение какой-то особой близости и доступности, оно привлекает своей рукотворностью, неисчерпаемым богатством цветовых сочетаний, природное тепло материала кажется почти физически ощутимым. Первые произведения, выполненные в разных техниках ручного творчества, появились в республиках Прибалтики в середине 50-х годов. Огромное значение в становлении и развитии латышского художественного текстиля внес выдающийся педагог и художник, профессор Р. Хеймрат. Несмотря на краткость своей биографии, гобелен занимает сегодня одно из ведущих мест на выставках нашей страны и за рубежом. С конца 60-х годов формируются и самостоятельные выставки гобелена. Драгоценное свойство увидеть общее через призму личного, умение говорить голосом сердца придает произведениям художников современного гобелена особую теплоту и эмоциональную окрашенность, делает их необычно привлекательными для любого зрителя. С первых шагов возрождения гобелена ему свойственно богатство средств выражения содержания, многообразие элементов структуры художественного языка. Одну и ту же тему разные мастера могут трактовать средствами конкретно реалистического языка, языка аллегории и символа. Палитра средств языка гобелена с каждым годом расширяется. Широта диапазона художественных средств гобелена, безграничные возможности фантазировать с формой, техникой, фактурами, цветом.

Сегодня гобелен существует во множестве  разновидностей и типов. Основное место занимает так называемый плоскостной гобелен, который имеет часто традиционную форму прямоугольника, и выполняется в технике плотного переплетения, дающей однородную поверхность. Однако эта техника мало похожа на классическую гобеленовую, которой пользовались мастера прежних эпох. Теперь пряжа берется более толстая, создающая выразительную зернистую поверхность, активно участвующую в общей структуре языка произведения. Но более охотно современные мастера используют смешанную технику, соединяя в одной работе сразу несколько типов переплетения - рельефное, ажурное и др.

Исходные материалы  для ткачества современного гобелена самые неожиданные и разные: шнуры, пушистая сизаль, кожа, металлическая нить разной толщины и фактуры, хлопчатобумажная и шерстяная пряжа.

Все это делает современный гобелен непохожим на старинный - их часто объединяет лишь название. Теперь, оно лишь условно обозначает декоративные текстильные композиции.

Другой современный  тип гобелена - это рельефная и  объемная форма, рассчитанная на экспонирование в пространстве и подобно скульптуре раскрывающаяся при круговом осмотре.

Такие гобелены выполняются в смешанных  техниках и в различных материалах. Третий тип нового гобелена - миниатюрный, или "мини-гобелен", имеющий очень маленькие размеры. Он может быть плоскостным, рассчитанным на стену жилого интерьера, или объемным, уподобленным мелкой пластике, исполненной в текстильных материалах. Мини-гобелены позволяют с наименьшими затратами материала, времени и сил опробовать новые идеи, реализовать экстравагантные порой решения, то есть они служат своеобразной творческой экспериментальной лабораторией. В то же время миниатюрный текстиль - это в определенной степени, самостоятельная область творческой деятельности, в которой можно добиться филигранной тонкости технического исполнения, использовать различные, в том числе и нетекстильные материалы. В ней проступает стремление, как к созданию декоративных форм, так и к возрождению почти неосуществимой в современных условиях изысканной тональной утонченности классической техники гобелена.

Многообразие  типов современного гобелена заставляет рассматривать его как своего рода гибридный жанр, родственный станковому и монументальному искусству, скульптуре и керамическим рельефам, а иногда близкой дизайнерскому проектированию и сценографическим решениям. Такое существование гобелена на стыке разных жанров усложняет его собственную структуру художественного языка, но зато делает особенно интересным и острым по постановке актуальных вопросов искусства сегодняшнего дня.

Информация о работе История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства