Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа
Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4
1. Ручное ткачество…………………………………………………….5
2. Что такое шпалера…………………………………………………...5
3. Что такое гобелен……………………………………………............6
Глава 2. Страницы истории……………………………………………………7
Глава 3 Современный гобелен………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Словарь терминов……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19
В первой четверти XVII в. фламандское искусство ткачества переживает новый период расцвета. Он связан с именем Рубенса и Иорданса, которые создавали картоны для шпалер.
К середине XVII в. славу фламандского шпалерного ткачества постепенно снова затмевают французские мануфактуры, в которых наряду с французскими работают и фламандские ткачи.
Начиная с 1653 г., Никола Фуке, министр Людовика, развиваем мануфактурное производство разнообразных предметов убранства. Так, в 1658 г. в Менси, в окрестностях замка Фуке, была основана небольшая мастерская шпалер. Возглавлял ее Шарль Лебрен. Франция сделалась едва ли не мировым средоточием искусства шпалеры с тремя крупнейшими центрами ткачества в Париже, Бове и Оббюссоне. Лебрен был назначен директором самой крупной во Франции мануфактуры, она включала в себя и красильную мастерскую гобеленов (так называемый "Отель гобелен"). Теперь это огромное объединение называлось "Королевской мануфактурой гобеленов, и мебели Лебрен не только исполнял директорские функции. Он был автором картонов знаменитых серий шпалер: "Времена года", "История Александра Македонского", "Королевские замки", "История Людовика XIV".
Он вошел в историю шпалеры не только как талантливый автор эскизов и картонов, но и как тонкий знаток специфики художественного ткачества. Кроме Лебрена, парижской мануфактурой руководил Жан Батист (из шпалер, выполненных по его эскизам, наиболее известна серия "Охота Людовика XV" и Франсуа Буше). Наряду с французскими существовал ряд шпалерных мануфактур в других странах Европы.
В Англии, в городе Мортлейк в 1610 году была создана королевская мануфактура, где работали приглашенные из Фландрии ткачи. Однако просуществовала она менее 100 лет, и в 1703 г. мануфактура была закрыта.
Желая обновить слишком часто повторяющиеся сюжеты Людовик XIII в 1622 году заказал Рубенсу "Историю Константина". Первый экземпляр шпалер (Филадельфия, Музей искусства), которые имели значительный успех, был в 1625 году подарен королем кардиналу Барберини, который в свою очередь поручил французскому ткачу Жаку де Ла Ривьеру управление римскими мастерскими, работавшими по эскизам Пьетро да Картоны Пуссена ("История Сципиона") и Романелли ("Жизнь и смерть Христа").
Важной датой в истории шпалер стал 1627 год, когда из Италии по приказу короля вернулся Симон Вуз. Вуэ устроил на мануфактуре "Гобеленов" настоящую мастерскую, в которой шпалеры изготовлялись по его рисункам и картонам.
Продукция парижских мастерских была очень значительна и высокого качества. В различных парижских мастерских, часто работавших по одним и тем же картонам, изготовлялись шпалеры Психея (Париж Мобилье Насьональ), первоначально созданные в Брюсселе для Франциска I.
В 1662 году Кольбер решил объединить в одну мануфактуру "Гобеленов", разбросанные по Парижу мастерские. Его целью было создание художественных произведений, способных конкурировать с продукцией соседних стран. Таким образом, это экономическое предприятие стало началом обновления искусства шпалеры во Франции.
Королевская мануфактура Гобеленов ("Gobelins") в Париже играла исключительно важную роль в развитии декоративного искусства XVII-XVIII вв., а ее история была тесно связана с историей французской живописи. Продукция парижских мастерских была очень значительна и высокого качества. В различных парижских мастерских, часто работавших по одним и тем же картонам, изготовлялись шпалеры Психея (Париж Мобилье Насьональ), первоначально созданные в Брюсселе для Франциска I.
В Испании, в Мадриде, в XVIII была основана королевская шпалерная мануфактура, которая прославилась лишь благодаря тому, что эскизы для картонов, в основном со сценами из современной жизни, создавал Франсиско Гойя. Однако деятельность мануфактуры вскоре прекратилась.
Мануфактура в Бове становится известной во всей Европе. Расцвет мануфактуры, основанной в 1664 году, связан с именем Ф. Беагля, возглавившего ее в 1684 году. В начале XVIII века здесь работали Удри и Франсуа Буше, а во второй половине столетия Лепренс Казанова и Юэ. В этот период создаются гобелены по картонам Франсуа Буше "Le Nid" ("Гнездо"), "Le Galant Berger" (Галантный пастушок), которые сейчас храняться в Лувре, Париж.
В XVIII веке в Испании работала мануфактура Санта-Барбары, основанная Филиппом V Бурбоном. Среди первых ее работ следует упомянуть шпалеры заказанные королем Уассу ("Телемах") и Андреа Прокаччини ("История Дон Кихота"). После смерти этих двух художников наступил период упадка мануфактуры, длившийся вплоть до середины XVIII века.
Подлинную известность мастерские Санта-Барбары приобрели в последней четверти XVIII века, когда в качестве художника здесь работал Гойя. В период с 1774 по 1791 год он написал 45 картин, шаблонами для шпалер, которые предназначались для украшения королевских дворцов. Эти картины изображают сцены из жизни Мадрида.
В первой половине XVIII века в Петербурге по указу Петра I была создана шпалерная мануфактура, производство которой налаживали мастера, приглашенные из Парижа.
Периодом расцвета Петербургской шпалерной мануфактуры принято считать 1760-1770 годы - к этому времени здесь работали русские мастера - не только красильщики и ткачи, но и художники картоньеры.
Среди произведений
петербургской мануфактуры
К концу 1820-х годов мода на шпалеры в России проходит, деятельность петербургской мануфактуры постепенно сокращается, и в 1858-м мануфактуру упраздняют. Неуклонный рост промышленного производства в Западной Европе не способствовал, а скорее препятствовал дальнейшему развитию тех областей декоративно-прикладного искусства, которые были связаны с индивидуальным исполнительством. Шпалерную мануфактуру должна была заменить ткацкая фабрика, воспроизведение замысла художника вместо рук ткача взяла на себя машина.
В XIX в. крупные мастерские остались только во Франции (мануфактуры Гобеленов и Бове). Тем не менее, следует отметить несколько событий в истории шпалеры.
Так в Англии в 1861 Уильям Моррис основал мануфактуру, которая работала вплоть до 1940 года. Моррис и художники-прерафаэлиты в частности Эдвард Берн-Джонс стремились освободить шпалеру от подчинения живописи (вернуть ограниченный набор цветов отказаться от перспективы). Их идеи оказали заметное влияние в некоторых странах Европы. Так в Норвегии с 1890 года шпалеры производятся по эскизам таких художников, как Фрида Хансен и Геранд Мунте которые возвращаются к растительным красителям.
В этот период создаются такие произведения, как "Flora" (1885), "Tree of Life", "Fox and Pheasants" (1888).
ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский.
Во Франции
после Аристида Майоля, который также
использовал натуральные
Но, несомненно, возрождение искусства шпалеры связано с именем Жана Люрса - знаменитого французского художника и мастера декоративного искусства.
Решающую роль сыграло знакомство Люрса с мастерами из Абюссона. Частные мастерские, получившие некогда стараниями Кольбера звание Королевские мануфактуры в Абюссоне, долгое время испытывали нужду в оригинальных и качественных картонах.
По инициативе Мари Кутголи мастерские Абюссона исполнили шпалеру по картону Жоржа Руо «Цветы зла» (1928), а затем (1932) по картинам известных художников Леже, Матисса, Пикассо, Дюфи.
Тогда же Мари Куттоли обратилась к Жану Люрса, который в 1932 году предложил свой первый эскиз для Абюссона «Гроза». Этот опыт возродил интерес к шпалере.
В 1936 году национальные мануфактуры заказали Люрсу новые работы.
Признавая за современной шпалерой независимость от живописи, что должно возвратить ее большому искусству, как это было в средние века, Люрса считал шпалеру монументальным искусством. Это мнение разделял и Ле Корбюзье, который будет говорить о "шерстяной стене". Среди его значительных работ следует особо отметить "Апокалипсис" для капеллы в Асси и "Песнь мира" (Анжер, музей шпалер).
После Люрса свой вклад в развитии искусства шпалеры внесло целое поколение художников: Громер, Пикар, Леду. В 1946 для мануфактуры в Бове Матисс исполнил картон "Полинезия" (Париж, Мобилье Насьональ).
С тех пор в этой области работали такие живописцы, скульпторы и архитекторы, как Пикассо, Брак, Шагал. Благодаря Люрса в 1960-е годы в Лозанне была создана международная Выставка шпалер, которая должна была представить все практические поиски и определить взаимосвязь шпалеры и живописи.
Распространенный стиль Hi-tech продолжил историю гобелена. Современные художники стараются создать нейтральные изображения, которые способны вписаться в любой интерьер. Пусть художественная ценность современных гобеленов промышленного производства не сопоставима с копиями старинных шпалер, но приятно осознавать, что в помещениях, оформленных в жестких и минималистических тенденциях, находится место яркому текстильному пятну.
Глава III. Современный гобелен
20 век давно поколебал привычную иерархию жанров, веками казавшуюся незыблемо устойчивой. Широко распахнув мир для творческого эксперимента, эра научно-технического прогресса внесла глубокие изменения и в законы пластического мышления.
Самый
молодой вид декоративно-
Сегодня гобелен существует во множестве разновидностей и типов. Основное место занимает так называемый плоскостной гобелен, который имеет часто традиционную форму прямоугольника, и выполняется в технике плотного переплетения, дающей однородную поверхность. Однако эта техника мало похожа на классическую гобеленовую, которой пользовались мастера прежних эпох. Теперь пряжа берется более толстая, создающая выразительную зернистую поверхность, активно участвующую в общей структуре языка произведения. Но более охотно современные мастера используют смешанную технику, соединяя в одной работе сразу несколько типов переплетения - рельефное, ажурное и др.
Исходные материалы для ткачества современного гобелена самые неожиданные и разные: шнуры, пушистая сизаль, кожа, металлическая нить разной толщины и фактуры, хлопчатобумажная и шерстяная пряжа.
Все это делает современный гобелен непохожим на старинный - их часто объединяет лишь название. Теперь, оно лишь условно обозначает декоративные текстильные композиции.
Другой современный тип гобелена - это рельефная и объемная форма, рассчитанная на экспонирование в пространстве и подобно скульптуре раскрывающаяся при круговом осмотре.
Такие гобелены выполняются в смешанных техниках и в различных материалах. Третий тип нового гобелена - миниатюрный, или "мини-гобелен", имеющий очень маленькие размеры. Он может быть плоскостным, рассчитанным на стену жилого интерьера, или объемным, уподобленным мелкой пластике, исполненной в текстильных материалах. Мини-гобелены позволяют с наименьшими затратами материала, времени и сил опробовать новые идеи, реализовать экстравагантные порой решения, то есть они служат своеобразной творческой экспериментальной лабораторией. В то же время миниатюрный текстиль - это в определенной степени, самостоятельная область творческой деятельности, в которой можно добиться филигранной тонкости технического исполнения, использовать различные, в том числе и нетекстильные материалы. В ней проступает стремление, как к созданию декоративных форм, так и к возрождению почти неосуществимой в современных условиях изысканной тональной утонченности классической техники гобелена.
Многообразие типов современного гобелена заставляет рассматривать его как своего рода гибридный жанр, родственный станковому и монументальному искусству, скульптуре и керамическим рельефам, а иногда близкой дизайнерскому проектированию и сценографическим решениям. Такое существование гобелена на стыке разных жанров усложняет его собственную структуру художественного языка, но зато делает особенно интересным и острым по постановке актуальных вопросов искусства сегодняшнего дня.
Информация о работе История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства