История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства………………………...4
1. Ручное ткачество…………………………………………………….5
2. Что такое шпалера…………………………………………………...5
3. Что такое гобелен……………………………………………............6
Глава 2. Страницы истории……………………………………………………7
Глава 3 Современный гобелен………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Словарь терминов……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Современный гобелен создается профессиональными художниками текстиля, получившими специальное образование. Умение "мыслить в материале" складывается на активности фактурной поверхности гобелена. Именно этим объясняется стремление много работать в смешанных техниках ткачества, создавать неординарные рельефы и объемные композиции, разрабатывать особую цветовую гамму, непохожую на живописную. В отличие от старых мастеров многие современные художники гобелена выполняют свои произведения собственноручно, сидя за ткацким станком. Теперь художники считают, что процесс ткачества есть подлинно творческий процесс, подобный работе живописца, графика или скульптора. В это время корректируются детали изобразительного языка, может быть несколько изменена техника, колорит. В тех случаях, когда все-таки привлекаются ткачи-исполнители (это касается больших работ для общественных интерьеров), сам художник постоянно наблюдает за работой, внося в случае надобности свои коррективы. Художники владеют сегодня самыми различными методами и приемами гобеленового искусства.

Отличительная особенность сегодняшнего гобелена - серьезность образно-содержательных основ творчества.

 

Заключение

 

 

Нескончаемая  серия экспериментов в области  рельефно-фактурного гобелена постепенно привела к новому пластическому открытию: возникновению объемного текстильного панно – «текстильной пластики» или «пространственного гобелена», как его стали называть. То, что для мастеров прошлых эпох служило лишь подсобным сырьем, теперь становится рабочим инструментом, нередко выступая на первый план. Усиление интереса к материалу, к максимальному выявлению его свойства, к поискам нового, не мыслимого прежде в гобелене сырья, заставили художников обратиться к разнообразной синтетике, сизалю, к введению в ткань шнуров, кожи, овечьего руна, металла и дерева. Все более смелые новшества вводятся и в технологию ткачества: свободное владение техникой позволяет теперь художнику разнообразить системы переплетения, сознательно обнажать структуру ткани, раскрывая зрителю ее многообразную красоту. Стремясь сделать зримой и осязаемой связь внешней фактуры ткани и ее внутреннего строения, художники совершили решающий шаг. Гобелен расстался со своей подчиненной ролью – непременной части плоской стены, отныне он стал выступать как самостоятельный объемный предмет в пространстве. Тем самым теперь гобелен становится подвержен законам не только ткачества и живописи, но и пластики.

Я считаю, что  к этому виду искусства будут  обращаться все последующие поколения, ведь оно приносит в дом уют  и тепло, да и просто оно этого заслуживает!

 

Словарь терминов

 

 

  • Шпалера – безворсовый настенный ковер с сюжетными и орнаментальными изображениями.
  • Гобелен – вытканный вручную ковер-картина (шпалера). Выполнялись шерстяными и шелковыми нитями по рисункам (картонам).
  • Таписсерия – то же, что гобелен с современными доработками.
  • Фреска – картина, выполненная красками по сырой штукатурке.
  • Баслисс – шпалера, выполненная на горизонтальном станке.
  • Готлисс - шпалера, выполненная на вертикальном станке.
  • Основа - нити, идущие по длине изделия, обычно льняные или х/б, прочные.
  • Прокидка - один проход нити утка в одном направлении.
  • Технический рисунок (картон) - рисунок изделия в натуральную величину, с четким узором и обозначенными цветами.
  • Уток - нити, идущие по ширине изделия, мягкие. В ворсовых коврах и коврах сумах два вида утка - один для образования ворса (или петли), цветной, другой - для закрепления ворса, он не виден на лице.
  • Композиция – (от лат. Compositio – составление, связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
  • Искусство – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.

 

Список литературы

 

 

  1. Савицкая В. И. «Превращение шпалеры», изд-во «Галарт», Москва, 1995 г.
  2. «Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура», Ленинград, 1975 г.
  3. Лютенко О. Ю. «Московский гобелен», 1989 г.
  4. Чаброва И. А. «Гобелен и малая пластика»
  5. «Бельгийский гобелен», 1989 г.
  6. Бирюкова Н. «Французские шпалеры конца 15-20 в.в. в собрании Эрмитажа», изд-во «Аврора», Ленинград, 1974 г.
  7. Яковлева Е. Г. «Русские ковры», Москва, 1959 г.
  8. Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание, изд-во «Советская энциклопедия», Москва, 1971 г.
  9. «Советский современный гобелен», изд-во «Советский художник», Москва, 1979 г.
  10. Патрахина А. Ф. «Технология плетения макраме и изготовление гобелена», Министерство общего и профессионального образования РФ, Омский Государственный Педагогический Университет (ОмГПУ), Омск, 1998 г.
  11. Scobey Joan «Rugs & wall hangings. Period designs and contemporary techniques». («Ковры. Гобелены и покрывала. История и техника»), Dial press, New York, 1974
  12. Coffinet Julien «Metamorphoses de la tapisserie». («Гобелены с древнейших времен до наших дней»), Geneve: Ed.du Tri/corne, 1977

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Танец»

Э. Розенберг, 1970 г.

Шерсть, ручное ткачество (250 × 430)

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«СОЛНЦЕ В МОРЕ»

Г. А. Орлова, 1974 г.

Шерсть, ручное ткачество (202 × 275)

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЗЕМЛЯ  ЗЕЛЕНАЯ»

А. Б. Воронкова, 1974-1975 г.г.

Шерсть, ручное ткачество (150 × 250)

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«АЛЬ  ПАЧИНО»

Шерсть, ручное ткачество (70 × 100)

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

«ТЮЛЬПАНЫ»

Шерсть, ручное ткачество (35 × 50)

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ШАЛАНДА»

Шерсть, ручное ткачество (70 × 120)

 

Приложение 7

 

 

 

 

 

 

 

 

«БАБОЧКА»

Шерсть, ручное ткачество (40 × 60)




Информация о работе История и развитие гобелена как вида декоративно-прикладного искусства