Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:52, доклад
Костюм первой половины xviii века. Период Регентства (1715—1730). Период стиля рококо (1730—1750). Костюм второй половины xviii века. костюм периода французской революции.
XVIII ВЕК
Женщины исполнены грации и элегантности. Корпус затянут в тончайший корсет, и, как стебель, выглядывает из чашечки панье маленькая ножка в ажурном чулке, открывается по щиколотку из-под легко вздымающейся юбки. Пудреные маленькие головки уравняли возраст — всем женщинам не меньше двадцати и не больше шестидесяти. Тема Китая вторгается в область костюма в виде изображения на тканях новых форм цветов и растений. Все это вместе получит название «китайщина» — шинуазери.
В XVIII веке мода, проникнув в деревню, наложит печать века на сельский костюм, как мужской, так и женский. Эти формы, застыв, дошли до наших дней в неизменном виде, но уже как народный костюм. Многое в свою очередь придет в моду из деревни: например, шляпа, которая и получила название «молочница», шарфы-галстуки, передники и чепцы, свободные корсажи, платки
Белоснежные одежды напоминали античные туники и деревенские простые платья, отложные воротники белоснежных сорочек в небрежной вольности раскрывали шею и грудь, мягкие шарфы опоясывали талии, тонкие муслины и вуали, простые ситцы заменяли дорогие бархат и атлас.
В период революции революционных гвардейцев звали санкюлотами - бесштанниками. Они носили простые длинные штаны, тогда как кюлот — короткие штаны — были привилегией аристократии.
КОСТЮМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века
Госпожажа Монтэспань, чтобы скрыть беременность, надела свободное домашнее платье, колоколом ниспадавшее вниз. Эта свободная и непринужденная форма как нельзя кстати пришлась ко двору и в несколько лет стала модной и распространенной женской одеждой (контуша). Контуша надевалась на корсет и юбку, в свою очередь надевавшиеся на панье — канифасовую или полотняную юбку, жестко проклеенную или поставленную на тростниковые круги, диаметр которых последовательно уменьшался к талии. По сравнению с громоздким металлическим вертугадэном это было довольно легкое сооружение, которое при ходьбе упруго колебалось, приводя все платье в движение и открывая на ходу ногу в туфельке на высоком каблуке. Контуша на спине имела особый покрой: полотнище ткани было закреплено на плечах в глубокие складки, свободно распускавшиеся книзу, что придавало платью своеобразную форму и особую прелесть (складка Ватто).
Во имя изящества были убраны на время сложные шляпы и чепцы, волосы, гладко собранные на макушке или затылке, уложенные в небольшие букли естественного цвета или напудренные рисовой пудрой, обрамляли легко и просто фарфоровые лица женщин.
Период Регентства (1715—1730) В 1722 году голландская акционерная компания начала поставлять в большом количестве китовый ус, и юбки совершенно безболезненно стали расти в ширину, не обременяя женщин своей тяжестью. Но нужно было уметь в них двигаться: боком проходить в дверь, боком садиться на канапе или, облюбовав маленький табурет-пуф, сесть на него, приподняв грациозно бока юбки. Прихотливо изогнутая мебель и сложная конструкция одежды вступали в союз, заставлявший любое движение вольно или невольно выполнять с отменной грацией и изяществом. Контуша как нельзя лучше содружествовала и с обручами панье и с изгибами мебели. Ее ширина, свободные складки Ватто на спине обеспечивали женщине подвижность и мгновенно, в зависимости от позы, меняющиеся конфигурации складок. Контуши были из гладкой и узорной материи, рукава и борта отделывались галуном, шнуром и кружевом.
Период стиля рококо (1730—1750) в костюме знаменуется усложнением формы: контуша спереди начинает прилегать к корсажу, оставаясь сзади свободной. Раскрытое спереди на корсаже и юбке из той же ткани и прилегающей к бюсту, а сзади заканчивающееся складкой Ватто, платье, называемое французским, становится обычным туалетом светских дам и выходным платьем буржуазок. Это платье носили дома, на улице, в гостях. Оно очень красиво в движении, при поворотах. Именно это платье может быть использовано в любой пьесе соответствующего времени. Вот только ткани для него необходимо брать упругие — репс, тафту, канаус. Тонкие же ткани дублируются подкладкой. Период кульминации стиля рококо (1745—1750) знаменуется в костюме совершенствованием отдельных деталей, изысканностью причесок, отделок и появлением новых тканей. Ухищрения моды в этот период направлены на достижение определенного идеала.
Талия становится неимоверно тоненькой, грудь, поднятая сильно кверху, почти что обнажается и стыдливо прикрывается косынками.
В этот период и появляется панье с локтями, разделенное на две половины. В таких панье легче двигаться, их можно приподнять для прохода в дверь и положить на них руки, что стало непременным жестом этого времени.
Изменилась и форма рукавов, они расширились книзу, напоминая крыши китайских пагод, их так и называют — а-ля пагод.
Итальянцы в XVIII веке придерживались общеевропейской моды. В Венеции на главной улице Мерчерие в начале каждого сезона выставляли куклу, одетую согласно последним моделям, полученным из Парижа.
В обязательный наряд всех итальянок и венецианок входил зендале — черный кружевной шелковый, а у менее богатых— шерстяной платок, длинный и узкий.
Он надевался серединой на прическу с большим гребнем, потом спускался на плечи, скрещивался на груди и проходил под рукавами на спину, где на талии завязывался большим бантом. Мужская одежда была и того проще — кафтан и жилет из простой ткани, штаны-кюлот.
КОСТЮМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века
Вторая половина XVIII столетия, начиная примерно с 1760 года, знаменуется спадом искусства рококо, заметной усталостью от чрезмерной декоративности стиля. Начало этого периода отмечено возвратом интереса к античному искусству, поисками прекрасного в безыскусной природе, обращением к простоте и скромности.
Примерно в 1780 году появилось свободное платье наподобие рубашки из белоснежной ткани с широким подвязанным шарфом Маленький корсет, а то и просто лиф незаметно стягивает стан, оставляя впечатление свободно надетого платья (рис. 134). Широкополые шляпы, повязанные под подбородком лентами, прикрывают распустившиеся локоны, хотя в портретах этого времени более всего отдается предпочтение непокрытой голове с романтической прической.
Изменилось и искусство украшения ткани. Обилие цветов и фруктов, китайские беседки сменились скромной простотой сельской флоры.
Мужской костюм также претерпевает целый ряд изменений и в конце века окончательно упрощается в цвете и форме, раз и навсегда уступая первенство украшения женской моде. Но в период Регентства и расцвета рококо изящество, богатство и женственность его находятся еще в своем апогее. Кафтан плавно облегает тонкий стан, хотя полностью и не застегивается. Рукава кафтана делали узкими и довольно короткими, с высокими отогнутыми манжетами, с богатыми украшениями или даже из узорной другой ткани. Из-под манжет высовывалась богатая кружевная оборка.
Штаны-кюлот носили заправленными в высокие чулки или чаще застегивали под коленом. Ноги, обтянутые шелковым чулком, погружались в туфли с пряжками, на среднем каблуке.
В XVIII веке резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек.
С 1750 года известное упрощение коснулось и мужской одежды: исчезли торчащие полы кафтана, удлинились и сузились рукава, уменьшились размеры манжет, баски камзола, изменился весь объем мужского костюма. Ткани выбирались с мелким рисунком растительного и геометрического характера. Фантазия особенно изощрялась в рисунках для жилетов, остававшихся единственным украшением в скромном и простом мужском костюме.
КОСТЮМ ПЕРИОДА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В период революции аристократия и даже буржуа (первые по причине маскировки, вторые — из демократических соображений) одевались более чем скромно, это даже дало повод сказать, что придворная мода пала раньше, чем королевская власть. Фрак вытеснил камзолы и кафтаны; маленькие жилеты и узкие панталоны, спускающиеся за колено или до середины икр, составляли непременный туалет мужчины периода революции.
Женщинам-аристократкам