Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
Введение…………………………………………………………
Раздел первый. История
отечественной анатомии от истоков до
XVIII века……………………………………………………………………
Глава I. Первые анатомические
знания, их происхождение и закрепление………
2. Родословная анатомии……………………………………………………….
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии
в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии
в Русском государстве в конце XVII столетия…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Раздел второй. История
развития анатомии в России в XVIII веке……………………………………………………………………
Глава V. Социально-экономические
преобразования в России в первой четверти
XVIII века, их влияние на развитие науки…………………………………………………………………
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания
анатомии в медицинских школах………………………………………………………………
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета
в Москве. Подъем медицинского образования…………………………………………………
1. Деятельность С. Г.
Зыбелина на медицинском факультете Университета………………………………………………
2. Развитие высшего медицинского
образования в России к концу XVIII века
и совершенствование анатомической подготовки
врачей………………………………………………………………
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии
в трудах учеников М. В. Ломоносова - К.
И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской
анатомической терминологии………………………………………………
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Анатомия, будучи тесно связанной со всеми отраслями медицины, занимает ключевые позиции в развитии медицинской науки. Истории анатомии принадлежит одно из ведущих мест в истории медицины.
Направления и объем исследований
в истории любой науки
Изучая материальный субстрат жизнедеятельности человека, анатомия раскрывала закономерности строения, развития и функции организма на протяжении всего пути своего развития как науки. Если определить в общем виде место и значение анатомии, то хможно привести следующее сравнение: когда речь идет о биологии, конечной целью науки является раскрытие и познание законов функционирования и развития природы, а именно живой материи. Анатомия человека, или нормальная анатомия, есть наука о материальном субстрате жизни и имеет объектом исследования организм живого человека. Всестороннее изучение объекта анатомии проводилось путем применения специальных методов исследования, которые становились средством познания, служили раскрытию закономерностей строения и функционирования организма.
Анатомия как специальная
наука о строении и развитии организма
человека имеет особенности во взаимоотношениях
объекта и предмета анатомического
знания. В деятельности исследователя-анатома
объект изучения расчленяется на органы
и ткани, которые становятся также
объектами исследования. Предметом
науки выступают конкретные знания,
добытые исследователями и
* (Квантификация - прописывание чисел. Выражение изучаемого объекта путем прописывания чисел дает его численное отображение, что является средством объяснения и показа структуры и строения объекта, т. е. достоверного знания о нем. )
Наряду с анатомией строение и развитие организма человека изучают и другие морфологические науки - гистология, цитология и эмбриология. Поэтому анатомия тесно соединена с ними как в методических, так и в методологических подходах. Все указанные науки "вышли" в свое время из анатомии, их исторические связи и основные этапы современного развития являются предметом рассмотрения в трудах по истории анатомии.
Начиная с самого раннего периода развития науки, структура и строение органов рассматривались в тесной взаимообусловленности с их функциями. Даже на заре становления научных знаний, когда легенда равноправно соседствовала с эмпирическим знанием, прежде всего возникал вопрос: "почему, каким образом?", а потом уже "из чего состоит, как устроено". Любым понятиям о строении организма предшествовали представления о функциях органов, движущих силах функционирования организма в целом.
Для формирования врача-специалиста в высшей медицинской школе очень важным является изучение строения организма человека, его особенностей в процессе роста (возрастная анатомия), индивидуальных особенностей и различий (крайние формы изменчивости органов и систем тела человека в пределах условной нормы), изучение состояния клеток и тканей в различных условиях жизнедеятельности (на уровнях макроскопическом, макро-микроскопическом и микроскопическом). Далее изучаются особенности строения органов с учетом их формирования в процессе эволюционного развития (филогенеза), а также под влиянием их формирования в материнском организме (эмбриогенеза), кроме того, изучаются особенности изменения организма под влиянием внешней среды, ее различных факторов в течение всей жизни человека (онтогенеза).
При изучении истории анатомии
как науки следует обратить внимание,
во-первых, на необходимость ее изучения
в тесной связи с историей других
естественных наук, имеющих общие
с анатомией теоретические
Так обусловливается определенная
система в организации науки.
Системность организации науки
проистекает из принципиальной непременной
системности научного знания, для
генерирования, хранения и передачи
которого она предназначена. Значение
системности науки неоднократно
подчеркивалось в методологических
и науковедческих трудах. Приведем
одно из них: "Природа организма
науки имеет принципиально
* (Доброе Г. М. Наука о науке.- Киев: Наукова думка, 1970, с. 24. )
История конкретной дисциплины становится истинно научной тогда, когда она основывается на анализе функционирования не только общесоциологических, но и специфических исторических закономерностей, присущих данной науке. Исходя из указанных положений, историю анатомии надлежит рассматривать с учетом:
1) развития социально-
2) смены формаций, когда
исследуются изменения в
3) исследований потребностей
медицинской практики и
4) значения внутреннего
потенциала науки, в данном
случае уровня средств и
5) определения деятельности
научных коллективов,
6) анализа характеристики
современного состояния
7) перспектив ее развития
и исторического опыта.
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века
История анатомии рассматривается как составная часть истории медицины. На всех этапах своего развитая анатомия выражала определенные закономерности возникновения и эволюции научных знаний. Эти закономерности проявлялись во всех районах обитания первобытного человека и были связаны с историей человеческого общества.
Эмпирические сведения по анатомии накапливались с первый ступеней возникновения самосознания человека. Развитие человека, как разумного существа, характеризовалось постоянным стремлением выяснить строение своего тела, понять основные функции организма. Осмотр убитых животных, полостных ран живых, подготовка к бальзамированию трупов - все это служило поводом для анатомических наблюдений, доставляло разрозненные факты, но не давало фундамента науке. Отношение к ней было негативным, если не сказать враждебным, вплоть до последнего времени. Естественное отчуждение, брезгливость и страх людей при лицезрении трупа, предрассудки, в том числе навязанные различными формами религии, основательно мешали познанию строения тела человека.
Человек эпохи первобытного общества оставил наскальные рисунки, изображения органов тела, высеченные на камне. Это время до создания письменности дает мало сведений для суждения об уровне знаний анатомии. Тем более, что тогда еще не было ни медицины, ни людей, посвятивших себя специальности врачевания. Преклонение перед могуществом природы, идолопоклонство, ощущение подвластности всевозможным нематериальным духам ставило человека в полную зависимость от стихии.
Достижения анатомии являются частью всей культуры человечества, они входят в общую сокровищницу человеческой мысли. Раскрытие и объяснение анатомических закономерностей шли тем же путем диалектического познания: от наивного эмпиризма, через эпоху простого эксперимента в борьбе с мистико-религиозными догматизмом и схоластикой до всестороннего научного анализа и синтеза. Истоки научной медицины и анатомии связаны с возникновением рабовладельческих государств. До этого существовали разрозненные сведения по медицине, дошедшие из истории Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века