Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:49, курсовая работа
Цель работы – проследить развитие учения о дисциплине «Композиция».
Объект работы – История искусств.
Предмет работы – Композиция в изобразительном искусстве.
Для достижения данной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
Выявить самых ярких деятелей искусства в области композиции;
Проанализировать работы художников;
Раскрыть значение композиции в изобразительном искусстве;
Введение ………………………………..…………………………...3
Глава 1. Зарождение композиции……….………………………5
1.1. Анализ литературных источников и работ художников……………5
1.2. Первые упоминания о композиции. …………………………………8
1.3. Композиция в искусстве Древнего мира……………………………..9
Глава 2. Композиция V -XVII вв………….……………………12
2.1 Композиция во времена Средневековья V-XIV вв.……………........12
2.2. Композиция в искусстве Ренессанса XVI-XVII вв.………………...13
2.2.1.Композиционные приемы монументальной живописи XVI-XVII вв. на примере работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»…………17
Глава 3. Композиция XVIII в. - наше время…………………...20
3.1. Композиция как раздел учебной дисциплины XVIII-XIX вв…..…20
3.2. Композиция в эпоху авангарда конец XIX – начало XX вв...…..….22
3.2.1. Композиционные приемы монументальной живописи XX в…….23
Заключение…………………………………………………………26
Список используемых источников и литературы………….…28
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Министерство образования и науки, молодежи и спорта АР Крым
Республиканское высшее учебное заведение
«Крымский инженерно педагогический университет»
Факультет: искусств
Кафедра: декоративного искусства
Курсовая работа
дисциплина: композиция
на тему: История развития Композиции
Студентки: Корневой Светланы Сергеевны
специальность: декоративное искусство
специализация: монументальная живопись
4 курс
Группы ИИ-1-09
№ зачетной книжки: 011
Преподаватель: Шевчук В.Г.
Курсовая работа
проверена ________________________
передана на рецензию______________
проверена рецензентом _____________
Симферополь – 2012 г.
Содержание
Введение ………………………………..…………………
Глава 1. Зарождение композиции……….………………………5
1.1. Анализ литературных
источников и работ художников…
1.2. Первые упоминания о композиции. …………………………………8
1.3. Композиция в искусстве Древнего мира……………………………..9
Глава 2. Композиция V -XVII вв………….……………………12
2.1 Композиция во времена Средневековья V-XIV вв.……………........12
2.2. Композиция в искусстве Ренессанса XVI-XVII вв.………………...13
2.2.1.Композиционные приемы монументальной живописи XVI-XVII вв. на примере работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»…………17
Глава 3. Композиция XVIII в. - наше время…………………...20
3.1. Композиция как раздел учебной дисциплины XVIII-XIX вв…..…20
3.2. Композиция в эпоху авангарда конец XIX – начало XX вв...…..….22
3.2.1. Композиционные приемы монументальной живописи XX в…….23
Заключение………………………………………………
Список используемых источников и литературы………….…28
Приложение…………………...…………………………
Введение
Композиция – важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции в художественном произведении, складывающиеся в процессе художественного осмысления действительности, в той или иной мере отражают объективные закономерности реального мира. Эти закономерности выступают в образно-претворённом виде, связанном со спецификой того или иного вида искусства, художественной идеей, материалом произведения и др., отражающем эстетические принципы эпохи, стиля, художественного направления. Чтобы яснее представлять сущность и значение композиции, необходимо тщательно изучать опыт прошлого. Знание истории композиции, анализ и ее оценка дает возможность правильно и эффективно использовать уже имеющиеся достижения в современном творчестве художников, позволяет избежать методологических ошибок на практике.
Значение композиции в
изобразительном искусстве
Творчество В. И. Сурикова, П. П. Кончаловского, А. А. Дейнека и др. является хорошим наглядным примером для этой темы. Очень интересны мысли о композиции историка и теоретика искусства, академика М. В. Алпатова, изложенные им в ряде его трудов.
Цель работы – проследить развитие учения о дисциплине «Композиция».
Объект работы – История искусств.
Предмет работы – Композиция в изобразительном искусстве.
Для достижения данной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
Для достижения поставленной цели и решения задачи использовались следующие методы:
Глава 1. Зарождение композиции
1.1.Анализ литературных источников и работ художников
Господствовавшие в различные эпохи направления в искусстве оказывали существенное воздействие на характер преподавания таких учебных дисциплин, как рисунок, живопись, композиция в художественных школах, и на рисование — в общеобразовательных. Поэтому, прежде чем начать разговор о композиции как учебном предмете в системе художественного образования в нашей стране, необходимо познакомиться с достижениями предшествующих поколений в этой области, а также с методами обучения композиции и их влиянием на развитие изобразительного искусства.
Эжен Делакруа (1798 – 1863) – французский живописец и график
При работе над историческим
сюжетом Делакруа рекомендовал не всегда
следовать фактическому расположению
фигур: некоторая перестановка их может
усилить выразительность и
Великий русский художник В.И. Суриков (1848 – 1916) – один из величайших мастеров композиции. При работе над композицией он уделял большое внимание выбору сюжета и идейному смыслу картины, определению ее формата. Например, в процессе создания «Боярыни Морозовой» он много работал над тем, чтобы передать движение саней. Работая над определением формата, он неоднократно прибавлял, пришивая холст [6,56].( См. илл. 1)
Творчество В.И. Сурикова является наглядным примером удачного сочетания правил искусства и жизненной правдивости. Справедливо называя Сурикова одним из величайших художников, академик В.С. Кеменов отмечал, что «...результат, достигнутый Суриковым, был сочетанием случайности и закономерности, естественности и красоты, поэтому композиция картины «Боярыня Морозова» есть непревзойденное в истории мировой живописи решение, органически сочетающее в себе классическую строгость построения с непосредственностью и жизненной правдой подлинного реализма»
Русский, советский художник П.П. Кончаловский (1876 – 1956 гг.) придавал большое значение композиции в творческой деятельности художника. Он считал, что «композиция – это начало и конец художественного произведения. Натюрморт, портрет, пейзаж и самый сложный сюжет одинаково требуют композиции. Композиция – это равновесие частей, масс, расположенных на картине: планы в пейзаже, изображения предметов в натюрморте, лица, руки в портрете, человеческие группы в тематических картинах; все имеет целью создать гармоническое целое» [2, 34].
Мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства К.Ф. Юон (1875 – 1958 гг.) указывал на существование в практике искусства множества композиционных правил: «Опыт мирового искусства в композиции успел выработать множество точных методов для получения определенных эффектов. Художники разных эпох и народов преемственно пользовались этими верными методами, не впадая в шаблон и повторение...» [8, 105].
Юон считал, что правилам композиции необходимо учить. Он говорил: «Умение искусно пользоваться богатейшим оружием художественного выражения лежит в основе всякой новой композиционной методики... Конечно, таланту научить нельзя. Однако молодым художникам можно показать те далекие горизонты, которые таят в себе неисчерпаемые возможности композиционных приемов и методов работы... Один только перечень тех предметов, которым можно учить в помощь овладению искусством композиции, способен доказать необходимость специального и методического преподавания композиции» [8, 231-239].
В советском изобразительном искусстве ярким мастером композиции по праву считается А.А. Дейнека (1899 – 1969 гг.). Художник полагал, что с композицией связаны коренные вопросы мастерства, идейно-творческой активности, мировоззрения художника. Дейнека указывает на существование таких закономерностей композиции, как цельность, симметрия, равновесие, статика, динамика, ритм, перспектива применительно к композиционным решениям, вертикаль и горизонталь как постоянные оси по отношению к другим направлениям.
О закономерностях композиции Дейнека говорит при анализе произведений известных мастеров. «В «Афинской школе» Рафаэля и у Леонардо да Винчи в «Тайной вечере» все перспективные сокращения идут к точке схода, которая расположена в центре картинной плоскости, где находятся главные действующие лица. Тому же движению к точке схода подчинены боковые группы в «Афинской школе». Фронтальное размещение стола и групп в «Тайной вечере» еще более подчеркивает покой и равновесие композиции. (См. илл. 2)
Очень интересны мысли о композиции историка и теоретика искусства, академика М.В. Алпатова (1902 – 1986 гг.), изложенные им в ряде его трудов. В книге «Этюды по истории западноевропейского искусства» [1], автор дает анализ творчества мастеров XVI-XVIII веков в целом и их отдельных произведений. Основное внимание автор уделяет композиционному построению картин. Большой интерес представляют анализы таких картин, как „Слепые" П. Брейгеля-Мужицкого, «Коронование терновым венцом» Тициана, «Смерть Марата» Давида, нескольких работ Веласкеса и др.
Непосредственно вопросам композиции посвящена другая работа М.В. Алпатова – «Композиция в живописи». Она написана в форме исторического очерка. На примерах из истории живописи многих эпох автор показывает композиционные приемы, которыми пользовались старые мастера в своем творчестве. Алпатов дает определение термина «композиция», делает интересные исследования о композиции в природе и в различных видах искусства.
Академик Е.А. Кибрик (1906 – 1978 гг.) принадлежит к тем художникам, произведения которых вошли в золотой фонд советской графики. Кибрик известен не только как большой художник, но и как теоретик искусства. В его статьях большое место занимают проблемы композиции.
Е.А. Кибрик уверен, что законы композиционного творчества существуют и могут быть сформулированы. Применение этих законов не умаляют дарование, талант художника, а, наоборот, помогают ему достичь вершин мастерства. Кибрик отмечает: «Следует... различать композиционные правила и приемы, помогающие построить композицию в ее декоративном значении, от законов композиционного творчества, определяющих процесс воплощения идеи в художественную форму [5, 222– 223].
1.2. Первые упоминания о композиции
Изучение истории развития композиции в изобразительном искусстве и методов ее преподавания позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров.
Композиционные формы и закономерности складывались одновременно с развитием изобразительного творчества, начиная с первобытных времен. Параллельно с возникновением художественных школ, прямо или косвенно связанных с преобладающим направлением в искусстве, мировоззрением и вкусами господствующих классов, композиционные формы превращались порой в догматические, рецептурные.
У первобытных художников, несмотря на их острую наблюдательность, чувство композиции было развито очень слабо, о чем свидетельствуют, например, беспорядочные изображения стада, представленного через отдельные фигуры. В этом нашло отражение абсолютное господство религиозно-магических представлений над собственно эстетическими, недостаточная способность первобытного человека к обобщению.
С течением времени, от эпохи к эпохе, изобразительное искусство совершенствовалось как с точки зрения чисто технической (улучшался инструментарий, технология изготовленных материалов и т. д.), так и с точки зрения художественных средств.
1.3. Композиция в искусстве Древнего мира
Композиции Древнего
Востока значительно
В древнем египетском искусстве появляются новые приемы композиции. Это связано с развитием общественного мышления, с более активным познанием жизни. Искусство также расширяет свои возможности. Открываются новые средства и закономерности, которые способствуют достижению правдивости художественных произведений. Более выразительным становится линейный рисунок, в котором уточняются пропорции частей изображаемого. Все большее значение приобретают цветовые и тоновые отношения.