Но, необходимо
отметить, что растительный орнамент как
отдельный вид самостоятельного значения
не получил. Символическое значение придавали
изображению аспида и василька (символы
зла), гвоздики (символ воплощение страстей
Христовых). В орнаменте романтики преобладала
вязь (мотив плетёнки).
Готический
период средневековья орнаментально
более богат и символичен. Большое
место в декоре готики уделялось
орнаменту из растительных форм,
особенно колючих растений, взятых
непосредственно из природы и
точно воспроизведённых в узорах,
- листья и лоза винограда, плюща,
листья дуба, клёна, полыни, папоротника,
чертополоха.
Часто встречаются
орнаментальные композиции, состоящие
из переплетения виноградной лозы (символ
Христа) с ветвями терновника (символ страстей).
Особой популярностью пользовались крестоцветы
и краббы (ползущие растения). (Приложение
5).
В эпоху
Возрождения орнаменту и декору
была отведена лишь роль украшения.
Художники итальянского Ренессанса
обратились к наследию Древнего
Рима, включая в композицию гротеска
переплетения гирлянд цветов
и плодов.
К середине 16 века
в связи с развитием книгопечатания достиг
своего совершенства типографский орнамент,
печатавшийся с набора матриц, на которых
отлиты или выгравированы изящные арабески.
Художественная
культура 17-18 веков многогранна и
противоречива. В этот период
существует несколько стилевых
направлений. Наиболее примечательными
для 17 века стал стиль барокко,
в орнаменте которого преобладают
разнообразные вариации мотивов
акантового листа. Очень популярны
букеты, гирлянды, венки. Узоры орнамента
в основном имеют S – и C – образную
форму.
Во Франции в эпоху
барокко популярны орнаменты, состоящие
из отдельных цветов и букетов, переплетающиеся
цветочных гирлянд, корзин.
Классицизм
привнёс в декор и орнамент
простые и строгие мотивы, в
которых наиболее популярными
были цветочные гирлянды, корзины
цветов. На стиль ампир оказал
влияние египетский период – появились
в декоре цветы лотоса. Тем не менее стиль
ампир отличается от классицизма. Классицизм
приветлив, лёгок, светел, а ампир суров,
торжественен и помпезен.
- Декоративные орнаменты в модерне
Возрождение
орнамента произошло в конце
19 – начале 20 века в период
стиля модерн. Этот новый стиль
художественной культуры, можно
сказать, глобально охватил весь
мир, получив в разных странах
собственное название и облачив
его национальными чертами. В
нём соединились изобразительные,
декоративные и орнаментальные
начала, синтезировалась единство
художественной выразительности
всех форм изобразительного искусства
и дизайна. Вопрос об орнаменте,
о его роли в модерне, о
его свойствах передавать свои
существенные особенности другим
видам искусства очень важен для
понимания этого стиля.
Как было сказано
выше, орнамент стоит на первом месте по
способности проникновения в разные виды
искусства и по возможности обретать новый
смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся.
Орнамент имеет двойственную природу:
с одной стороны, он может существовать
только в союзе с каким-то предметом, может
распологаться на чём то, с другой стороны,
его можно как бы изъять из контекста вещи
и сделать предметом изолированного исследования,
объектом рассмотрения, в котором он будет
отделён от предметного мира, им украшаемого.
Орнамент, располагающейся на предмете,
отличается от изображения сцены на том
же предмете. Последняя имеет своё пространство,
тогда как орнаментальный узор сливается
с той поверхностью, которую украшает.
Как считает
Д. Сарабьянов: “Ситуация с орнаментом,
создавшаяся в 19 веке, совпадает с той,
которая образовалась в области синтеза.
В реализме и импрессионизме господствовали
станковые формы. Архитектура эклектики
действительно обращалась к историческим
орнаментам и охотно использовала их,
но орнамент не жил в этой архитектуре,
он механически насаждался, накладывался
на стены. Между тем орнамент изучали,
знали его
исторические превращения.”
[21, с. 93].
Хотелось бы
отметить, что модерн – период
развития европейского искусства
на рубеже 19-20 веков, главным содержанием
которого было стремление художников
противопоставить своё творчество
искусству второй половины 19
столетия. Хронологически рамки
искусства модерна очень узки:
приблизительно 1886 – 1914 годы. Модерн
– это не один какой-нибудь
стиль, а множество различных
стилей и течений, составляющих
период, может быть не менее
важный, чем эпоха возрождения
16 века. Сложились особенности орнаментальных
узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлинённых
переплетениях, извилистых, текучих, беспокойно
напряжённых и резко расслабленных линий
легших в основу стиля модерн. Эта линия
была названа – “удар бича”. Этот термин
появился в результате узора на вышивке
портьеры “Альпийские фиалки”, созданного
по рисунку швейцарского художника Германа
Обриста. В узоре активно выделялись вычурные
росчерки стеблей, кто то из критиков сравнил
эти изощрённые линии с “ярусными изгибами
обрушивающегося бича”. В живописи стиль
модерн имеет характерные особенности:
изящество форм, вытянутость фигур, подчёркнутые
контуры, точные одноцветные поверхности.
Интересно,
что волнистые, гнущиеся, скрученные,
летающие линии, плоские контрастные
цветные сочетания и орнаментика
возвращают живописи декоративность.
В изображении мы можем видеть
плоские, а иногда похожие на настенные
ковёр апликационные черты. Для стиля
модерн характерна внешняя декоративность.
Для украшений используют растительные
мотивы, их стилизуют для того, что бы использовать
полученный результат в модуль, в орнаментальной
композиции. Основная роль приходится
на красивые плавающие линии, поодиночке
или нежно растяженно-покрывающие поверхность.
Часто в композициях среди цветочных мотивов
вырисовываются грациозные фигуры женщин,
крылатых фей и других существ, птиц. Очень
важной особенностью является линия –
основное средство выражение этого стиля.
Воплощением новых стилевых решений стал
и орнамент.
Художники
стали возрождать орнамент, вскоре
восстановили ту его прежнюю
роль, которую он играл в любом
стиле. Художники – теоретики
также стали писать об орнаменте.
Немало место уделяет ему Ван
де Вельде в своей книге
“Ренессанс в современном прикладном
искусстве” (1901 год.). Он пишет: “Орнаментика
должна руководствоваться теми же законами,
которым в своей работе подчиняется инженер,
я стремился уподобить орнаментику технике…”.
[7, с. 193.]. Нужно отметить принципиальную
позицию: орнамент должен быть новым, должен
соответствовать современному стилю.
Исследователи
модерна, как правильно, придаёт
орнаменту большое значение. Фриц
Шмаленбах ещё в 30-е годы
предпринял попытку квалифицировать
основные качества стиля через
орнамент. А спустя 20 лет, в 1956
году, Дельф Штернбергер со всей
своей прямотой заявил: “Чрезвычайно
важным является то обстоятельство, что
модерн начинается с орнамента…” [1, с.
84.].
Один из
историков стиля, Райнер Грюнтер,
пишет: “Орнамент модерн не украшает,
он сам украшение. Его аппликационная
функция становится самоцелью. Он не украшает:
его украшение само оказывается автономным
художественным образованием. Орнамент
модерна – не орнамент на предметах, он
орнаментализирует предметы”. [23, с. 109.]
Эта автономность орнамента превращает
его в самостоятельный вид искусства,
что даёт ему право участвовать в процессе
вхождения искусства друг в друга. Рассмотрим
эти взаимопроникновения изобразительного
искусства с орнаментом, вхождения в него
живописи, графики и скульптуры. И изобразительное
искусство и орнамент берёт своё начало
из органической природы. Декоративные
мотивы модерна содержат в себе стилизованные
водяные цветы и бутоны с узкими, длинными
стеблями и листьями: лилии, кувшинки,
тростник, а так же цветы и бутоны ирисов,
орхидей, цикламенов, хризантем и т.д. Среди
цветочных мотивов были так же популярны
полевые и лесные цветы: ромашки, васильки,
одуванчики, кулавки и ландыши. В природных
формах подчёркивались динамика роста,
движения. Орнамент в модерне наделялся
символическим смыслом, метафорой, мистикой.
Например: бутон – символ появления новой
жизни. Большое влияние на орнамент модерна
оказало искусство Японии. И ещё одна из
особенностей модерна – он обращается
к национальному декоративно-орнаментальному
искусству, к художественным народным
традициям. Рассматривая мотив дерева
– символе древа жизни, древа познания,
необходимо отметить, что само по себе
изображение дерева не в пейзажном а символическом
плане находит в себе реализацию именно
в орнаменте.
При отсутствии
наиболее полного определения
орнамента, все исследователи
сходятся в признании значимости
орнамента, в его важности, в
оценке его возможностей. “Орнамент
– пишет Т.С. Семёнова – это один из способов
художественного моделирования движения,
присущие миру… Орнамент – это жажда
найти порядок в том, что такой стройностью
не обладает. Это – род магии ритма”. [2,
с. 49.].
Большинство
исследователей стиля модерн, придерживаются
мнения о значительной роли
орнамента в сложение и развитии
стиля. Орнамент в модерне не
просто имел декоративное значение,
а обладал глубоким символическим
смыслом, распространял свою власть
на станковые формы. Важным
является стремление мастеров
орнамента насытить свои образы
символическим смыслом. Естественно,
что символизм в орнаменте
был уже следствием символизма
в изобразительном искусстве.
Это появление символа определило
одно из важнейших качеств
орнамента модерна. Долгое время
орнамент жил старой семантикой,
которая давно утратила свой
смысл, не воспринималась, не осознавалась
самими художниками. Поэтому
на первый план выдвигалась
декоративная сущность орнаментального
узора.
Теперь же благодаря символизму
появилась новая семантика. Показательно,
что в середине 19 века во многих странах
увлекались орнаментом, создавали для
орнамента образцы, атласы цветов. Но
орнамент, пополняя свой арсенал за счёт
натурального изображения растительного
мира, не мог обрести нового смысла. Новую
семантику мог дать только символический
образ, условный знак действительности,
а не фрагмент, взятый прямо из реальности.
Орнамент в
большей мере, чем любой другой
вид образного творчества, живёт
условными, а не натуральными
формами. Натурализм разрушает
орнамент и орнаментальное мышление.
Поэтому ясно, что условный, символический
образ в модерне, принёс орнаменту
спасение. Фигура, предмет, фрагмент
фигуры или предмета, превратились
в пластический символ, в пластическую
метафору. Даже простая линия,
просто комбинация линий, не
имеющая за собой какого либо
реального предметного прообраза,
но часта составляющая основу
орнаментального узора, обрела
образный смысл. Линейная комбинация
могла создавать впечатления
напряжения или расслабленности,
подъёма или увядания. Это способность
линии самовыражаться так же была достигнута
сначала в живописи и графике. В середине
19 века линия в живописи и даже графике
выполняла прежде всего роль ограничителя
объёмов в пространстве. Часто выразительные
способности линии отступали на 2-ой план.
Даже в импрессионизме они сильно уступали
выразительным способностям цвета и мазка.
Модерн же
высвободил линию для самостоятельной
“содержательной” выразительности. Это
не могло не отразиться на судьбе орнамента.
Несомненно изобразительное искусства
модерна оказывало воздействие на орнамент,
но столь же несомненен и обратный процесс,
даже более активный – процесс вхождения
орнамента в другие виды искусства. Живопись
и графика оказываются в этом процессе
воспринимающей стороной, а орнамент –
дающей.
Таким образом,
в заключение данной главы можно сделать
вывод, что стиль в искусстве какой-либо
эпохи – это исторически сложившееся
единство образной системы, средств и
способов художественной выразительности.
Основой любого стиля составляет единообразная
система художественных форм, порождённых
идейно и методологической общностью,
возникшей в определённых социальных
и экономических условиях. При формировании
образной системы нового стиля, растительный
орнамент входит в число наиболее важных
составляющих его элементов и находится
в числе тех средств художественной выразительности,
которые позволяют без ошибочно определить
принадлежность к данному стилю какого
либо произведения декоративно прикладного
искусства.
Мы видим,
что в процессе складывания
стиля, несущего в себе новые
художественные идеалы, в прикладном
искусстве появлялись новые орнаментальные
мотивы, создавались декоративные
решения. Так и в основу деклараций
модерна была положена знаменитая
фраза Ф.М. Достоевского: “Красота
спасёт мир”.
В этом смысле
модерн полностью подтвердил поставленную
им самим задачу – создание красивого
стиля для красивой жизни.
Со временем
в орнаментике сложился свой
стиль соответствовавший требованиям
и законам искусства известных народов
в различные художественные эпохи.
Глава 2. Последовательность
выполнения закладок на тему “Растительный
орнамент в стиле модерн”
2.1. Поисковый этап, техника
и технологии
Создание стилизованного
художественного произведения –
сложный творческий процесс: художник
воплощает свой замысел, свою
художественную идею средствами
данного вида искусства. Основа
этого творческого процесса –
поиски гармонии композиции, орнаментального
ритма, цвета и материала. Приёмы
композиции во всех художественных
произведения стоят в тесной
связи с основным идейным замыслом
художника, эмоциональным складом
его натуры. Работа над композицией
заключается в сознательном нахождении
композиционных решений в каждом
отдельно случае в зависимости
от поставленных задач, от всего
творческого отношения к миру.
В значительной
степени характер композиции
растительного орнамента определяется
ритмом – одним из важнейших
художественных средств создания
произведения декоративно-прикладного
искусства. Ритм – это закономерное
чередование соизмеримых элементов
рисунка, способствующих достижению
ясности и выразительности композиции,
чёткости её восприятия. Ритмическое
построение в орнаментальном
рисунке достигается различными
приёмами: