Введение
Искусство
с давних лет является неотъемлемой
частью жизнью людей. В нём
консолидировались духовные ценности
и усилия людей разных эпох
и времён. Произведения искусства
воспринимаются не только сознанием,
они оказывают большое эмоциональное
воздействие на личность в
целом, пробуждая эстетические
потребности. Характер художественной
культуры зависит, прежде всего,
от социально–политического строя
общества. Им определяется не
только идейное содержание художественных
произведений, но и творческая
направленность художников, а, следовательно,
и судьбы искусства данной
общественной формации. Искусство
как форма общественного сознания
тесно связана с идеологией. Так,
на рубеже 19-20 веков философы и
художники разрушили (музейные
стены), вывели произведения искусства
в реальную жизнь, наполнили
ими окружение.
На Западе изобразительное
искусство постепенно охватило сферу
дизайна, превращая каждую промышленную
вещь в эстетически совершенную. Работы
модернистов заметно отличались от произведений
искусства, ранее созданных человечеством
: “Чистое” творчество проявило себя
в произведения станковых, которые материализовали
подсознательные, интуитивные движения,
выявляя иррациональное в противовес
логизированному созданию вещей.
Искусство
модернизма не создавалось какой-либо
определённой группой художников,
его направления возникали в
разные годы, в разных странах,
в рядах модернистов оказывались
художники, поэты, подчас не знавшие друг
друга, и не связанные между собой общими
стремлениями и идеалами. Многочисленные
модернистские направления не были связаны
национальными традициями искусства своих
стран. Разбросанные по разным странам,
разделенные десятилетиями, модернистские
течения связаны между собой одним: их
объединяет антиреалистический метод.
Это в свою очередь определяет общность
решения эстетических проблем в различных
направлениях модернизма.
Модерн как
стиль просуществовал недолго,
и был забыт на многие годы.
В последнее время протест
против засилия техницизма, рутинности,
практицизма привёл к появлению
новой волны интереса к модерну,
что обуславливает актуальность темы
нашей курсовой работы.
Основная цель
курсовой работы – создание
серии закладок на тему “Растительный
орнамент в стиле модерн”. Для этого нами
поставлены следующие задачи:
а) Изучить
научную и художественную литературу
на заданную тему;
б) Проанализировать
характерные черты стиля “модерн”;
в) Охарактеризовать
влияние модерна на все виду
художественной деятельности конца
19 начала 20 века;
г) Выполнить
творческую композицию.
Изучению модерна вообще
посвящена работа И. Куликовой, где
модерн представлен с позиции
советского реализма и характеризуется
как один из видов не совсем понятного
буржуазного искусства. Такая же
точка зрения представлена в книге
Н. Малахова “О Модернизме”. Иную точку
зрения выражает о модерне В. Серебровский,
который с большим пониманием и любовью
пишет о прекрасном своеобразии модерна
и его влияния на все виды искусства. Модерну
посвящён ряд статей в периодических изданиях.
Новизна
работы заключается в представлении
собственного варианта творческой
композиции закладок на тему растительный
орнамент цветов степного Крыма в стиле
модерн.
Глава 1. История
развития орнамента в декоративно-прикладном
искусстве
- Смысловые корни растительной орнаментике древних культур
Орнамент – один
из древнейших видов изобразительной
деятельности человека, в далёком прошлом
несший в себе символический и магический
смысл, знаковость, семантическую функцию.
Но ранее в декоративно-орнаментальные
элементы могли и не иметь смыслового
значения, а являлись лишь отвлечёнными
знаками, в которых выражали чувство
ритма, формы, порядка и симметрии. Исследователи
орнамента считают, что он возник уже в
верхнеполеолитическую эпоху (15-10 тыс.
лет до н.э.). Основанный на не изобразительной
символики, орнамент был почти исключительно
геометрическим, состоящим из строгих
форм круга, полукруга, овала, спирали,
квадрата, ромба, треугольника, креста
и их различных комбинаций. Использовалось
в декоре зигзаги, штрихи, полоски,
«елочный» орнамент, плетёночный (“верёвочный”),
узор. Древний человек наделял определёнными
знаками своё представление об устройстве
мира, например, круг – солнце, квадрат
– земля, треугольник – горы, свастика
– движение солнца, спираль – развитие
движения, но они, по всей видимости, ещё
не обладали для предметов декоративными
качествами. Постепенно эти знаки – символы
приобрели орнаментальную выразительность
узора, который стал рассматриваться только
как эстетическая ценность, и определилось
цель орнамента – украшать.
Символико-смысловое
содержание орнаментов, возвращает
в Средневековье. Необходимо отметить,
что в трудах современных исследователей
истории появление, бытования
и использования орнамента уделяется
особое внимание мотиву спирали.
В 1698 году швейцарский математик
Якоб Бермунли произвёл над
спиралью хирургическую операцию:
разрезал её пополам, через
центр, выпрямил получившиеся отрезки,
и некую
гармоническую шкалу, поддающеюся
математическому анализу. Так родился
знаменитый закон “Золотого сечения”,
или как его называют математики (Закон
Золотого Числа) [3, с. 25]. Возникнув на
заре человечества, орнамент эмоционально
и эстетически обогащает многообразие
форм и образную структуру каменной и
деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных
изделий, книжной миниатюры. Большое место
орнамент занимает в народном художественном
ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей
народной культуры Йозеф Выдра, выделяет
четыре главные функций орнамента:
- Конструктивную – она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;
- Эксплуатационную – она облегчает пользование предметом;
- Репрезентационную – она увеличивает впечатление ценности предмета;
- Психическую – она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его [8, с. 55].
В зависимости
от верований и взглядов на окружающую
действительность одни и те же элементы
орнамента в иные времена воспринимались
по разному. Им придавали особое толкование,
изобразительное решение, стилистику.
Например: цветок розы (розетта, розетка)
по древним языческим верованиям, цветок
богини Венеры – символ любви и красоты,
в Средневековье – цветок Богоматери,
в Исламе – символ райской жизни и космической
силы. Сложный и издревле распространённый
мотив плетёнки известен ещё со времён
палеолита. Особую выразительность плетёнка
получила в кельтском узоре. Необходимо
отметить, что ранний период кельтского
орнамента характеризуется полным отсутствием
растительных мотивов.
За много
лет существования декоративного
искусства сложились разнообразные
виды узоров: геометрические, растительные,
комплексные и т.д. от простых
сочленений до сложных хитросплетений.
Орнамент может состоять их предметных
и беспредметных мотивов, в него могут
входить формы человека, животного мира,
мифологические существа, в орнаменте
переплетаются и сочленяются натуралистические
элементы со стилизованными и геометризированными
узорами. На определённых этапах художественной
эволюции происходит “стирание” грани
между орнаментальной и сюжетной росписью.
Это можно наблюдать в искусстве Египта
(Амарнский период), искусстве Крита, в
Древнеримском искусстве, в поздней готике,
и конечно в модерне.
Как мы уже
отметили, ранние формы орнамента
– геометрические. Появление растительного
орнамента исследователи относят
к искусству Древнего Египта,
но необходимо отметить, что самые
древнейшие растительные элементы
орнаментики были геометризированны.
В дальнейшем абстрактный геометрический
узор соединили с условно –
реалистическим растительным и
анималистическим орнаментом.
В орнаменте
Египта часто использовался цветок
лотоса или лепестки лотоса
– атрибут богини Исиды, символ
божественной силы природы, возрождающейся
жизни, высокой нравственной чистоты,
целомудрия, душевного и физического
здоровья. Этот цветок олицетворяли
с солнцем, а его лепестки
с солнечными лучами. В орнаменте
использовали изображение алое
– это засухоустойчивое растение
символизировало жизнь в потустороннем
мире. В древнеегипетский орнамент входили
стилизованные водные растения: папирус,
тростник, лилия. Из деревьев особо почитались
финиковая и кокосовая пальма, сикомора,
акация, тамариск, терновник, персея (дерево
Осириса), тутовое дерево – они воплощали
жизнеутверждающие начало, идею о вечном
плодоносящем Древе жизни. В декор включались
венки из листьев, виноградных лоз, грозди
фиников, чешуйки древесной коры и т.д.
(Приложение 1). Особо популярным было изображение
жука – скарабея.
Наиболее распространённым
мотивом в растительном орнаменте
древнего востока была розетка
(ромашка, маргаритка). Она имеет
вид стилизованной круглой головки,
распустившегося цветка, если смотреть
на него сверху. По всей вероятности
розетка, её круглая форма,
воспринимались как символ солнца,
обозначало идею круговорота
явлений во Вселенной, как сказано
о том в большой библии –
“всё возвращается на круги своя”. Часто
встречается в Ассирийском искусстве
изображение шишки. Предполагается, что
это кедровая шишка, и символизирует она
мужество. Из растительного мира в декоре
заимствованы: пальметта, плоды граната,
плоды ананаса, грозди фиников, колосья,
эмблема бога плодородия, зерно и др. Среди
археологических находок Двуречья обнаружен
кинжал, орнамент которого имитирует кружевное
плетение из соломы, из волокон конопли.
В персидском
декоре преобладали разнообразные
растительные мотивы, в изображение
которых соединились условность
и натуралистичность. Растительные
элементы представляют большое
разнообразие, соответствуя богатой
растительности страны. В орнаменте
используются цветы гвоздики, шиповника,
нарциссов, анемонов. В Персии
в орнаментике появляются стилизованное
изображение акантвого листа.
Широко распространёнными были
кимы (набегающая волна из стилизованных
листьев) и т.д. (Приложение 2).
В эллинистическую
эпоху появились изображения
сплетённых плодов и цветков
в виде гирлянд и венков, а
листья аканта и пальметты
стали дополнятся усиками (стебельками),
в которых вплетались фигурки людей и
животных.
Основные римские
элементы растительной орнаментики
– это листья аканта, дуба, лавра,
вьющиеся побеги, колосья, фрукты,
цветы. Часто они имеют реальную
форму. Растительная орнаментика
несла в себе определённые
символы аллегорию, так дуб
считается символом высшего небесного
божества.
Рассматривая китайские растительный
стиль, необходимо отметить что он стал
образцом для японских художников, но
они создали свою уникальную художественную
систему. В Японии, как и в Китае, мотивы
и элементы растительного орнамента всегда
несут в себе тайный смысл или символику:
апельсин – продолжение рода, лотос –
целомудрие, вишня (сакура) – нежность,
бамбук – стойкость и мужество. В начале
17 века особенно популярным был мотив
цветущих пионов – символ человека знатного,
благородного. Символ императорской власти
в Японии – стилизованный цветок хризантемы
с шестью лепестками, он олицетворял собой
солнце озаряющие лучами Страну восходящего
солнца. (Приложение 3).
В истории
средневекового растительного орнамента
большая роль отводится искусству
арабов, а затем и других национальностей
исповедующих ислам. Существуют
два основных вида мусульманского
орнамента, имеющих бесконечное
разнообразие вариантов – растительный
ислими(узор из гибких, вьющихся
растительный стеблей, побегов,
усыпанных листьями и цветами)
и геометрический гирих. Ислими
и герих всегда строго математически
выверены и рассчитаны. Их варианты
и композиции многообразны и
бесконечны.
В Европе
более популярными стали названия
мореска – причудливый геометрический
орнамент и арабеска – орнамент
из растительных форм. Одна из
особенностей арабского декора
– “ковровая” орнаментация, в которой
узор покрывает всю поверхность предмета
по принципу “боязнь пустоты”. Из растений
чаще всего встречаются цветы тюльпанов,
гвоздик, гиацинтов, побеги вьющихся
растений, изображенные в естественном
или стилизованном виде. Необычайно популярными
были розы и плоды граната, они символизировали
райскую жизнь. (Приложение 4).
- Растительный орнамент в западно-европейской культуре
Христианское
искусство западно–европейского
средневековья – один из важнейших
периодов в изобразительном и
декоративном искусстве. Растительный
орнамент вобрал в себя декоративные
элементы и мотивы Древнего
Рима, Византии, местных племён, в
частности кельтов, франков и
т.д.