История развития орнамента в декоративно-прикладном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – создание серии закладок на тему “Растительный орнамент в стиле модерн”.
Для этого нами поставлены следующие задачи:
а) Изучить научную и художественную литературу на заданную тему;
б) Проанализировать характерные черты стиля “модерн”;
в) Охарактеризовать влияние модерна на все виду художественной деятельности конца 19 начала 20 века;
г) Выполнить творческую композицию.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 197.03 Кб (Скачать файл)

     В архитектуре  изогнутую линию впервые применил  бельгиец В.Орта в интерьерах  особняка Гассель (1839 год). В 1895 году учёный натуралист и художник  Х. Обрист выполнил гобелен  с изображением петлеобразно  изогнутого стебля цветка цикламена.  Журналисты окрестили эту характерно  изогнутую линию “удар бича”. В 1894 году термин Арт Нуво сделал программным в своём творчестве бельгийский живописец, а затем архитектор А. Ван де Велде. Этот выдающийся мастер провозгласил знаменитый лозунг “Назад к природе”, ставший одним из основных девизов “нового стиля”. “В природе нет прямых линий”, -  любил подчёркивать Гауди, король стиля Арт Нуво. Любимые мотивы художников модерна – морская волна, лебединая шея, томные женские фигуры с распущенными  волнистыми волосами, в развивающихся складках одежд. Ван де Велде стремился выразить свои ощущения этого стиля целостно: от живописи и графики до проектирования зданий, оформление интерьера, одежды. В дальнейшем это стало главным принципом стиля модерн. “Я хочу искусства, хочу формы, гармонию и линию” – провозгласил один из основоположников модерна архитектор Генри Ван де Велде. Так он выразил основную тенденцию стиля, влечения орнаментальности, которая не только имела функцию украшения, но и становилась самой сущностью нового искусства.

     С особым  удовольствием художники – модернисты  выводят кривые, форма которых  переходит от вогнутой к выпуклой. От первоначального копирования  художники всё больше переходят  к стилизации – в этом смысле  модерн пронизывает все аспекты  жизни, а в изобразительном  искусстве становится основой  новой абстракции формы.

     В 1898 году  Э. Гимар создал свои знаменитые  решётки входов в парижское  метро, а в Мюнхене в том  же году – А. Энделль –  фантастический декор фасада  фотоателье “Эльвира”. Однако архитекторы “нового стиля” предавали флореальным формам более сложное значение, выходящие за рамки простой стилизации растений. Модерн повсюду способствует распространению форм лёгких, мягких, нежных. Его наступление не ограничилось только направлениями чистого искусства – живописью и скульптурой – но распространилось и на декоративное искусство – архитектуру, прикладное искусство, графику. Исчезают границы между отдельными видами искусства, так как всё подчиняется господству орнамента. Чем неопределеннее форма из мира природы, тем ближе она духу художника – модерниста.

     Быстрому распространению  модерна помогло сближение изобразительного  искусства с литературой, а  так же то, что многие художники  публиковали теоретические работы. Выходило небывалое множество  журналов и ревю в области  искусства, которые пропагандировали  стиль модерн. Развитию  “нового стиля” способствовали музеи художественных ремёсел, школы и выставки.

     Если мы  назовём имена только наиболее  известных крупных художников, которые  ознаменовали своими работами  формирование стиля модерн, то  во главе их будет стоять  имя чеха Альфонса Мухи. В 1900 году он издал словарь элементов  нового течения в искусстве,  который и стал основой творчества  в стиле модерн. Художник достиг  такой известности, что его  имя стали использовать как  международный термин – стиль  Мухи.

     Таким образом  в заключение данной главы,  можно сделать вывод, что растительный  орнамент – это самый распространённый  орнамент после геометрического,  для него характерны свои излюбленные  мотивы, причём как уже указывалось  выше, различные в разных странах,  в разные времена. По нашему  мнению, растительный орнамент по  сравнению с другими его видами  представляет наибольшие возможности  для создания разнообразных мотивов,  приёмов исполнения, для оригинальной  трактовки формы. Выполненные закладки растительного орнамента цветов степного Крыма в стиле модерн яркое тому свидетельство.  Это художественная переработка (стилизация) разнообразных форм растительного мира. При стилизации, как мы увидели усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности ему и удаляется частное или случайное. Новый стиль характеризуют волнистые кривые линии, которые выражают динамику в плоскости. Не одного резкого движения, наоборот, движения спокойные, легко текущие.

     Хотелось бы  перечислить художников символизма, внесших огромный вклад в развитие  стиля модерн: Михаил Врубель,  Густав Климт, Анри Матисс, Амедио Модильяни, Анри Руссо, Фердинанд Ходлер, Франц фон Штук, Поль Гоген, Альфонс Муха, и т.д. Яркими представителями модерна в книжной графике были: О. Бёрдслей, Г. Вельде, Т. Стейнган.

 

 

Заключение

     На рубеже 19-20 веков в истории мировой культуры  и искусства возникло новое  направление, получившие название  модерн. Его зарождение объясняется   стремлением художников выйти  за пределы замкнутого классического  искусства и создать стиль,  который окружал бы людей эстетически  наполненной предметной средой. Возникнув на Западе, модерн вскоре  был воспринят передовыми слоями  культурного общества и в других  странах, в том числе в Америке  и России. Характерными чертами  нового стиля стало гармоническое  соединение (как в природе) самых  разных вещей и в этом его  прелесть и уникальность. Эпоха  нуждалась в художниках универсального  дарования, которым бы можно  было доверить воплощение самой  заветной мечты о слиянии –  синтезе искусств. При помощи общих понятий об окружающем мире, мастера модерна творили новый калорит,  форму, фактуру и, самое главное, новый орнамент. Желание создать нечто новое для своего времени являлось творческим кредо каждого художника. При всём своём многообразии растительных орнаментальных вариаций, которые целиком и полностью зависели от воли и фантазии художника, стиль модерн сохранил единую идеологическую направленность и художественную целостность. Напряжённость, эмоциональность, насыщенность узора как нельзя лучше отражает те идеи, которыми были схвачены умы человечества на рубеже веков. [8, с. 19.].  Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нём соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалась единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна. Как видно, сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных элегантно- удлинённых переплетениях, извилистых, извилисто-текучих, беспокойно напряжённых и резко расслабленных линий легших в основу стиля модерн. Отношение к орнаменту  в разные времена было неоднозначным. Так в 19 столетии он является предметом бурной полемики. В связи с развитием промышленности и применении новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял своё значение. Но в настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с  возрождением старинных ремёсел, художественных промыслов с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колёс, современные пластические материалы и т.д. Искусством порядка назвал Ю. Герчуг орнамент: “Орнамент организует вещи нашего практического мира... Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задаёт определённые способы в их восприятие, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями… Орнамент может придавать поверхности характер не замкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же чётко ограничит её, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление… Орнамент, подчинённые вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию, тем не менее, разворачивает на поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира”. [6, с.63.] . Мы считаем, что такое высказывание о роле орнамента в культуре и искусстве вполне принципиален и справедлив. Заслуга художников модерна заключается в том, что они увидели то, что было доступно не всем.

                                             Список литературы

  1. Андреев А.А.  Искусство, культура, сверхкультура. - М.: Знание, 1991.
  2. Батракова С.П. Художник 20 века и язык живописи. – М.: Искусство, 1996.
  3. Борисова Е.А., Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. Мировая художественная культура.  В 4 т. Т 3. кн.1: 19 в. Изобразительное искусство, музыка, театр. – М.: Знание, 1986.
  4. Борисова Е.А., Стерник Г.Ю. Русский модерн. – М.: Советский художник, 1990.
  5. Вирмо А.О. Метры мирового сюрреализма. Компакт энциклопедия. – СПб.: Академический проект, 1996.
  6. Герчуг Ю. История искусства. – М.: АСТ, 1998.
  7. Долополов И. Мастера и шедевры. В 3 – Х Т Т.2. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
  8. Ивановская М.М. Орнамент стиля модерн. – М.: В. Шевчук, 2007.
  9. История орнамента: учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений, обучающихся по спец. “Изобразительное искусство” / Л.Н. Будкевич. – М.: Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2008.
  10. История стилей в искусстве: учебное пособие / Н.М. Сокольникова, В.М. Крейн. – М.: Гардарика, 2006.
  11. История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. – М.: В.Ш., 1979.
  12. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаля. Т Т. 9-11. – М.: Наука, 1968.
  13. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. – М.: Политиздат, 1980.
  14. Малахов Н. О модернизме. – М.: Изобразительное искусство, 1975.
  15. Медникова Г.С. Украинская и зарубежная культура 20 столетия. – К.: Знание, 2002.
  16. Миропольская Н., Белкина Е. Художественная культура мира: европейский регион. – К.: В.М., 2001.
  17. Мислер Н., Боупт Дж., Филонов А. Аналитическое искусство. – М.: Галард, 1990.
  18. Орнамент / Под ред. Л.В. Фокина, серия: высш. Обр. – М.: Феникс, 2007.
  19. Русакова А.А. Символизм в русской живописе. – СПб.: Искусство, 1995.
  20. Раили Н. Э. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от ренессанса до Постмодернизма / Пер. с англ. – М.: ООО МАГМА, 2004.
  21. Сарабьянов Д.В. Русская живопись 19 века Среди европейских школ. – М.: Советский художник, 1980.
  22. Сарабьянов Д.В. Русское искусство конца 19 начала 20 века. – М.: МГУ, 1994.
  23. Справочник по мировой культуре и искусству / под ред. С.М. Петкова. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006.
  24. Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы. – М.: АСТ, 2006.
  25. Яблак С. Симметрия, орнамент, модулярность. – М., 2006.

 

     Приложение 1


Информация о работе История развития орнамента в декоративно-прикладном искусстве