Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:47, творческая работа
Жанр натюрморт имеет огромное значение не только для изобразительного искусства, но и для истории как науки, что обуславливает выбор темы «История становления жанра натюрморт в изобразительном искусстве». Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д. Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека
ИСТОРИЯ
СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА НАТЮРМОРТ В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Выполнила: Костомарова В.В.
2 курс, очно-заочное отделение
Исторический факультет
Преподаватель: Богданова
Светлана Витальевна
Какая это странная
живопись - натюрморт: она
заставляет любоваться копией тех вещей,
оригиналами которых не любуешься.
Введение
Фреска из Помпей, I век н.э.
Натюрмортные
мотивы как детали композиций, декоративные
и символические изображения
вещей встречаются уже в
Голландия,
В. К. Хед «Ветчина и серебро»,1649
Искусство натюрморта, как самостоятельный жанр, возникло в Голландии в начале XVII века. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия; рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Они словно поют гимн материальному миру. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично.
Фландрия, Ф. Снейдерс «Натюрморт с лебедем»
Фламандский натюрморт выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это – гимны плодородию и изобилию …
Германия, Г. Флегель «Цветы в вазе и десерт», 1632
Италия, Дж. Рекко «Натюрморт с рыбой»,1610
Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского натюрморта П. Бонци, Дж. Моранди, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и других – цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги.
Испания,
Х.С. Котан «Натюрморт с дыней и овощами»,1603
Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешенностью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и другие).
Ванитас (на латинском vanitas — «суета, тщеславие») — аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины ранней стадии развития натюрморта эпохи барокко предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение этот жанр живописи получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, также отдельные примеры встречаются во Франции и Испании.
XVI ВЕК
I ПОЛ. XVII ВЕКА
Франция,
Ж-Б. С. Шарден «Натюрморт с атрибутами
искусств»,1766
Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта – французского художника XVIII века Ж. Шардена.
Франция, П. Сезанн «Натюрморт с яблоками», 1890-1894
В XIX веке многие ведущие мастера живописи, работавшие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно постипрессионисты, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван Гог).
Нидерланды, В. Ван Гог, «Натюрморт с подсолнухами», 1888
Россия, Г. Н. Теплов «Натюрморт с нотами и попугаем»,1737
Старинные натюрморты назывались «обманками». Изобрели «обманку» тоже голландцы, а в первой половине XVIII века она была популярна у русских живописцев, впервые тогда осваивавших приемы и принципы западноевропейской пространственной живописи. Форма вещей, их цвет настолько правдоподобно написаны на картинах, что зритель мог обмануться и принять их за настоящие, например «Натюрморт с нотами и попугаем». Перед нами плотно сбитый выструганный деревянный щит с прибитой к нему полочкой, на которой выстроились книжки и разные мелкие предметы. Другие вещицы заткнуты за прибитую к щиту тесемку или подвешены на крючочках. Все близко, рядом, так что можно не только рассмотреть, но, кажется, даже и пощупать. Между тем и древесные слои с трещинами и сучками, и полка, и вся мелочь на ней и под ней тщательно написаны на холсте красками и простодушный обман глаз оборачивается для нас очень живым и близким соприкосновением с повседневным бытом людей позапрошлого века.
Россия, И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды»,1839
В России натюрморт появился в первой трети XVIII века – в период интенсивного формирования национальной художественной культуры. Иван Трофимович Хруцкий (1810-1885) внес большой вклад в развитие натюрморта XIX века, связанный с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Картины Хруцкого нарядны и эффектны. Художник пишет пышные букеты цветов, красивые фрукты – крупные краснощекие яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья винограда, смородины. С большим мастерством написан художником натюрморт «Цветы и плоды» (1839). Цветистая красочная гамма, тщательная выписанность поверхности предметов; ощущение их объемности, округлости, достигнутое художником с помощью светотени. Художник сумел передать шероховатость листьев, нежность цветочных лепестков, пушистую поверхность персиков, матовую - груши, блестящую - яблока, изобразил виноград, как бы налитый прозрачным соком.
Россия,
П.П. Кончаловский «Сухие краски»,1912
С начала XX века к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Он помогал им тогда преодолеть холодноватую обособленность картинного мира, его отгороженность от зрителя, замкнутость в своем особом пространстве. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Осязательная конкретность поверхности вещей усиливается благодаря введению в красочный слой настоящих предметных фактур – присыпкой песка или опилок, наклейкой дерева или печатного листка бумаги. Таков яркий натюрморт П. Кончаловского «Сухие краски» (1912).
Россия, И.И. Машков «Снедь московская: хлебы»,1924
Полотно И. Машкова «Снедь московская: хлебы» горой возвышаются на столе великолепные изделия пекарей – хлебы - извечное богатство русского народа. Это пышные караваи, румяные булки, золотистая сияющая плетенка с маком, узорный крендель, баранки, затейливой формы пирожные, поджаристые сайки. Как радует этот богатый и красочный стол! Разнообразны оттенки золотисто-коричневой поверхности хлебов. Вы словно чувствуйте, каковы на ощупь эти изделия: то сухие и ломкие, с хрустящей корочкой, то мягкие и пышные. Художник сопоставляет их с поверхностью дерева, то гладко отполированного - на столе, то грубо обструганного - на полке, или ткани, затейливыми изгибами свисающей среди хлебов.
Россия,
Ю. Пименов «Актриса»
Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, на картине Ю. Пименова «Актриса» через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, хозяина этих вещей.
Словарь терминов и понятий.
Жанры живописи – (фр. genre — род, вид) — исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Поэтому более точно название, принятые в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben – «тихая жизнь». В переводе с французского языка слово «натюрморт» означает «мертвая природа».
Композиция – (от лат . compositio - составление, связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Словарь терминов и понятий.
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.
Фактура (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре.
1
Информация о работе История становления жанра натюрморт в изобразительном искусстве