Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа
Цель курсовой : изучить приемы и средства пробуждения интереса школьников к национальной культуре;
выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках декоративного рисования;
пытаться сохранить детский интерес к искусству.
Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.
Введение _________________________________________________________________ 3
Глава I . Патриотическое воспитание учащихся на уроках декоративного рисования при изучении темы: « Гжель»______________________________________________________4
История развития промысла Гжель__________________________________________4
Классификация развития промысла Гжель____________________________________10
Особенности развития патриотического воспитания у учащихся младших классов__30
1.4 Уроки по декоративному рисованию в младших классах и методика их проведения__33
Глава II. Практическая часть___________________________________________________43
2.1 Анализ программы по изобразительному искусству для учащихся 1-4 классов_______46
2.2 Блок уроков
Заключение
Список литературы
Приложение
Патриотическое воспитание начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.
Воспитание патриотизма на уроках декоративного рисования имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его
личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе
преподавания предметов искусства учитывать местные особенности
национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в
народном костюме, утвари, архитектуре и т.д.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному декоративному творчеству, к народной художественной культуре.
Для патриотического
воспитания полезно
На уроках декоративного рисования нужно пытаться развить качества человека, чтобы тонко чувствовать искусство, понимать его и пробовать самому создавать художественные произведения (предполагаются классные и домашние практические задания по изученным темам).
Во-первых, это высокая эмоциональность. Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро.
Во-вторых, необходимо творческое воображение.
В-третьих, точность и яркость образов, возникающих при восприятии искусства и в процессе его создания, зависит от знаний человека, умения извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого образного мышления, воображения, фантазии.
Материализм продолжает все больше влиять на общество, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников на уроках декоративного рисования, на работах русских мастеров которые будут воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
В общем ряду пластических искусств, декоративно-прикладное искусство наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь ... Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире. Именно поэтому приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству представляется очень важным. На первом этапе обучения 1 - 4-х классах учащиеся входят в увлекательный мир искусства во всем многообразии его проявлений, осваивают его целостно и во взаимосвязи с окружающей жизнью.
Содержание программы выстраивается вокруг трех основных видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые в начальной школе выступают как “изображение”, “постройка” и “украшение” не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Декоративно-прикладное искусство - часть целого, один из способов художественного освоения человеком мира.
В начальной школе декоративно-прикладное искусство представлено достаточно разнообразно и широко. Дети встречаются на уроках с произведениями крестьянского искусства, традиционными народными промыслами и современным декоративным искусством. В частности, во 1-ом классе они занимаются с тремя сферами художественной деятельности на основе связи с реальным миром, миром природы. Образы народного искусства (единорог, птица сирин, двуглавый конь, Полкан и т. д.) - яркий наглядный пример удивительной фантазии народных мастеров и вместе с тем это ключ к созданию собственных фантазий.
В 3-м классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративного искусства, окружающими их в повседневной жизни (мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, кованые ограды, фонари, театральные маски, костюмы и т. д.).
В 4-м классе определена следующая последовательность ознакомления с произведениями декоративного искусства в контексте определенной тематики уроков: русское народное искусство, декоративно-прикладное искусство народов других стран - Греции, средневековой Европы, Японии и т. д.
Урок искусства должен в первую очередь вести школьников к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. Именно поэтому в условиях кружка приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в единстве восприятия и практической деятельности. Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с окружающим миром, значимым для ребят.
“Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...” (Э.Н.Фаустова).
Декоративно-прикладное искусство, как, впрочем, и любые другие, решает всегда три вопроса: что изображено, как и зачем? Из всех этих вопросов самым главным для нас является вопрос “зачем”, т. е. во имя чего появился на свет тот или иной образец декоративно-прикладного искусства. Невозможно сформировать художественное мышление ребенка без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.
Использование
на уроке методов, восходящих к традициям
народной педагогике, является важным
средством нравственно-
Урок искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. До тех пор пока ученик не включен в активную познавательную деятельность на уроке, нет сотворчества. Рождается оно только в атмосфере заинтересованности, увлеченности познанием.
Необходимо постоянно заострять внимание учащихся на существующей в данном искусстве специфике:
отношения к цвету (условность, декоративность, символика цвета);
линии (“линия безраздельно царствует и господствует” в вышивке, контурной резьбе как активный элемент “своеобразной народной графики в ее бытовом приложении”, линия - организующая начало в орнаментальной и изобразительной композиции в народном искусстве);
форме (выразительно условна, скульптурна, в ней выявлены специфика материала, его особенности, свойства; форма предмета достигает символического обобщения);
пространству
(приобретает черты
Урок становится эффективной формой приобщения школьников к народному и профессиональному декоративному искусству, если на нем используются методы искусства, создается особая атмосфера общения, сотворчества.
Методы художественной педагогики - это действенный инструмент в руках учителя, это способы действия, направленные на развитие познавательного интереса школьников и на его основе формирование потребности в общении с народным декоративным искусством.
Созданию эмоциональной атмосферы на уроке содействует выстроенная драматургия урока, работающая на решение конкретных учебных задач. Эмоциональная педагогическая драматургия - исключительная модель урока, организованного по законам искусства.
Она включает следующие элементы: завязку, постановку проблемы, кульминационный момент и эпилог.
Использование метода эмоциональной драматургии как бы устраняет обыденность процесса обучения, делая урок более увлекательным. Проиллюстрируем нашу мысль. Учащимся на уроке, мысленно предполагается отправиться к некогда заповедным и экологически чистым местам северного края, где когда-то природа радовала глаз своей непритязательной красотой, наполненной ландшафтной гармонией удивительно чистых, хрустальных озер с низко нависшими над ними облаками, с волнистыми косогорами, покрытыми сочным ковром разнотравья, с разливающимся над всем этим вселенским покоем.
Два образа природы - прежний и нынешний, их невольное сопоставление в сознании учащихся помогут им усилить позицию бережного отношения к природе, определить свое место в системе природа - человек - искусство.
В процессе восприятия важная роль отводится наблюдению - детальному рассматриванию произведений искусства. В ходе наблюдения внимание акцентируется на особенностях строения, форме; использовании изобразительных элементов, несущих содержательную нагрузку, бесконечном варьировании традиционных мотивов; выразительности используемых материалов, декоративности цвета; целостности всех составляющих элементов художественного образа, наблюдение представляет активный процесс, в который включается память, воображение, мышление.
На уроке особое значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Присутствие на уроке подлинников играет исключительно важную роль, так как создает возможность организации особой эмоциональной Среды, благоприятной для восприятия.
Слово иногда может быть не менее эффективным, чем зрительный образ. Более того, динамика сочетаний слова и зрительного образа способна поднять эффективность педагогически организованного воздействия. Но необходимо в связи с этим указать, что слово должно быть организованно по законам искусства. Словесные тексты должны давать пищу для размышления, воображения, должны быть доступными по содержанию и форме, нести яркий образ.
Приобщая детей
к декоративно-прикладному
Приобщение детей к русскому народному искусству с помощью музеев - дело чрезвычайной важности. Многокрасочный рукотворный мир народного искусства созвучен жизнерадостному мироощущению младших школьников, влечет к себе, очаровывает, вызывает удивление, интерес. Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому очень важно “не пропустить” этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение ребят к прекрасным произведениям гжельских мастеров.
Перед началом учебного года руководителю необходимо подготовить кабинет. В постоянной экспозиции следует разместить лучшие работы детей, оформить стенды, отражающие историю развития гжельского народного художественного промысла.
Дети должны готовит свое рабочие место да начала урока. Кисти, палитра с краской, банка с водой должны находиться на столе с правой стороны от ученика. На столе ничего не должно быть лишнего, под рукой только необходимый материал, оригиналы и пособия. Особое внимание нужно обратить на кисть. Это главный инструмент художника. И обращаться с ним следует правильно: нельзя оставлять кисти в банке с водой, так как от этого кончики волосков загибаются и кисть приходит в негодность; нельзя носить кисти в целлофановом мешке или в сумке без упаковки. Их нужно убирать в пенал. После работы кисти нужно хорошо промыть и поставить в вазу или бокал волосками вверх.
Для выполнения задания используется гуашь, или акварельные краски. Руководитель должен рассказать о происхождении и свойствах бумаги и красок. Гуашь по сравнению с акварельной краской- непрозрачная, в переводе с итальянского языка - водяная краска. Она представляет собой густую пасту, состоящую из пигмента, смешанного с клеем на воде, легко растворяется в воде, а в соединении с белилами дает множество цветовых сочетаний. На уроке гуашевые краски используются так же, как и акварельные, т.е. для получения мазка с тенями вместо белил используют воду. Такое применение гуаши позволяет приблизиться к технологии росписи производства. Отличие состоит лишь в том, что художница использует в своей работе не гуашь, а окись кобальта и пишет не по бумаге, а по пористому, слегка обожженному фарфору. Стоит упомянуть о том, что гуашевые краски применяются для выполнения декоративно-прикладных и художественно-оформительских работ.
Если гуашь сильно разбавить водой, то слой наносимой краски будет прозрачным. Слабо разбавленная краска имеет вид густой пасты, толстый слой которой может отслаиваться и растрескиваться. При высыхании гуашевые краски теряют свою насыщенность, приобретая белесоватый оттенок. Поэтому нужно заранее учитывать силу цветового пятна и не добавлять в гуашь белил.
Со свойствами акварельных красок дети знакомы еще с детского сада.
Вся постановка обучения строится таким образом, что ребята, знакомясь с росписью и усваивая простейшие элементы, выполняют вначале несложные композиции, которые с каждым последующим заданием усложняются. Такая постановка учебно-воспитательного процесса способствует психологической готовности к труду, овладению графической грамотой, освоению приемов художественной обработки материалов.
Уроки декоративного рисования способствуют эстетическому формированию личности школьника. Художественное воспитание, сливаясь с производственным трудом, способствует воспитанию у детей трудовых качеств, эстетическому обогащению их внутреннего мира.